Конституция, Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и другие нормативные правовые акты Республики Беларусь определяют систему местного управления и самоуправления.
Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных единиц: сельсовета, поселка, города, района, области.
Основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов - представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Местные Советы призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.
Единую систему местных Советов депутатов в Республике Беларусь составляют сельские, поселковые, районные
в городах (в настоящее время упразднены), городские, районные, областные Советы депутатов. Единство системы местных Советов обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории.
В нашей республике установлены три территориальных уровня местных Советов: первичный, базовый и областной. Классификация Советов по уровням позволяет в 'законодательстве более четко определять полномочия Советов.
« К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы;
« к базовому - городские (городов областного подчинения), районные Советы;'
« к областному - областные Советы.
Минский городской Совет обладает правами базового и областного Совета.
В соответствии со ст. 118 Конституции местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на 4 года.
Согласно Закону от 5 мая 1998 г. «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» ' административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
Таким образом, среди административно-территориальных единиц не названы районы в городах. Законом установлено, что территории городов в целях оптимальной организации исполнения решений, связанных с удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности, при необходимости делятся на районы, не являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами.
Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1998. № 19.
Не все поселки городского типа и города районного подчинения являются административно-территориальными единицами. Те из них, где местные Советы депутатов в соответствии с законодательством не создаются, являются территориальными единицами.
Таким образом, Советы депутатов могут создаваться в областях, городе Минске, районах, городах областного подчинения, сельских, некоторых поселках городского типа и городах районного подчинения. В территориальных единицах -районах в городах, некоторых поселках городского типа и некоторых городах районного подчинения местные Советы депутатов не создаются.
Система местных органов управления состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных и распорядительных органов.
Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета являются исполнительный комитет, обладающий правами юридического лица.
Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 1995 г. № 383 «О проведении реформы органов местного управления и самоуправления» ' образованы местные администрации, являющиеся правопреемниками исполнительных комитетов районных в городах Советов депутатов.
Исполнительные комитеты первичного, базового и областного уровней входят в систему органов исполнительной власти, являются органами местного управления общей компетенции.
В состав исполнительного комитета, помимо его председателя, входят заместители (заместитель) председателя исполкома, управляющий делами (в сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения), районных в городах исполнительных комитетов - секретарь) и члены исполнительного комитета.
Отличительным признаком организации управленческой власти на местах является отсутствие параллельных структур (представителей центральной власти и органов управления, формируемых на местном уровне).
1 Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. 1995. № 27. Ст. 656; № 34. Ст. 832; НРПА. 1999. № 33. 1/291; 2000. № 1. 1/836.
Две ветви власти участвуют в формировании исполнительных комитетов. Так, председатель областного исполнительного комитета назначается Президентом Республики Беларусь и утверждается областным Советом. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 ноября 1995 г. № 476 «Об утверждении Положения о председателе областного, Минского городского исполнительского комитета» ' председатель исполнительного комитета после назначения Президентом утверждается соответственно сессией областного, Минского городского Совета депутатов путем открытого голосования. Кандидатура на эту должность считается утвержденной, если за нее проголосовало большинство депутатов. В случае, если Совет депутатов не утвердил кандидатуру, Президент Республики Беларусь в том же порядке вносит другую кандидатуру. При повторном отказе областного, Минского городского Совета депутатов утвердить кандидатуру, предложенную на должность председателя исполнительного комитета, решение Президента Республики Беларусь, принятое по этой или иной кандидатуре, является окончательным. Законодательством предусматриваются основания для освобождения председателя исполнительного комитета от должности.
Назначение председателя исполнительного комитета на должность и освобождение его от должности оформляются указом Президента Республики Беларусь.
Кандидатуры заместителей председателя исполнительного комитета, управляющего делами и персональный состав исполнительного комитета председатель областного исполнительного комитета должен согласовать с Президентом, после чего он вправе произвести соответствующие назначения.
Назначение на должность и освобождение от должности председателей районных (городских) исполнительных комитетов и представление их кандидатур на утверждение районных (городских) Советов депутатов осуществляется председателем областного исполнительного комитета. Он же принимает окончательное решение о назначении председателей районных (городских) исполнительных комитетов в случае повторного отказа соответствующих Советов депутатов утвердить предложенные кандидатуры.
1 Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. 1995. № 33. Ст. 804; НРПА. 1999. № 33. 1/291; 2000. № 1. 1/836; 2002. № 43. 1/3612.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 1996 г. № 105 «Об утверждении Положения о председателе районного, городского исполнительного комитета» ' утверждение в должности заместителей, управляющего делами и персонального состава исполнительного комитета производится председателем районного, городского исполнительного комитета по согласованию с областным исполнительным комитетом.
В городе Минске руководители соответствующих местных администраций назначаются и освобождаются от должности председателем Минского городского исполнительного комитета. Аналогично руководители соответствующих местных администраций назначаются и освобождаются от должности председателем городского исполнительного комитета.
Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2001 г. № 723 «О структуре и численности работников исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах» 2 предусмотрена примерная структура областного, Минского городского (городов областного подчинения), районного исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, количество управлений и отделов, других служб этих органов городов.
Особое значение в развитии местного самоуправления имеют такие формы непосредственной демократии, как местные референдумы.
Путем местного референдума могут решаться наиболее важные вопросы местного значения, затрагивающие интересы населения. Порядок проведения местных референдумов определяется Избирательным кодексом.
В стране сложилась определенная практика проведения собраний (сходов) граждан по месту жительства, которые могут созываться по мере необходимости местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, органами территориального общественного самоуправления. На них обсуждаются вопросы государственного и местного значения.
1 Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. 1995. № 33. Ст. 804, НРПА. 1999. № 33. 1/291; 2000. № 1. 1/836; 2002. № 43. 1/3612.
На основе добровольного волеизъявления граждан могут создаваться органы территориального общественного самоуправления, которые осуществляют свою деятельность в тесной связи с местными Советами, исполнительными и распорядительными органами, депутатами, трудовыми коллективами, общественными объединениями.