Я знаю Бада с середины 70-х. Познакомились мы с ним во время сорокадневного тренинга духовного роста. Не нужно было долго с ним разговаривать, чтобы распознать его проблему. Она говорила сама за себя: сильнейшее заикание.
На тренинге давался широкий набор мощных методов работы с телом, чувствами и умом - глубокое расслабление, практики внутреннего прозрения, дыхательные упражнения, катарсический массаж - и все участники предполагали (или, по меньшей мере, надеялись), что в качестве побочного эффекта Бад избавится от своей проблемы. Но тренинг подошёл к концу, а Бад по-прежнему заикался.
Лет через пять я вновь встретил Бада, тоже на тренинге, на чей раз даже более мощном. Было видно: за минувшие годы он проделал над собой огромное количество работы, но заикание никуда не девалось.
«Бад, - не выдержал я к концу тренинга, - как же так: после всех твоих усилий ты всё ещё заикаешься!»
«Д-д-а, з-з-з-аикаюсь, - произнёс он беспечно. - «Н-н-но сейчас м-м-мне на это п-п-п-плевать!»
Не знаю, как вы отнесётесь к моим словам, но я считаю, в тот момент Бад был истинным просветлённым.
Поток просветления
Давайте спросим себя: поступают ли просветлённые существа неким предсказуемым, прогнозируемым образом? Лично мне сложно однозначно ответить на этот вопрос. Единственное, что я твёрдо знаю: их поведение в высшей степени естественно! Без конфликтности по отношению к себе, другим и Жизни. Это всегда наилучший из возможных отклик на сложившиеся обстоятельства. Отражающий духовную зрелость, подлинность, самодисциплину, смелость и доброту. И заранее сказать, примет ли эта доброта форму неумолимо-строгой любви или нежно-трогательных чувств, - невозможно.
Просветлённое действие спонтанно и интуитивно, и потому непредсказуемо: иногда оно эксцентрично, иногда заурядно, а порой даже внешне противоречиво и парадоксально. Во избежание идеализаций типа «просветлённые никогда не пребывают в расстроенных чувствах» или «всегда спокойны и благостны» их описывали как не имеющих постоянного имиджа вообще.
«Так за чьим же поведением, - наверное, спросите вы, - мне, в конце концов, наблюдать? Имеют ли просветлённые семью, ведут ли половую жизнь, ходят ли в кинотеатры, посещают ли рестораны или футбольные матчи?»
Если обратиться за примером к таким просветлённым существам, как Иисус, Будда, Кришна, Магомет, Заратустра, Тереза Авильская, Жанна д'Арк, Чжуан-цзы, Лао-цзы либо (взяв времена нам близкие) Анандамаий Ма и Далай-лама, - то нам, увы, не найти ни одной раз и навсегда заданной ролевой модели поступков.
Но, может, нам даст подсказку следующий факт: один паломник спросил у Будды, чем тот отличается от остальных людей. «Я пробуждён», - прозвучал лаконичный ответ.
Заметьте, Будда не сказал: «Посмотри, какая у меня блаженная, нирваническая улыбка. Я обладаю особыми способностями, могу творить чудеса, всегда спокоен и благостен, и вообще развитая во всех отношениях личность высочайшего духовного уровня». Он даже не сказал: «Я всегда счастлив и исполнен любви». Ответом было лишь: «Я пробуждён».
Один из лучших, на мой взгляд, способов представить себе просветлённое поведение - это понаблюдать за водными потоками (например, текущими вниз по гонному склону). Один ручей бежит быстро, мощно и плавно; другой, помельче, едва покрывает каменистое русло; третий завален по всему пути глыбами и оттого бурлив и неистов… У подножия горы все они сливаются в одну могучую реку.
Очень сомнительно, чтобы вода одних ручьёв вела себя более просветлённо, нежели других. Ведь какой ручей ни взять - это, по сути, одна и та же вода. И просветлённость её поведения выражена в том, что она всегда является сама собой, естественно откликаясь на силы гравитации и параметры реалий своего окружения. Поток податливо меняет скорость, форму, вид, без малейшего сопротивления вторя каменистым ли, илистым или песчаным руслу и берегам.
Направление течения - сверху вниз - остаётся постоянным (так велит закон тяготения, и нет ничего абсурднее, чем с ним воевать). Но поведение и функции воды меняются - в одном месте она живит прибрежные растения, в другом - утоляет жажду пришедших на водопой животных, в третьем - исправно крутит мельничные жернова. Она бежит то медленно, то быстро, то неистово, то плавно, коль есть мощь - сметая, а нет - обтекая препятствия на своём пути.
Так и просветлённое поведение есть естественный отклик на каждый миг существования, с полным вовлечением в поток Жизни, со всеми его подъёмами, спадами и перекатами.
Так что мой ответ на вопрос, что такое просветлённое поведение, таков: оно есть функция, пространственно-временной аргумент которой - здесь-и-сейчас; чуткий барометр мгновений Настоящего.