Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Производительность и эффективность труда торговых работников



Повышение эффективности использования трудовых ресурсов тор­гового предприятия связано, прежде всего, с ростом производитель­ности труда. Производительность труда — это показатель, отражаю­щий результативность труда и характеризующий отдачу каждой единицы используемого трудового ресурса.

Производительность труда всегда выступает как производитель­ность полезного конкретного труда и измеряется количеством мате­риальных благ, произведенных в единицу рабочего времени, или за­тратами труда на единицу продукции. В наиболее общем виде произ­водительность труда исчисляется по формуле:

ПТ = Q / Т,

где ПТ — производительность труда; Q — количество произведен­ной продукции; Т — общие затраты на производство продукции.

В торговле, в отличие от других отраслей, основным результатом труда работников является не количество продукции, а объем реа­лизованных товаров в стоимостном выражении, достигнутый за оп­ределенный период времени и характеризующий итог трудовой деятельности персонала предприятия. В связи с этим производи­тельность труда в торговом предприятии определяется стоимост­ным показателем выработки, отражающей объем реализации товаров и услуг в расчете на одного работника.

Современный торговый процесс характеризуется значительным ди­намизмом, быстрой сменой товарного ассортимента и форм торго­вых технологий, усложнением управленческих функций. Все эти процессы идут в предприятиях, отличающихся форматом торговли, месторасположением, интенсивностью покупательских потоков и т. п. Такое разнообразие условий деятельности вызывает необхо­димость использования различных методов расчета производитель­ности труда.

При использовании натурального метода объем работы (реализа­ции) определяется с помощью натуральных измерителей (тонны, литры, штуки и др.). Величина про­изведенных работ (реализованных товаров) позволяет измерять и сравнивать производительность труда отдельных бригад и работ­ников, планировать численность персонала, сопоставлять произво­дительность труда работников предприятий, выпускающих (реали­зующих) однородную продукцию или товары.

В соответствии с натуральным методом производительность труда определяется как отношение количества или же физической массы реализованных (произведенных, упакованных) товаров к средне­списочной численности работников.

Следующий метод — трудовой (иногда его называют норматив­ным), который характеризует затраты труда с учетом времени рабо­ты по норме. Производительность труда рассчитывается как от­ношение объема работы с учетом нормативной трудоемкости (человеко-часов), приходящейся на единицу времени работы. При этом должны использоваться нормативы времени на продажу (про­изводство) единицы товара (продукции). Вследствие чего трудовой измеритель, по существу, является натуральным.

Наиболее распространенным и повсеместно применяемым является стоимостной метод, при котором производительность труда исчис­ляется в денежном выражении, а объем работ и услуг измеряется с учетом цен на реализуемые товары. Суть метода состоит в расчете среднего объема товарооборота, приходящегося либо на одного среднесписочного работника торгового предприятия, либо на одно­го торгово-оперативного работника.

Главный же недостаток метода обусловлен тем, что производитель­ность труда в стоимостном выражении не отражает постоянно про­исходящих изменений цен, ассортимента и трудоемкости реализа­ции товаров, то есть структурных сдвигов в товарообороте. В связи с этим для выявления реальной оценки уровня и динамики производительности труда необходимо осуществить ее корректировку с помощью индекса цен и индекса трудоемкости реализации товаров.

Под факторами, влияющими на производительность труда, понима­ется сложная совокупность взаимосвязанных и взаимодействую­щих причин объективного и субъективного характера, которые обуслов­ливают динамическое изменение величины и уровня этого показа­теля в торговом предприятии.

 

Внутрифирменные факторы роста производительности труда.

Материально-технические

 

· оптимизация структуры основных фондов

· механизация и автоматизация торгового процесса

· модернизация оборудования

· развитие инвестиционной деятельности

· внедрение инноваций

· рост фондовооруженности

· снижение доли ручного труда

 

Торгово-технологические

 

· применение современных торговых технологий

· внедрение прогрессивных методов продажи и обслуживания

· совершенствование товароснабжения

· повышение эффективности

· использование товарных ресурсов

· улучшение использования торговой и складской площади

· развитие сервисных услуг

· внедрение систем сохранности товаров

 

Организационно-трудовые

 

· развитие прогрессивных форм организации труда

· рационализация методов и приемов труда

· снижение потерь рабочего времени

· оптимизация кадровой политики

· формирование адекватной системы оплаты труда

· развитие мотивации к труду и активизации работников

· создание оптимальных условий труда и отдыха

 

Организационно-управленческие

 

· построение эффективной структуры управления

· внедрение информационных технологий

· формирование управленческого учета

· оптимизация управленческих решений и контроля над им исполнения

· развитие социального партнерства

· повышение деловой репутации и имиджа предприятия

 

Многообразие факторов микросреды обусловливает необходи­мость учета общих особенностей их воздействия и условий изме­нения применительно к специфике того или иного торгового пред­приятия.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.