1. КПД червячного редуктора определяется как отношение момента на валу нагрузочного устройства к моменту на валу электродвигателя, при условии, что передаточное число редуктора величина постоянная.
где Т2 – момент сил сопротивления (вращающий момент на валу тормоза), Н мм;
– момент сил движущих (вращающий момент на валу электродвигателя), Н мм;
u – передаточное число червячного редуктора;
– КПД подшипниковых опор, на которых установлен электродвигатель ( = 0,99);
– КПД упругой муфты ( = 0,99).
Испытания для определения моментов сил движущих и сил сопротивления выполняют в следующей последовательности. Результаты испытаний вносят в таблицу 2.
Таблица 2. Результаты испытаний
Показания
индикатора 17 П1
Вращающий момент на валу электродвигателя,
Нмм
Показания индикатора 16 П2×
Вращающий момент на валу тормоза,
Нмм
КПД
экспериментальный
формула (2)
КПД
расчетный, формула (1)
2. Установку пакетным выключателем подключают к сети и без нагрузки прогревают.
3. После каждого измерения индикаторы устанавливают на нуль.
4. Вращением маховика 12 сближают скобы 10 и создают тормозной момент на валу червячного колеса. Показания индикатора 15 не должно быть более 90 × 10-2мм. Снимают отсчеты по индикаторам 17 (П1) и 16 (П2).
5. Увеличивая прижим тормозных колодок 11 к шкиву 9 , последовательно создают ряд тормозных моментов, для каждого из которых снимают отсчеты обоих индикаторов (П1и П2)
6. Определить вращающие моменты на валах электродвигателя и тормоза:
,
где К1 и К2 – коэффициенты пропорциональности (тарировочные):
К1= 175,2 Нмм/дел, К2= 270,8 Нмм/дел .
7. Определить по формуле (2) экспериментальный коэффициент полезного действия червячного редуктора.
8. Определить по формуле (1) расчетный коэффициент полезного действия червячного редуктора.
9. Построить график зависимости .
Содержание и оформление отчета
1. Титульный лист.
2. Цель работы.
3. Кинематическая схема установки.
4. Результаты испытаний: таблица 3; графики зависимости .
5. Выводы по лабораторной работе.
Сделайте выводыо том какие новые знания получены Вами при выполнении лабораторной работы, например: объяснить расхождение расчётных и экспериментальных значений К.П.Д., выявить зависимость К.П.Д. от нагрузки на выходном валу и т.д.
Письменно ответьте на контрольные вопросы (5 вопросов на выбор)
1. Какова цель работы.
2. Опишите устройство лабораторной установки ТММ-39К.
3. Принцип работы установки ТММ-39К.
4. Как производится нагружение червячного редуктора?
5. Каков принцип измерения вращающих моментов на установке?
6. Как определяется КПД в червячной передаче расчетным путем?
7. Как определяется КПД редуктора опытным путем?
8. Нарисуйте кинематическую схему установки.
9. Порядок проведения испытаний на установке ТММ-39К.
10. От чего зависит КПД редуктора?
11. Методы повышения КПД.
12. Как определить передаточное отношение редуктора?
13. Из каких деталей состоит червячная передача?
14. В чём заключаются достоинства червячных передач?
15. Каковы недостатки червячных передач?
16. В каком направлении передаётся крутящий момент?
17. Какой параметр передачи применяется вместо числа зубьев шестерни?
18. Что даёт применение одно- или многозаходных червяков?
19. Что такое К.П.Д. любой машины вообще?
20. Чем отличаются К.П.Д. червячного зацепления и К.П.Д. червячного редуктора?
21. Как и почему угол трения (зависящий от числа заходов), влияет на К.П.Д. червячной передачи?
26. Через какие физические величины, измеряемые в эксперименте, вычисляется К.П.Д. редуктора?
27. Зачем вместо одного измерения проводят серии опытов?
28. Что принимается за 100% при вычислении погрешности: экспериментальный или расчётный К.П.Д.? Почему?