Повышение эффективности использования трудовых ресурсов торгового предприятия связано, прежде всего, с ростом производительности труда. Производительность труда — это показатель, отражающий результативность труда и характеризующий отдачу каждой единицы используемого трудового ресурса.
Производительность труда всегда выступает как производительность полезного конкретного труда и измеряется количеством материальных благ, произведенных в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу продукции. В наиболее общем виде производительность труда исчисляется по формуле:
ПТ = Q / Т,
где ПТ — производительность труда; Q — количество произведенной продукции; Т — общие затраты на производство продукции.
В торговле, в отличие от других отраслей, основным результатом труда работников является не количество продукции, а объем реализованных товаров в стоимостном выражении, достигнутый за определенный период времени и характеризующий итог трудовой деятельности персонала предприятия. В связи с этим производительность труда в торговом предприятии определяется стоимостным показателем выработки, отражающей объем реализации товаров и услуг в расчете на одного работника.
Современный торговый процесс характеризуется значительным динамизмом, быстрой сменой товарного ассортимента и форм торговых технологий, усложнением управленческих функций. Все эти процессы идут в предприятиях, отличающихся форматом торговли, месторасположением, интенсивностью покупательских потоков и т. п. Такое разнообразие условий деятельности вызывает необходимость использования различных методов расчета производительности труда.
При использовании натурального метода объем работы (реализации) определяется с помощью натуральных измерителей (тонны, литры, штуки и др.). Величина произведенных работ (реализованных товаров) позволяет измерять и сравнивать производительность труда отдельных бригад и работников, планировать численность персонала, сопоставлять производительность труда работников предприятий, выпускающих (реализующих) однородную продукцию или товары.
В соответствии с натуральным методом производительность труда определяется как отношение количества или же физической массы реализованных (произведенных, упакованных) товаров к среднесписочной численности работников.
Следующий метод — трудовой (иногда его называют нормативным), который характеризует затраты труда с учетом времени работы по норме. Производительность труда рассчитывается как отношение объема работы с учетом нормативной трудоемкости (человеко-часов), приходящейся на единицу времени работы. При этом должны использоваться нормативы времени на продажу (производство) единицы товара (продукции). Вследствие чего трудовой измеритель, по существу, является натуральным.
Наиболее распространенным и повсеместно применяемым является стоимостной метод, при котором производительность труда исчисляется в денежном выражении, а объем работ и услуг измеряется с учетом цен на реализуемые товары. Суть метода состоит в расчете среднего объема товарооборота, приходящегося либо на одного среднесписочного работника торгового предприятия, либо на одного торгово-оперативного работника.
Главный же недостаток метода обусловлен тем, что производительность труда в стоимостном выражении не отражает постоянно происходящих изменений цен, ассортимента и трудоемкости реализации товаров, то есть структурных сдвигов в товарообороте. В связи с этим для выявления реальной оценки уровня и динамики производительности труда необходимо осуществить ее корректировку с помощью индекса цен и индекса трудоемкости реализации товаров.
Под факторами, влияющими на производительность труда, понимается сложная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих причин объективного и субъективного характера, которые обусловливают динамическое изменение величины и уровня этого показателя в торговом предприятии.
Внутрифирменные факторы роста производительности труда.
Материально-технические
· оптимизация структуры основных фондов
· механизация и автоматизация торгового процесса
· модернизация оборудования
· развитие инвестиционной деятельности
· внедрение инноваций
· рост фондовооруженности
· снижение доли ручного труда
Торгово-технологические
· применение современных торговых технологий
· внедрение прогрессивных методов продажи и обслуживания
· совершенствование товароснабжения
· повышение эффективности
· использование товарных ресурсов
· улучшение использования торговой и складской площади
· развитие сервисных услуг
· внедрение систем сохранности товаров
Организационно-трудовые
· развитие прогрессивных форм организации труда
· рационализация методов и приемов труда
· снижение потерь рабочего времени
· оптимизация кадровой политики
· формирование адекватной системы оплаты труда
· развитие мотивации к труду и активизации работников
· создание оптимальных условий труда и отдыха
Организационно-управленческие
· построение эффективной структуры управления
· внедрение информационных технологий
· формирование управленческого учета
· оптимизация управленческих решений и контроля над им исполнения
· развитие социального партнерства
· повышение деловой репутации и имиджа предприятия
Многообразие факторов микросреды обусловливает необходимость учета общих особенностей их воздействия и условий изменения применительно к специфике того или иного торгового предприятия.