Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Степень необходимости товара

Спрос на продукт более эластичен, если данный товар (услуга) не является предметом первой необходимости: повышение цены изделий из золота или услуг туристических агентств (предметы роскоши) заставит многих

покупателей отказаться от них.

Спрос на продукт менее эластичен, если товар (услуга) является предметом первой необходимости: повышение цен продуктов питания, медицинских услуг не приведет к существенному сокращению

потребления.

Доля расходов в бюджете потребителя

Чем большее место занимает цена продукта в бюджете потребителя, тем более эластичен спрос на него: повышение цен на дорогостоящую бытовую технику, автомобили, недвижимость заставит многих покупателей

отложить покупку «на потом», величина спроса существенно изменится.
Чем меньшее место (долю) занимает цена продукта в бюджете потребителя, тем менее эластичен спрос:
повышение цены недорогих товаров не окажет существенного воздействия на бюджет потребителя, спрос на
эти продукты существенно не изменится

 

Время

Спрос менее эластичен в краткосрочном периоде и более эластичен в долгосрочном периоде: повышение цен на те или иные товары обычно застают покупателя «врасплох», ему нужно время, чтобы принять решение. Известие о подорожании стоимости аренды квартиры, транспортных услуг не повлияет значительно на наш

спрос в ближайшее время. Но с течением времени мы постараемся найти те или иные заменители подорожавшего товара (услуги): более доступное по цене жилье, воспользуемся общественным транспортом

Эластичность спроса по доходу

Вы уже знаете, что одним из неценовых факторов, влияющих на спрос, является доход покупателя. Эластичность спроса по доходу показывает, как потребитель товаров (услуг) реагирует на изменения в его доходах. Этот показатель можно получить лишь при условии, что цены на товары не меняются. Коэффициент эластичности спроса доходу (ED1) равен отношению процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению величины дохода покупателя при прочих равных условиях (I – income - доход покупателя):

EDI = (1) или EDI = (2)

Формула (1) удобна при расчетах, когда даны процентные изменения величины спроса и доходов. Например, 25%-ное повышение доходов вызвало увеличение спроса товара А на 10%. Тогда эластичность спроса по доходу равна:

EDI =

Формула (2) позволяет рассчитать показатель эластичности спроса по доходу, если известны абсолютные значения величины дохода и спроса до изменения и после. Например, средний уровень дохода увеличился с 9000 до 15000 тенге в месяц. Величина спроса семьи на персиковый сок возросла с 4 до 6 литров в месяц. Чтобы определить эластичность спроса по доходу на данный товар, воспользуемся формулой (2).

EDI =

 

Какую информацию дает нам коэффициент эластичности спроса по доходу?

 

  EDI=0 Совершенно неэластичная реакция спроса на изменение дохода: спрос на товар вообще не меняется, даже если доход увеличивается (медикаменты, соль, спички).
  EDI>0 Для нормальных товаров изменения доходов покупателей и величины спроса находятся в прямой зависимости: I↑, Qd↑ и I↓, QD↓ Eoi для нормальных товаров имеет положительное значение.
  ЕDI <0 Для товаров низкого качества («низшие» товары) изменения доходов населения и величины спроса находятся в обратной зависимости: т.е. если I ↑, QD↓ и I↓, QD ↑ EDI для низших товаров имеет отрицательное значение.
  EDI<1 Если спрос на определенный товар растет медленнее по сравнению с доходом, то спрос неэластичен. Закономерность: при росте дохода, расходы на продовольственные товары или жилье относительно уменьшаются, т.е. уменьшается их доля в расходах.
  ED[ = 1 Спрос на товар изменяется пропорционально доходу (это предельный случай между эластичной и неэластичной реакциями спроса).
  ЕDI>1 Если спрос на товар опережает рост дохода, то спрос является эластичным. Это относится прежде всего к товарам длительного пользования и повышенного спроса (товары высшей категории), для приобретения которых используют кредиты или сбережения (дорогая бытовая техника, предметы роскоши, расходы на отпуск).

 

 

Перекрестная эластичность спроса

Одним из неценовых факторов, влияющих на спрос, являются цены взаимосвязанных товаров.

Вы знаете, что рынки взаимосвязанных товаров взаимозависимы, т.е. изменения на рынке одного товара приводят к изменениям на рынке другого товара. Рассмотрим на графиках ситуации:

1) на рынке товаров-заменителей (апельсины и мандарины);

2) на рынке товаров-комплементов (аренда спортивных залов и кроссовок).

 

 

1) Рынки товаров заменителей

Рынок апельсинов Рынок мандаринов

P D P2
       
   
 
 


P1

 

 

 
 


Q2 Q1 Q

  P
 
 


D D1

 
 


P1

     
 
 
   

 

 


Q1 Q2 Q

2) Рынки комплементарных товаров Рынок аренды спортивных залов Рынок кроссовок
  P D P1
       
   
 
 


P2

 

 

 
 


Q1 Q2 Q

  P
 
 


D D1

 
 


P1

     
 
 
   

 

 


Q1 Q2 Q

 

Графики демонстрируют эффект взаимозависимости, который характерен для рынков субститутов, (заменителей).

Мы видим, что повышение цены на апельсины с Р1 до Р2 (причина) привело к сокращению величины спроса на апельсины (Q1-Q2) и вызвало увеличение спроса на мандарины, (следствие), т.е. по тем же ценам PI мандаринов стали покупать больше (Q1-Q2).

Графики рынков дополняющих товаров (комплементов) также показывают взаимозависимость этих рынков.

Мы видим, что снижение стоимости аренды спортивных залов увеличит количество желающих заниматься спортом (P↓, QD↑), и это событие на рынке аренды спортивных залов «эхом» отзовется на рынке спортивной обуви (кроссовок): по тем же ценам стали покупать больше кроссовок (спрос увеличился, кривая спроса сдвинулась вправо).

Итак, изменение спроса одних товаров вызывается изменением цены других, взаимосвязанных с этими товарами по признакам заменяемости или дополняемости. Но насколько "чувствителен" спрос на один товар к изменению цен на другой товар? Именно такую реакцию чувствительности спроса одного товара, вызванную изменением цены другого товара, показывает перекрестная эластичность спроса.

Перекрестная эластичность спроса (ЕDC) - это коэффициент, равный отношению процентного изменения величины спроса на один товар к соответствующему процентному изменению цены другого товара:


 

EDC= (от англ. cross – «перекрестный); или EDC= , где

Q1 – величина спроса первого товара до изменения цены, Q2 – величина спроса первого товара после изменения цены, Р1 – цена второго товара до изменения, Р2 – цена второго товара после изменения.

 

Если EDC Это значит, что данные товары… А на графике это выглядит так:
  EDC>0 Взаимозаменяемые (субституты), т.е. 1) повышение цены одного товара вызовет рост спроса на другой товар, который равноценно удовлетворяет данную потребность (см. график); 2) снижение цены этого же товара, наоборот, вызовет уменьшение спроса товара-заменителя. Цена одного товара и реакция спроса другого товара изменяются в одном направлении, поэтому EDC – положительная величина. Рынок меда Рынок сахара   P D P D D1
                   
   
   
 
   
 
     
 
 

 


Q Q

  EDC<0 Взаимодополняемые (комплементарные), т.е. 1) повышение цены одного товара вызовет уменьшение спроса на другой товар, т.к. они используются в комплекте, дополняют друг друга. 2) снижение цены товара вызовет рост спроса комплементарного товара (см. график). Цена одного товара и реакция спроса другого товара изменяются в разных направлениях, поэтому EDC – отрицательная величина. Рынок мотороллеров Рынок бензина   P D P D D1
               
 
   
   
 
     
 
 

 


Q Q

    EDC=0 Независимые (индифферентные), т.е. изменение цены одного товара не вызывает никакой реакции со стороны спроса другого товара     Рынок сахарной свеклы Рынок ковровых изд.   P D P D D1  
           
   
 
     
 
 

 

 


Q Q

Степень взаимозависимости между комплементарными или взаимозаменяемыми товарами можно определить по абсолютному значению коэффициента перекрестной эластичности: чем ближе этот коэффициент к нулю, тем меньше взаимозависимость данных товаров, и наоборот, чем "дальше" значение ЕDC от нуля, тем сильнее взаимосвязь данных товаров. Например, коэффициент перекрестной эластичности для молока и йогурта будет ниже (т.е. ближе к нулевому значению), чем ЕDC молока марки «Мамуня» и "Айналайын".

Для лучшего восприятия изложенного материала представим информацию графически:

Ковер и пылесос ковер и антистатик молоко и йогурт молоко «Мамуня» и «Айналайын»

Независимые

Комплементарные товары (EDC<0) товары (EDC=0) Взаимозаменяемые товары (EDC>0

сильнее эффект дополняемости сильнее эффект взаимозаменяемости


 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.