Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы организации взаимодействия педагога и занимающихся



В зависимости от тяжести поражения ребенка взаимодействие педагога с занимающимися осуществляется в разных формах:

Индивидуальные занятия проводятся с детьми-инвалидами с детства, с детьми надомного обучения, имеющими тяжелые и сочетанные нарушения умственной отсталости. Взаимодействие с одним человеком позволяет индивидуализировать содержание, методы, приемы лечебно-восстановительных и коррекционно-компенсаторных мероприятий, оперативно контролировать состояние ребенка.

Индивидуально-групповые занятия проводятся с группой от 2—3 до 6—8 человек, как правило, с приблизительно одинаковыми вторичными нарушениями, например осанки. Такие занятия типичны для коррекционных занятий. Особенность их состоит в том, что часть занятия (урока) проводится совместно, при этом подбираются упражнения доступные всем, другая часть состоит в персональных заданиях каждому и выполнении их под руководством и контролем педагога. Такая форма занятий обусловлена многообразием дефектов и требованиями индивидуального подхода.

Малогрупповые занятия — наиболее распространенный вид организованных занятий урочной формы по физическому воспитанию в специальных детских садах, школах, интернатах. Относительная однородность группы позволяет упорядочить учебный процесс, решая общие для всех задачи, используя единые средства и методы, создавать условия взаимодействия, вербального и невербального общения, повышать педагогическую и моторную плотность урока. Недостатком является Ограниченный индивидуальный подход.

11. Особенности использования игрового и соревновательного метода в АФК.

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом следующие черты:
Сюжетная организация.

- Разнообразие способов достижения цели и, как правило, комплексный характер деятельности. Игровая деятельность в процессе физического воспитания имеет, как правило, комплексный характер, т.е. включает в себя различные двигательные действия.

- Широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости.

- Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.

Главная черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение.
Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, причем спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.

12. Понятия «метод», «методика», «методическое направление», «методический подход», «методический прием».

Метод - как способ, путь достижения поставленной цели

Методика представляет собой совокупность методов и приемов, направленных на решение коррекционных, оздоровительных, образо­вательных и др. задач адаптивной физической культуры. Например, ме­тодика развития равновесия для инвалидов с поражением опорно-дви­гательного аппарата или методика коррекции пространственной ори­ентации слепых и слабовидящих предполагает технологию последова­тельного и рационального использования комплекса методов и мето­дических приемов, ведущих к достижению цели.

Методическое направление характеризует ведущую направленность педагогического процесса. Доминирующим в АФК и всех ее видах явля­ется коррекционно-развивающее и оздоровительное направление, что обусловлено приоритетной ролью решения основных педагогических задач и особенностями контингента занимающихся.

Методический подход отражает выбор определенной концепции в ре­шении специфических задач АФК. В основе этого выбора лежат научный поиск, оправданные логические построения, практический опыт. Методи­ческий подход предполагает наличие альтернативных вариантов оптими­зации средств и методов.

методический прием как вариант реализации метода в соответствии с конкретной задачей коррекции, компенсации, профилактики, обучения, воспитания, оздоровления

13. Формы организации занятий в АФК.

Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, катание на санках), индивидуальными (в условиях стационара или дома), массовыми (фестивали, праздники), соревновательными (от групповых до международных), игровыми (в семье, оздоровительном лагере). Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами адаптивной физической культуры, другие — общественными и государственными организациями, третьи — родителями детей-инвалидов, волонтерами, студентами, четвертые — самостоятельно Цель всех форм организации — расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности и творчества, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.

Основной формой организованных занятий во всех видах адаптивной физической культуры является урочная форма, исторически и эмпирически оправдавшая себя.

В зависимости от целей, задач, программного содержания уроки подразделяются на:

уроки образовательной направленности — для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;

уроки коррекционно-развивающей направленности — для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;

уроки оздоровительной направленности — для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

уроки лечебной направленности — для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т. п. (например, ежедневные уроки ЛФК в специальных школах-центрах для детей с ДЦП);

уроки спортивной направленности — для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;

уроки рекреационной направленности — для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.

Такое деление носит условный характер, отражая лишь преимущественную направленность урока. Фактически каждый урок содержит элементы обучения, развития, коррекции, компенсации и профилактики. Таким образом, наиболее типичными для детей с ограниченными функциональными возможностями являются комплексные уроки.

Билет №15
Воспитание двигательных способностей в АФК: закономерности и принципы воспитания двигательных способностей.
Основные закономерности развития физических способностей (движение - ведущий фактор развития физических способностей, зависимость развития физических способностей от режима двигательной деятельности, этапность развития физических способностей, неравномерность и гетерохронностъ раз­вития, обратимость показателей развития способностей, перенос физических способностей). Педагогические принципы развития физических способностей (принцип регулярности педагогических воздействий, принцип прогрессирования и адап­тационно-адекватной предельности в наращивании эффекта воздействий, принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий, принцип соответствия педагогических воздействий возрастным особенностям занимающихся, принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей, принцип соразмерности в развитии способностей) и их особенности в работе с инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья. Две стратегические линии: 1) развития отстающих физических способно­стей («укрепления слабого звена»); 2) совершенствование наиболее сильных сторон моторики («навстречу природе»), их комплексное применение в адап­тивной физической культуре. Физическая нагрузка («внешняя» и «внутренняя» ее стороны, объем и ин­тенсивность) и отдых - как структурные основы развития и совершенствования индивидуальных физических способностей инвалида. Методы развития физи­ческих способностей. Развитие и совершенствование силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости у инвалидов и лиц с нарушениями в развитии сенсорных систем, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи, других органов и систем. Приоритетная роль игрового метода в коррекции двигательных наруше­ний.
^ 1. Движение — ведущий фактор развития физических способностей.
Движение присуще всем живым объектам на самых различных уров­нях организации.Наиболее совершенные виды движения в основе своей имеют мышечное сокращение, энергия которого направ­лена на перемещение массы тела. Организм человека рассчитан на по­стоянное движение, поэтому оно рассматривается как стержень всей жизнедеятельности и поведения человека и в то же время как формиру­ющее начало в его развитии
Для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов движение -не только условие жизнеобеспечения, средство и метод поддержания работоспособности, но и способ развития всех зон коры больших полу­шарий мозга, координации межцентральных связей, формирования дви­гательных взаимодействий, анализаторных систем, познавательных процессов, коррекции и компенсации недостатков в физическом и психи­ческом развитии .
^ 2. Единство и взаимосвязьмежду двигательными умениямии физи­ческими способностями.
Проявляясь в деятельности, физические способности практически неотделимы от двигательных умений. Совершенствование техники того или иного двигательного действия в решающей мерс зависит от соот­ветствующих физических способностей и, наоборот, — чем выше уро­вень физических способностей для выполнения конкретного упражне­ния, тем быстрее оно осваивается.
Существуют упражнения сопряженного воздействия, направленные одновременно на развитие физических способностей и совершенствова­ние элементов техники изучаемого двигательного действия. Например, та­кие подводящие упражнения, доступные для лиц с сохранными двига­тельными функциями, как бег с высоким подниманием бедра, с захлес­тыванием голени, семенящий,-с одной стороны, развивают силу разгибателей ног, амортизационные свой­ства стопы, общую силовую выносливость, с другой — направлены на обучение технике бега: уменьшение реакции опоры, вынос бедра, коор­динацию движений рук и ног, расслабление, темп и ритм движений.
В физической подготовленности детей с различными отклонениями самым слабым звеном являются координационные способности: равновесие, тонкая моторика, расслабление, ритмичность движений.
^ 3. Зависимость развития физических способностей от двигательных режимов.
Эта закономерность выражает зависимость развития физических качеств от фазы восстановления работоспособности, на которую пада­ет повторное выполнение упражнений. Выделяют три режима:
1-й — каждое последующее упражнение выполняется в фазе недо-восстановления работоспособности, такой режим работы и отдыха со­ответствует развитию выносливости;
2-й — каждое последующее упражнение выполняется в фазе полно­го восстановления работоспособности, когда функциональные показа­тели возвращаются к исходному уровню. Такой режим нагрузки и отды­ха характерен для развития координационных способностей, скорост­ных и силовых качеств;
3-й — каждое последующее упражнение выполняется на фазе сверх­восстановления (повышенной работоспособности). Такой режим спо­собствует развитию скоростных, силовых качеств.

В адаптивном физическом воспитании эти режимы используются дифференцированно в соответствии с уровнем функциональной подго­товленности детей.. В адаптивном спорте взрослых инвалидов все режимы используются в соответствии с задачами, этапами подготовки, уровнем тренированности и состоянием здоровья.
Двигательный режим предполагает рациональное распределение различных видов двига­тельной деятельности больного на протяжении курса лечения .
Двигательный режим строится на следую­щих принципах: а) стимуляция восстановительных процессов путем ак­тивного отдыха и направленной тренировки функций различных орга­нов и систем; б) содействие перестройке и формированию оптимально­го динамического стереотипа в ЦНС; в) адекватность физической на­грузки возрасту, физической подготовленности, функциональным воз­можностям, клиническим показаниям; г) постепенная адаптация орга­низма к возрастающей нагрузке; д) рациональное сочетание, целесооб­разная последовательность, оптимальное чередование физических уп­ражнений
^ 4. Этапность развития физических способностей.
Вразвитии физических способностей условно выделяют три этапа: этап повышенного уровня развития физических способностей, этап достижения максимальных показателей и этап их снижения.
В основе этапов лежат приспособительные реакции организма. В ка­честве адаптогена выступает физическая нагрузка, а се структурной еди­ницей является физическое упражнение.
На первом этапе
механизм воздействия физических упражнений со­стоит в возбуждении соответствующих афферентных и моторных цент­ров, мобилизации скелетных мышц, кровообращения и дыхания, ко­торые в совокупности образуют единую функциональную систему, от­ветственную за реализацию данной двигательной реакции .
На втором этапе В результате увеличения физи­ологических возможностей формируется кумулятивная долговремен­ная адаптация, связанная с активизацией и мобилизацией функциональ­ных ресурсов организма, интенсивным протеканием структурных и фун­кциональных преобразований в органах и тканях. Это этап максималь­ного достижения показателей развития физических способностей.- он характеризуется формированием эффективной структуры движений.
«Потолок» достижений в развитии физических качеств у инвалидов и лиц с ограниченными возможностями по срав­нению со здоровыми ограничен и лимитируется характером и тяжес­тью нарушений двигательной функции, состоянием сохранных функ­ций, обеспечивающих движение, состоянием центральной иперифе­рической нервной системы и т.п.
Третий этап развития физических качеств характеризуется сниже­нием адаптационных реакций в ответ на те же физические нагрузки. В этой ситуации есть два пути: первый — изменить характер и содержа­ние физической нагрузки, создав новые предпосылки для роста функ­циональных возможностей; второй — снизить нагрузку и во избежание перенапряжения перейти на поддерживающие режимы двигательной де­ятельности.
^ 5. Неравномерность и гетерохронность развития физических способ­ностей.
Эта закономерность развития моторики человека проявляется в ко­лебательном характере отдельных элементов двигательной системы, состоит в неравномерном и неодновременном развитии двигательного аппарата, что проявляется в последовательной смене периодов уско­ренного развития периодами консолидации отдельных элементов мо­торики. Реализация этой биологической закономерности важна при раз­витии физических способностей и выражается общим правилом: пара­метры нагрузки должны соответствовать текущему состоянию челове­ка и соизмеряться с естественным ритмом его двигательной функции
Вопрос 20

В соответствии с номенклатурой типов и видов образовательных уч­реждений, определенных письмом Министерства общего и профессио­нального образования Российской Федерации от 17.02.1977 г. № 150/14-12 «О наименовании государственных и муниципальных образовательных учреждений», в настоящее время во всех субъектах Российской Феде­рации специальное образование осуществляется в следующих учрежде­ниях

Дошкольные образовательные учреждения:
— детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществле­нием квалифицированной коррекции отклонений в физическом и пси­хическом развитии воспитанников;
— детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуще­ствлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровитель­ных мероприятий и процедур;
— детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оз­доровительные группы в разном сочетании).
Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения I—VIII видов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в раз­витии:
Iвид - для неслышащих (глухих);
II вид — для слабослышащих и позднооглохших;
IIIвид — для незрячих (слепых);
IV вид - для слабовидящих и поздноослепших;
V вид — для детей с тяжелыми нарушениями речи;
VI вид — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
VII вид — для детей с задержкой психического развития;
VIII вид — для умственно отсталых детей.
Образовательные учреждения начального профессионального образо­вания:специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии.
Единственное в мире специализированное учреждение высшего про­фессионального образования— Московский государственный гуманитар­ный институт-интернат.
Кроме перечисленных образовательных учреждений специальное допрофессиональное и начальное профессиональное образование реа­лизуются:
— в профессиональных училищах (строительных, швейных, сельс­кохозяйственных и др.);
— в учебно-курсовых комбинатах (пунктах), учебно-производствен­ных центрах, технических школах, вечерних (сменных) профессиональ­ных училищах.
Среднее профессиональное и высшее профессиональное образо­вание обучающиеся получают в специальных средних образователь­ных учреждениях и в различных формах интеграции в учреждениях общего назначения как среднего, так и высшего профессионального образования.
К системе специального образования относятся и так называемые классы компенсирующего обучения и специальные (коррекционные) клас­сы,которые в последние годы открываются в массовой школе, осо­бенно широко для детей с задержкой психического развития.
Помимо перечисленных в системе специального образования функ­ционируют и другие образовательные учреждения для детей с отклоне­ниями в развитии и ограниченными возможностями здоровья, куда относятся:
- оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторно-лесная школа, санаторная школа-интернат, санаторный детский дом);
- образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психоло­го-педагогической и медико-социальной (ППМС) помощи (ППМС — центры диагностики и консультирования, сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции, социально-трудовой адап­тации и профориентации, лечебной педагогики и дифференцированно­го обучения);
- специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и под­ростков с девиантным поведением и отклонениями в развитии (специ­альная общеобразовательная школа, специальное профессиональное училище).
Учреждения специального образования реализуют основные и до­полнительные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образова-
ния,которые регламентируются государственными образовательными стандартами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.