Системы оперативных задач таможенных органов, для решения которых требуются применение ТСТК, и условия его проведения дают возможность представить комплекс ТСТК в виде отдельных классов техники, предназначенной для решения каждой задачи в целом или ее отдельных составляющих.
ТСТК классифицируют на 7 самостоятельных, но взаимосвязанных классов техники (приложение). В свою очередь, классы техники делятся на подклассы. С помощью техники, включенной в подклассы, решаются частные задачи, вытекающие из общей оперативной задачи.
1-й класс технических средств таможенного контроля включает технические средства, предназначенные для оперативной диагностики (ОД) документов, представленных для оформления перемещаемых через таможенную границу объектов, с целью выявления в них признаков полной или частичной материальной подделки - подчистки, химического травления, дописки, допечатки текстов, замены листов многостраничных документов и фотографий, вклейки элементов и фрагментов других документов, подделки оттисков печатей, штампов, реквизитов, подписей и др[9].
2-й класс технических средств таможенного контроля объединяет технические средства, предназначенные для дистанционной оперативно-технической инспекции различного вида объектов таможенного контроля, в процессе которой осуществляется интроскопия объектов (в том числе крупногабаритных) с помощью инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), дистанционный контроль объемов (количеств) отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров и дистанционное выявления среди них возможных предметов таможенных правонарушений.
3-й класс технических средств таможенного контроля включает технические средства, необходимые для проведения таможенного поиска досмотра как оперативно-технического действия, предполагающего оптико-механическое обследование труднодоступных мест транспортных средств и товарных (грузовых) упаковок, локацию тайников и сокрытий, примене- ние специальных контрольных меток, а также применение технических средств и приспособлений для отбора проб содержимого объектов таможенного контроля.
4-й класс технических средств таможенного контроля объединяет технические средства, обеспечивающие выполнения оперативно-технических действий, связанных с проведением оперативной диагностики (ОД) потенциальных предметов таможенных правонарушений, выявленных в результате таможенного досмотра содержимого объектов таможенного контроля; проведением оперативной классификации товаров с целью их отнесения к соответствующим классам, группам, позициям ТН ВЭД ТС; определения целостности атрибутов таможенного обеспечения, запирающих устройств и т.п., накладываемые на товары и транспортные средства.
5-й класс технических средств таможенного контроля относятся технические средства, необходимые для таможенного оформления перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, включая наложения на них и на соответствующие документы атрибутов (средств) таможенного обеспечения.
6-й класс технических средств таможенного контроля включает технические средства, предназначенные для выполнения функций оперативного визуального наблюдения за действиями находящихся в таможенных зонах лиц, представляющих Работу выполнил Виньков оперативный интерес, с целью выявления их противоправного поведения, установления несанкционированных подозрительных на правонарушения контактов с другими лицами, в том числе и с сотрудниками таможенной службы.
7-й класс технических средств таможенного контроля объединяет технические средства, призванные обеспечивать получение данных о содержании информации, перемещаемой через таможенную границу на различного вида носителях, с целью выявления среди них материалов, запрещенных к такому перемещению.
В соответствии с Приказом ФТС России от 21.12.2010 г. № 2509 принята следующая классификация технических средств таможенного контроля по функциональному назначению:
- досмотровая рентгенотелевизионная техника (ДРТ);
- флюороскопическая досмотровая техника;
- инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК);
- средства поиска;
- средства нанесения и считывания специальных меток;
- досмотровый инструмент;
- технические средства подповерхностного зондирования;
- технические средства идентификации (ТСИ);
- химические средства идентификации (ХСИ);
- технические средства дознания и документирования по делам о контрабанде;
- технические средства контроля носителей аудио- и видеоинформации;
- системы визуального наблюдения;
- оптические устройства и приборы;
- приборы взвешивания (весы);
- технические средства таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов;
- ряд других технических средств.
Исходя из условий, в которых осуществляется таможенный контроль, можно выделить следующие два их вида: стационарные и оперативные.
Стационарные условия – это условия, когда таможенный контроль осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях, постоянно или временно принадлежащих таможенной службе, где стационарно установлены необходимые для контроля технические средства, применительно к конкретным видам объектов таможенного контроля и установленных для них технологий контроля. Это – пассажирские досмотровые залы аэро- и автовокзалов, железнодорожных станций, морских и речных вокзалов, помещения складов, пакгаузов, закрытых грузовых площадок, почтамтов, а также специально построенные таможенные инспекционно-досмотровые комплексы.
Оперативные условия – это условия, когда таможенный контроль осуществляется в местах, где стационарная установка в них технических средств таможенного контроля невозможна или нецелесообразна. Например, в связи с малыми объёмами досмотровых операций или ввиду их нерегулярности и эпизодичности в этих местах.
На сегодняшний день особый оперативный интерес в отношении поиска и обнаружения предметов контрабанды представляет задача визуализации содержимого объемов транспортных средств, часто используемых для этих целей. Задача предусматривает необходимость получения визуальной информации о конструкционных особенностях устройства легковых и грузовых автомашин, автобусов, трейлеров, автоприцепов (легковых и грузовых) с целью выявления в них тайников и скрытых вложений, контрабандных предметов, материалов или веществ.
Сама задача подразделяется на две в зависимости от видов этих транспортных средств: контроль легковых автотранспортных средств, микроавтобусов и прицепов к ним, и контроль большегрузных автомашин, трайлеров, рефрижераторов. Контроль последних можно было бы, исходя из технических решений по построению аппаратуры, отнести к контролю крупногабаритных грузов и контейнеров. Техническое решение оперативной подзадачи контроля легковых автомашин и микроавтобусов может быть реализовано за счет применения специальных ИДК.
ИДК – это современная рентгеновская аппаратура, позволяющая за короткое время произвести осмотр транспортного средства на наличие тайников, посторонних вложений, а также удостовериться в соответствии заявленных сведений о перемещаемых товарах. На полученных с применением ИДК снимках рентгеновского сканирования оператором анализа изображений сопоставляются силуэты перемещаемых товаров с заявленными в представленных документах сведениями на предмет их соответствия. В случае необходимости получения более точных данных об объектах контроля применяются иные меры, в том числе – проводится таможенный досмотр.
Оперативная задача визуального контроля содержимого отдельных видов грузов в полевых условиях требует применения передвижных или переносных рентгеновских аппаратов, способных осуществлять таможенный контроль, как правило, при отсутствии в местах контроля стационарных электрических сетей для питания аппаратуры, а также способных работать в более жестких климатических условиях – в дождь, снег, мороз.
Техники, способной выполнять такую сложную задачу, пока на вооружении отечественных таможенных служб недостаточно. Зарубежные таможенные службы используют для этих целей передвижные рентгеноустановки - например, передвижной рентгеноаппарат «Сканмобиль» фирмы «Хайманн» сконструирован на базе рентгенотелевизионного конвейерного аппарата модели «Хай-Скан 9080».
Таким образом, таможенный контроль должен основываться на основе системы управления рисками с применением современных ТСТК и новейших информационных технологий. В целях повышения эффективности эффективности проведения фактического таможенного контроля товаров и транспортных средств путём максимального использования ТСТК необходимо исключение формального подхода со стороны должностных лиц таможенных органов к использованию ТСТК.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать ТСТК, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами.
В число основных оперативных задач, требующих применения ТСТК, входят следующие задачи: проверка таможенных документов и атрибутов таможенного обеспечения; дистанционное получение информации о содержимом объектов таможенного контроля; поиск и обнаружение объектов контрабанды нарушений таможенных правил; идентификационный экспресс-анализ содержимого объектов таможенного контроля; визуальное наблюдение за оперативной обстановкой в зонах таможенного контроля; контроль носителей аудио-, видеоинформации; выполнение технологических операций при таможенном досмотре; наложение атрибутов таможенного обеспечения.
При проведении таможенного контроля применяются различные виды ТСТК, позволяющие выявлять необходимые сведения о товарах (их количество, состав, физические и химические свойства, подлинность, наличие тайников и т.п.). Критерием эффективности применения ТСТК является выявление нарушений таможенного законодательства. Таможенный контроль должен основываться на основе системы управления рисками с применением современных ТСТК и новейших информационных технологий. Сложность и многообразие ТСТК требуют наличия серьезных базовых знаний и умений при их применении должностными лицами таможенных органов. Постоянное обновление парка ТСТ требует постоянного повышения квалификации сотрудников таможенных органов.