1. Правовые основы применения технических средств таможенного контроля. 3
2. Система поисковых оперативных задач таможенного контроля с применением технических средств. 8
3. Классификация технических средств таможенного контроля, применяемых для решения поисковых оперативных задач таможенного контроля. 15
Заключение. 20
Список использованных источников. 20
Приложение. 23
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена следующим. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу связано с выполнением различных таможенных процедур. Среди них особая роль отводится таможенному контролю, осуществляемому в различных формах и нацеленному на выявление, пресечение и предупреждение нарушений таможенного законодательства. Наиболее распространенной формой таможенного контроля является таможенный досмотр, проводимый в отношении товаров и транспортных средств.
Для достижения эффективности таможенного досмотра таможенными органами применяют технические средства таможенного контроля. Технические средства таможенного контроля – это комплекс специальных технических средств, применяемых таможенными службами непосредственно в процессе оперативного таможенного контроля всех видов перемещаемых через государственную границу объектов с целью выявления среди них предметов, материалов и веществ, запрещенных к ввозу и вывозу, или не соответствующих декларированному содержанию.
Цель работы – исследовать поисковые оперативные задачи таможенного контроля. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть правовые основы применения технических средств таможенного контроля;
- охарактеризовать систему поисковых оперативных задач таможенного контроля с применением технических средств ;
- исследовать классификацию технических средств таможенного контроля, применяемых для решения поисковых оперативных задач таможенного контроля.
При написании работы использованы нормативно-правовые акты РФ, учебные пособия и другая литература по теме исследования.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
Таможенный контроль определен в Справочнике таможенных терминов Всемирной таможенной организации (WCO) как «меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы».[1]
До вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), на территории ЕАЭС применяются положения Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС[2]). Таможенный контроль, согласно ст. 4 ТК ТС, определяется как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства государств - членов ЕАЭС. В число этих мер входят: правовые, кадровые, организационные, экономические, а также технические, включающие в себя обеспечение современной таможенной техникой, с помощью которой таможенные органы осуществляют административно-хозяйственную, правоприменительную и правоохранительную деятельность.
В соответствии со ст. 161 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»[3] таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном деле.
Организация таможенного контроля и таможенного оформления - это комплекс мероприятий, проводимых таможенными органами в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств. Этот комплекс включает в себя создание таможенной и около таможенной инфраструктуры, позволяющих обеспечить таможенный контроль и таможенное оформление как в предусмотренных местах их осуществления, так и в других местах, где могут находится товары, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляться деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы[4].
Объекты таможенного контроля и места его проведения определены ст. 95.2 ТК ТС и включают в себя: товары, в том числе транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу и (или) подлежащие декларированию в соответствии с ТК ТС; таможенную декларацию, документы и сведения о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством ТС; деятельность лиц, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемую в рамках отдельных таможенных процедур; лиц, пересекающих таможенную границу.
Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.
Все эти объекты имеют существенные различия и требуют особого подхода при решении задач таможенного оформления и определенных форм таможенного контроля. Таковыми, согласно ст. 110 ТК ТС являются: проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности; таможенная проверка.
При проведении каждой формы таможенного контроля решаются свои задачи, требующие особого технологического подхода и технического оснащения. С их помощью устанавливается достоверность и подлинность документов, представленных на перемещаемые объекты; определяется соответствие товаров и транспортных средств данным, приведенным в декларирующих документах («верифицирование»); проверяется (в оперативных условиях) правильность классифицирования товаров согласно положениям ТН ВЭД ЕАЭС[5]; уточняются статистические данные и данные валютного контроля, сумма начисления таможенных пошлин, взимание налогов, платежей, осуществляется поиск тайников и сокрытых вложений в контролируемых объектах и др.
Для оптимизации и повышения эффективности таможенного контроля представляется необходимым и целесообразным применение различных видов технических средств таможенного контроля (ТСТК).
Без применения ТСТК в настоящее время практически невозможно обеспечить своевременность, качество и культуру таможенного контроля. В ст. 107 ТК ТС указывается, что перечень и порядок применения ТСТК устанавливаются законодательством государств - членов ТС. Общий порядок применения ТСТК определен Приказом ФТС России от 21.12.2010 г. № 2509 «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации»[6].
ТСТК включают в себя различные виды приборов, аппаратуры, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежностей и материалов, а также разнообразные компоненты и комплексы. Они представлены наборами отдельных приборов, устройств, инструментов и приспособлений (например, наборы технических средств поиска и досмотра, комплекты для оперативной диагностики таможенных документов и др.), предназначенных для выполнения особо сложных оперативно-технических действий.
Например, проверка содержания документов, необходимых для таможенных целей, включает проверку достоверности и полноты сведений, указанных в них, а также установление подлинности и состояния документов, т.е. выявление в них возможных подделок, что является предметом таможенных правонарушений; возможность проведения материаловедческой экспертизы товаров, исследование состава, структуры, химических и физических свойств веществ с помощью современных приборов и методов исследования для успешной борьбы с незаконным оборотом товаров и, главным образом, наркотических средств, радиоактивных материалов; возможность использования технических средств таможенного контроля для классификации товаров согласно ТН ВЭД ЕАЭС с целью обоснованного применения мер тарифного и нетарифного регулирования и др.
В ст. 107 ТК ТС указывается, что в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться ТСТК, перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств - членов ЕАЭС. Указанные технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.
Необходимость применения ТСТК обусловливается широким перечнем задач при проведении таможенного контроля, такими как: определение весовых характеристик объектов контроля; установление химического состава вещества; определение наличия и степени опасности ионизирующих излучений и излучений радиотехнических средств; другими задачами.
Статьей 114 ТК ТС определяется, что таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций может осуществляться в том числе с применением технических средств.
Пункт 4 ст. 115 ТК ТС определяет, что таможенный осмотр может проводиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта.
Пункт 6 ст. 315 ТК ТС определяет, что при проведении таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные органы используют ТСТК.
Федеральный закон «О таможенном регулировании» в п. 13 ст. 19 определяет, что таможенные органы разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и системы передачи данных, ТСТК, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты, в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, при выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами.