Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема: Технология сборки составных валов и муфт

Практическая работа №17

1. Теоретические сведенья.
Весьма часто в конструкциях машин и механизмов встречаются составные валы, т.е. валы, состоящие из двух, трех и более частей. В зависимости от конструкции механизма и требований, предъявляемых к точности взаимного расположения валов, применяют различные виды соединительных устройств - муфт. Основное назначение этих соединительных устройств - передача вращательного движения и крутящего момента без изменения его направления и величины.

Если в процессе работы механизма валы должны быть постоянно соединены, то применяют жесткие и подвижные соединительные муфты, а если необходимо разъединение валов - то сцепные; для предохранения механизмов от перегрузок применяют предохранительные муфты.

Конструкция и сборка жестких соединительных муфт. Для соединения строго соосных валов используют жесткие муфты следующих конструкций: неподвижные глухие; втулочные (со штифтами, призматическими и сегментными шпонками, шлицевые): свертные (продольные и поперечные).

Неподвижные глухие муфты (рис.1, а) предназначены для жесткого соединения валов. При эксплуатации этих муфт смещение валов не должно превышать 0,05 мм. Применяют эти муфты преимущественно в приводах, в которых требуется жесткое и надежное соединение валов; в передачах, работающих с переменной скоростью или в режиме частого пуска.

 


Рис.1. Жесткие муфты: а - неподвижная глухая; б-д - втулочные; е - продольно-свертная; ж - поперечно-свертная; 1 - полумуфта; 2 - стопорное кольцо; 3 - шпонка; 4 - болт

 

Сборку составных валов с такими муфтами следует выполнять в следующей последовательности:

- проверить соответствие соосности и перекоса осей соединяемых валов техническим требованиям;

- подогнать полумуфты 1 к валам так, чтобы между валами и выточками в полумуфтах не было зазора;

- установить в полумуфты 1 шпонки 3 и стопорные кольца 2; установить полумуфты в сборе на соединяемые валы; произвести предварительное стягивание полумуфт двумя болтами 4, расположенными по диагонали;

- проверить отсутствие зависания полумуфт на шпонках и стопорных кольцах (причиной зависания может быть некачественная пригонка шпонок и колец по посадочным местам);

- в случае зависания пригонку шпонок и стопорных колец повторить, проведя ее более тщательно;

- установить еще два болта 4 и затянуть полумуфты окончательно;

- зашплинтовать гайки болтового соединения.

Втулочные муфты (рис.1, б-д) служат для соединения соосных валов при передаче крутящих моментов величиной до 12500 Н·м. Эти муфты соединяют с валом при помощи штифтов (см. рис.1, б); призматических (см. рис.1, в) и сегментных (см. рис.1, г) шпонок; шлицов (см. рис.1, д).

Сборка составных валов, соединяемых втулочной муфтой при помощи штифтов, осуществляется следующим образом:

- проверить соответствие размеров посадочных мест валов на соответствие требованиям чертежа;

- проверить соответствие размеров посадочных мест втулочной муфты требованиям чертежа;

- установить втулочную муфту на призмах и закрепить;

- просверлить в одной стенке муфты два отверстия под штифты;

- проверить соосность соединяемых валов на соответствие требованиям технических условий;

- установить соединительную втулочную муфту на валы;

- используя установленную втулочную муфту в качестве кондуктора, просверлить отверстия в соединяемых валах и второй стенке муфты;

- развернуть совместно отверстия в стенках муфты и валах; установить штифты в отверстия муфты и валов; проверить собранное соединение на биение. При сборке втулочных муфт с призматическими (см. рис.1, в) и сегментными (см. рис.1, г) шпонками последовательность работ следующая;

- проверить взаимное расположение валов на соответствие требованиям технических условий;

- проверить соответствие размеров посадочных мест на валах и во втулке требованиям чертежа;

- осуществить пригонку шпонок по пазам вала; установить шпонки на валах;

- пригнать паз соединительной втулочной муфты по шпонкам; установить соединительную втулочную муфту на валы; зафиксировать положение соединительной втулочной муфты относительно валов при помощи стопорного винта;

- проверить собранное соединение валов на радиальное биение. При сборке составных валов при помощи соединительных шлицевых втулочных муфт (см. рис.1, д) последовательность работ та же, что и при сборке муфт со шпонками. Однако следует иметь в виду, что при использовании в соединении валов с втулочной муфтой посадок с натягом, последнюю следует перед установкой на валы нагреть в ванне с горячим маслом.

Продольно-свертные муфты (рис.1, е) применяют для соединения гладких валов при передаче крутящих моментов величиной до 12500 Н·м. Муфта состоит из двух полумуфт с плоскостью разъема, параллельной оси вала. Соединение полумуфт осуществляется при помощи болтов.

Последовательность сборки этих муфт следующая:

- проверить соответствие отклонений в расположении осей соединяемых валов требованиям технических условий;

- установить полумуфты на соединяемые валы и стянуть их предварительно двумя болтами;

- проверить плотность прилегания полумуфт к посадочным поверхностям валов;

- если прилегание неплотное, снять полумуфты с валов и подогнать посадочные поверхности полумуфт по валам; установить в пазах вала шпонки и пружинные кольца; установить полумуфты на валах, затянув их предварительно двумя крайними болтами;

- проверить провисание полумуфт;

- при наличии провисания повторить пригонку посадочных мест по шпонкам и пружинным кольцам;

- установить муфту на вал и затянуть окончательно; зашплинтовать гайки болтового соединения; проверить собранный узел на радиальное биение.

Поперечно-свертные муфты (рис.1, ж) применяют для соединения соосных валов диаметром до 250 мм при передаваемом крутящем моменте величиной до 40000 Н·м. Муфта состоит из двух полумуфт с плоскостью разъема, перпендикулярной оси вала, соединяемых между собой болтами.

Сборка поперечно-свертных муфт осуществляется в следующей последовательности:

- проверить соответствие отклонения валов от соосности требованиям технических условий;

- проверить соответствие размеров посадочных мест валов требованиям чертежа;

- проверить соответствие посадочных размеров полумуфт 1 требованиям чертежа;

- установить шпонки 3 на соединяемых валах;

- сверлить отверстия в одной из полумуфт под установочные болты 4;

- используя центрирующий выступ полумуфты, соединить полумуфты и зафиксировать их взаимное положение;

- используя полумуфту с просверленными отверстиями в качестве кондуктора, сверлить отверстия под установочные болты во второй полумуфте;

- установить полумуфты на валах;

- произвести контроль полумуфт на осевое и радиальное биение;

- ввести соединительные болты в отверстия полумуфт;

- установить на болты шайбы;

- навинтить гайки и затянуть их;

- произвести стопорение резьбового соединения от самопроизвольного отвинчивания;

- произвести контроль собранного соединения на осевое и радиальное биение.

При необходимости компенсации отклонения валов от соосности применяют подвижные муфты, к которым относятся жесткие компенсирующие, упругие и самоустанавливающиеся угловые (шарнирные).

Конструкция и сборка подвижных соединительных муфт. В качестве жестких компенсирующих муфт (рис.2) используют зубчатые, цепные и крестовые муфты.

 


Рис.2. Компенсирующие муфты:

а - зубчатая; б - цепная; в - крестовая кулачково-дисковая; г - крестовая со скользящим вкладышем; 1 - обойма; 2 - полумуфта; 3 - звездочка; 4 - охватывающая цепь; 5 - кожух

 

Зубчатые муфты (рис.2, а) состоят из двух втулок-полумуфт 2 с наружными зубьями, которые устанавливают на валах при помощи шпонок. Зубья втулок находятся в зацеплении с внутренними зубьями двух обойм 1. Обоймы соединяют между собой болтами. Компенсирующая способность зубчатых муфт определяется углом перекоса оси каждой втулки относительно обоймы и расстоянием между осями зубчатых венцов. Допускаемое смещение осей валов при соединении зубчатыми муфтами приведено в табл.1.1.


Таблица 1.1


Допускаемые смещения осей валов при соединении зубчатыми муфтами

     
Диаметр вала, мм Смещение
  радиальное, мм угловое, рад
0,4 0,0004
0,6 0,0006
0,8 0,0008
1,0 0,0010
1,2 0,0012
1,3 0,0013
1,5 0,0015
1,6 0,0016
1,7 0,0017
1,9 0,0019
2,1 0,0021
2,6 0,0026
2,7 0,0027
2,9 0,0029
3,4 0,0034
   

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.