Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

в учебной деятельности

Диагностические материалы для выявления уровня развития рефлексии

в учебной деятельности

Критерий: исходное качество Показатель: слагаемые компоненты Уровень развития (категория) Диагностируемые признаки
Интеллектуальная готовность и способность к самообразова-нию Способность к самоанализу, самооценке Не способен оценить свою деятельность даже по просьбе учителя.
Анализирует и оценивает свою деятельность по просьбе учителя.
Анализирует и оценивает свою деятельность периодически независимо от учителя.
Систематически анализирует и оценивает собственную деятельность независимо от учителя.
Готовность к приобретению новых знаний Отсутствует познавательный интерес, на уроке чаще пассивен, отказывается от участия в различных интеллектуальных состязаниях.
Любит узнавать новое, но только в рамках учебного времени и предмета, задает уточняющие вопросы, соглашается на участие в различных интеллектуальных состязаниях.
Иногда интересуется источниками и средствами для получения дополнительного знания, демонстрирует более глубокие знания по отдельным темам, часто задает вопросы, выходящие за рамки изучаемого на уроке, предлагает свое участие в конференциях, олимпиадах.
Всегда интересуется способами получения дополнительной информации, систематически участвует в интеллектуальных состязаниях, часто добивается положительных результатов, обычно не останавливается на достигнутом.

 

 

Проанализируем такой показатель развития рефлексии в учебной деятельности, как способность к самоанализу и самооценке на примере обучающихся 7А класса (рис.1).Из диаграммы видно, что 15% обучающихся не способы оценить своюдеятельность даже по просьбе учителя, 49% анализируют и оценивают свою деятельность по просьбе учителя, 25% иногда интересуются источниками и средствами для получения дополнительного знания, демонстрируют более глубокие знания по отдельным темам, часто задает вопросы, выходящие за рамки изучаемого на уроке и 12% всегда интересуются способами получения дополнительной информации, часто добивается положительных результатов.

 

 

Рис.1 Вводная диагностика способности учащихся 7А класса к самоанализу и

самооценке в 2010-2011 учебном году.

Проанализируем такой показатель развития рефлексии в учебной деятельности,как приобретение новых знаний на примере обучающихся 7А класса (рис.2). Из диаграммы видно, что у 21% обучающихся отсутствует познавательный интерес, 45% - любят узнавать новое, но только в рамках учебного времени и предмета, 24% - используют дополнительную информацию, демонстрируют более глубокие знания по отдельным темам, часто задает вопросы, 24% - всегда интересуется способами получения дополнительной информации, часто добиваются положительных результатов, обычно не останавливается на достигнутом.

 

Рис.2 Вводная диагностика способности учащихся 7А класса к приобретению новых

знаний в 2010-2011 учебном году

Формирование рефлексивных умений можно осуществлять через: организацию учебного материала, применение технологий обучения.

Работа над этой проблемой подтолкнула меня к поиску таких форм, методов и приёмов обучения, которые позволяют повысить эффективность усвоения научных знаний, при которых не нарушается развитие и здоровье школьников, а интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки не требуют от организма ребёнка высокой физиологической цены.

Поэтому на своих уроках я применяю одну из наиболее эффективных и результативных методик обучения – технологию критического мышления.

Одна из основных целей технологии — научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. Она представляет собой набор особых приемов, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и созидательную деятельность обучающихся для достижения поставленных учебных задач.

Основу технологии составляет модель трех этапов учебно-познавательной деятельности "вызов – осмысление - рефлексия", позволяющая учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали.

1 этап – «Вызов».

Предусматривает активизацию ранее полученных знаний, вызов интереса к изучению темы. Обучающийся ставит перед собой вопрос "Что я знаю?"по данной проблеме, предлагается работа с вопросами, которая может проходить в два этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа).

На данном этапе могут использоваться приемы работы с эпиграфом урока, с ключевыми терминами, прием «З – Х – У» («знаю – хочу узнать – узнал»), составление перевернутых логических цепочек, «свободное письмо», «верите ли вы, что…», разбивка на кластеры – графические организаторы (построениевыделенных смысловых единиц текста и их графическое оформление). На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, «что хочу узнать?».

Например, в 7 классе при изучении темы: «Как организуется производство благ» на этапе вызова используется работа с эпиграфом урока: «Когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад». Ребята объясняют народную мудрость и отвечают на вопросы темы: «Как организовать производство?», «Что нужно для того, чтобы производить и продавать лимонад?».

При изучении темы: «Как работает электронная карточка», предлагаю ребятам «свободное письмо», т.е. написать о работе электронной карточки все, что им известно, затем 1-2 ученика зачитывают, остальные сверяют, какие у них есть аналогичные слова, каких слов нет. Также на стадии вызова могут использоваться вопросы: «Как вы думаете, почему владельцы магазинов платят банку, выпустившему карточку?» и др.

На уроке географии в 7 классе при изучении климата Северной Америки, предлагаю ребятам «свободное письмо», т.е. написать о климате все, что им известно, затем 1-2 ученика зачитывают, остальные сверяют, какие у них есть аналогичные слова, каких слов нет. Далее использую прием «перепутанные логические цепи» - задача ребят: восстановить логическую цепь и объяснить ее. Тип климата – температура – географическое положение – воздушные массы – осадки – амплитуда – режим осадков.

Большой интерес к изучению темы вызывает прием: «Верите ли вы, что…», например, при изучении темы: «Какая бывает торговля» формируются четыре группы, задача каждой ответить на вопросы и обосновать свой ответ.

«Верите ли вы, что…»

1.первые профессиональные работники торговли были бродячими купцами;

2.розничная торговля не просто самая древняя, но самая сложная форма торговой деятельности;

3.увеличить объемы продаж можно и не снижая цены;

4.на успешность продаж влияет расположение магазина и внешний вид товара.

Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию и делятся своими выводами с классом.

Эффективным является составление кластера, например по теме: «Многоликая розничная торговля»:

 

 


2 этап – «Осмысление».

Данная стадия предусматривает активную работу с различными источниками информации, может использоваться прием взаимоопрос и взаимообучение. Обучающиеся отвечают на те вопросы, которые сами поставили перед собой на первой стадии (что хочу знать). Например, в теме: «Зачем люди придумали банки» могут быть поставлены следующие вопросы: Когда появились первые банки? Зачем люди придумали банки? и др.

Эффективна на стадии осмысления работа с приемом «Тонкие вопросы» и «толстые вопросы». Примерами «тонких вопросов могут быть следующие, «Где были расположены первые банки»? «Сколько % брали вавилонские банки за услугу»? «Кто перенял опыт вавилонян»? «Какая услуга стала главной в банковской деятельности»? «Толстые вопросы» могут быть сформулированы следующим образом: «Почему храм Аполлона даже без охраны оставался целым и невредимым»? «Как вы думаете, почему именно ссуда стала главной из услуг»? «Поясните на примере выгоду от выдачи ссуд»?

Также может быть предложена работа с текстом: пересказать, объяснить соседу (группе), заполнение маркировочной таблицы, чтение с пометками текста («V» - уже знаю ; «+» - новое; «-» противоречит взглядам; «?» - хочу узнать подробнее, что позволяет ученику выйти в рефлексивную позицию, а также составление логических схем и ведение двойного дневника (страница делится на две части: слева – что запомнилось, справа – почему, какие ассоциации).

3 этап – «Рефлексия» (возврат).

Аспектами учебной рефлексии являются: умение критично, но не категорично оценивать действия других; умение отличать известное от неизвестного; умение оценивать свои действия как бы со стороны, не считая свое мнение единственно возможным. На данной стадии учащиеся возвращаются к поставленным целям. Размышляют и обобщают то, «что узнали» на уроке по данной проблеме. Например, в теме: «Как оптовая торговля помогает производству» учащиеся анализируют и обобщают знания по работе современных оптовиков, отвечают на вопросы, как они видят в своей жизни результаты работы оптовой торговли, пользуются ли родители школьников услугами оптовой торговли и в чем выгода от такого пользования.

3-я стадия может заканчиваться синквейном – стихотворением, написанным по определенным правилам: 1-я строка – одно существительное, обозначающее тему; 2-я строка – два прилагательных, емко ее характеризующие, 3-я строка – три глагола; 4-я строка – афоризм, крылатая фраза, обозначающее отношение ученика к теме; 5-я – синоним темы.

Примеры синквейна на уроке географии в 10 классе, составленного детьми по теме:Характеристика влияния международных отношений на политическую карту мира.

1-я строка – одно существительное Отношения

2-я строка – два прилагательных Международные политические

3-я строка – три глагола Влияют определяют урегулируют

4-я строка – афоризм.. На мировой арене

5-я – синоним темы Геополитика

На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради. Эффективно возвратится к стадии вызова, ключевым словам, перевернутым логическим цепочкам, кластерам и другим приемам, позволяющим формировать рефлексивные умения.

Рефлексивный анализ на этой стадии направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены.

Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако рефлексия на фазах вызова и осмысления имеет другие формы и функции. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя.

Технологию организации рефлексивной деятельности в рамках развития критического мышленияна уроках использую в течение трех лет. Показатель качества знаний у отдельных обучающихся вырос, если раньше при проведении проверочных работ было до 15-18% не справившихся, то теперь в абсолютном большинстве случаев с учебной задачей справляются все обучающиеся.

Организация осознания учениками собственной деятельности выражена итоговой рефлексией, которая завершает логически и тематически замкнутый период деятельности. Итоговую рефлексию провожу в конце изучения большого раздела или, например, в конце четверти или учебного года, ориентировочные вопросы и ответы обучающихся, формирующие способность к рефлексии представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Ориентировочные вопросы, формирующие способность к рефлексии   Примеры ответов обучающихся
Каков мой самый большой успех в изучении экономики (географии)за эту четверть, (год)? Написание эссе по темам: торговля, банки создание значимого для меня проекта по темам: деньги, производство благ, проведение микроисследования по темам: в мире профессий, кредитование, страны Африки и др.
Благодаря чему и как я смог его добиться? Поддержке учителя и одноклассников, желанием быть успешным в выполняемой деятельности
В чем я изменился? Повысилась моя самооценка, т.к. я понял, что могу выполнять творческие задания, перестал бояться допускать ошибки при ответе, почувствовал необходимость свободно излагать свои мысли, адекватно реагировать на оценку и др.
Что я понял о своем незнании? Любое незнание при желании может стать знанием
В чем состоят мои трудности? Как я их преодолеваю? Работа в группе, учусь слушать и слышать товарищей. Анализировать графическую информацию и др.
Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? Взаимодействовать с участниками группы, помогать одноклассникам в решении задач, критически относиться к добываемой информации, свободно излагать свои мысли, выражать свое мнение по предмету дискуссии и др.
Что я научился делать хорошо? Выдвигать идеи, анализировать приобретенный опыт, строить предположения и гипотезы и проверять их на практике и др.
Какие новые виды деятельности и способы я освоил? Работа с дополнительными источниками информации при выполнении домашних заданий по экономике,работа по преобразованию текстовой информации в графическую (разбивка на кластеры), составление синквейна и др.

 

Таким образом, решаются задачи общего развития, расширяется кругозор, корректируется познавательная деятельность, реализуются потенциальные возможности детей. Постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие повышения концентрации внимания и хорошей работоспособности детей, усиливается стремление к самостоятельной творческой активности, вырос % обучающихся занимающихся с интересом. Обучающиеся стали чаще задавать вопросы, касающиеся не оценки конечного результата, а правильности способов рассуждения, мыслительного анализа. Появились ученики, которые при подготовке домашних заданий стали пользоваться дополнительной литературой. Все это является не чем иным, как показателем интеллектуальной активности.

По наблюдениям у школьников укрепилось чувство уверенности в себе, в своих силах, складывается положительный, творческий подход к работе. Я считаю, что все это способствует формированию положительной самооценки, развитию рефлексивных способностей, которые становятся в конечном итоге потребностью школьников.

Одним из результатов сформированной способности к рефлексии является и улучшение нравственно - психологический климата: обучающиеся не бояться ошибок, помогают друг другу при выполнении заданий (изменились ценностные ориентации с эгоистических на общечеловеческие). Домашнюю работу выполняют с меньшей затратой времени.

Поскольку в курсе экономики и географии особое внимание необходимо обращать на разъяснение учащимся практического значения экономических знаний, их роли в повседневной жизни каждого (зачем нужны и как работают и банки, что такое деньги и кредитные карточки, как люди зарабатывают себе на жизнь, какие профессии являются приоритетными и как добиться карьеры и т. д.), то и конечным результатом формирования критического и рефлексивного мышления на уроках является формирование критического понимания значения и использования экономических знаний, что соответствует целям и задачам в обучении. При этом важным этапом и условием в обучении является выход ребенка в рефлексивную позицию и применение рефлексивных техник в повседневной жизни.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.