1) Несклонение или неполное склонение количественных числительных.
Реферат не должен превышать двадцать страниц. - Реферат не должен превышать двадцати страниц.
2) Сочетание собирательных числительных с неодуш. существительными.
Потребовалось троегрузовиков, чтобы выполнить задание. - Потребовалось тригрузовика, чтобы выполнить задание.
3) Сочетание собирательных числительных с именами существительными женского рода.
На последнем дежурстве врач отметил работу только двоих медсестёр. - На последнем дежурстве врач отметил работу только двухмедсестёр.
4) Ошибочное управление существительным при смешанном числе.
Это расстояние спортсмен пробежал за 3,8 секунд. - Это расстояние спортсмен пробежал за 3,8 секунды.
5) Неверный выбор падежной формы существительного в словосочетаниях, обозначающих даты.
должны ликвидировать задолженность по предметам к 15 апрелю - Студенты должны ликвидировать задолженность по предметам к 15 апрелю.
НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЁН ЧИСЛ ИТЕЛЬНЫX
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
СОБСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
1) Существительное в связке с составным количественным числительным, оканчивающимся наодин, одна, одно,ставится в И. п.:сто один далматинец; тысяча одна ночь; двадцать одно очко.
Если составное числительное оканчивается надва, две, три, четыре, то существительное ставится в Р. п. ед. ч.:тридцать два зуба; тридцать три коровы.
Если же в конце стоят числительные, начинаяс пяти,то существительные ставятся в Р. п. мн. ч.:тридцать семь студентов; сто двадцать девять книг.
О б р а т и т е в н и м а н и е! Неправильно: Для хирургического отделения нужно купить 24 ножниц. Правильно: Для хирургического отделения нужно купить 24 пары ножниц. (Ножницы не употребляются в ед. ч.).
2) В форме Т. п. числительные, обозначающие круглые сотниот 200 до 900, могут как согласовываться с существительным, так и управлять им: с пятьюстами рублями - с пятьюстами рублей; с двумястами детьми - с двумястами детей и т. п.
Оба этих варианта являются нормативными, но первый из них преимущественно употребляется в книжной речи, а второй - в разговорной.
О б р а т и т е в н и м а н и е!
К оличественным числительным относят неопределенно-количественные числительные:много, мало, немного, немало, столько, столько-то, сколько, сколько-то, сколько-нибудь и несколько.
1.2. ДРОБНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Смешанное число:
9 3/5 (девять целых и три пятых);
7 13/8 (семь целых тринадцать восьмых).
Десятичная дробь:
0,125 (ноль целых и сто двадцать пять сотых);
4,18 (четыре целых восемнадцать сотых).
При смешанном числе существительным управляет дробь: на 12,5 процента (двенадцать и пять десятых процента); 6,3 метра (шесть целых и три десятых метра); 8 и 1/5 центнера (восемь целых и одна пятая центнера).
При наличии сочетанияс половинойилис четвертью существительным управляет целое число:пять с половиной процентов; три с четвертью ведра.
СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Собирательные числительныедвое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро и десятеро могут употребляться только:
1) С существительными мужского и общего рода, обозначающими лиц: трое друзей; двое мальчиков; пятеро зануд.
2) С существительными, обозначающими детей человека или детенышей животных:четверо детей; семеро козлят; пятеро котят.
3) С существительнымилюди, лица, а также такими, которые образованы путём перехода из прилагательных или причастий и называют группу лиц:двое людей; трое подозрительных лиц; четверо знакомых; шестеро неизвестных; семеро отдыхающих.
4) С существительными, обозначающими парные предметы и употребляющимися только в форме множественного числа:двое брюк; трое саней; пятеро суток.
5) С личными местоимениямимы, вы иони: нас было трое; двое из них; трое из вас.
6) С существительными женского рода только числительноеобе: обе подруги; обе девушки.
О б р а т и т е в н и м а н и е! Собственно-количественные числительные не имеют жёстких ограничений на сочетаемость с существительными, но в ситуациях, когда можно использовать собирательное числительное, возникают равноправные варианты употребления: шестеро подростков - шесть подростков; пятеро щенят - пять щенят и т. п.
Однако в некоторых случаях предпочтение отдаётся только одному из этих вариантов.
Так, например, предпочтительнее употреблять собирательное числительное:
а) с существительными м. р., имеющими в И. п. окончание -а:
трое мужчин, четверо юношей;
б) с существительными м. р,, обозначающими лиц и образованными путём перехода из прилагательных или причастий: семеро играющих, трое конвойных;
в) с одушевлёнными существительными в косвенных падежах:хозяйка четверых котят, мать троих детей.
(Нежелательно: хозяйка четырёх котят, мать трёх детей).
С другой стороны, предпочтительнее употреблять количественное числительное:
А) С некоторыми существительными м. р., называющими лиц по профессии, роду занятий, должности и т.п.: три профессора, два инженера, пять майоров. (Нежелательно: трое профессоров);
Б) с неодушевлёнными существительными в косвенных падежах:около пяти суток, на шести санях. (Нежелательно: на шестерых санях).
Однако в сочетаниях со словом часы выбор собирательного или количественного числительного носит смыслоразличительный характер. (Сравните: не хватает шестерых часов - не хватает шести часов).
Собирательные числительные не сочетаются:
1) С существительными, обозначающими лиц женского пола.
Нельзя сказать: трое студенток; четверо подруг; двое медсестёр).
2] С существительными мужского рода, обозначающими название животных. (Нельзя сказать: трое волков; пятеро бегемотов).