Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация работы с серией картинок



Введение

При подготовке ребенка к школе достаточно часто используется такой вид речевой работы, как составление рассказа по серии картинок, связанных единым содержанием. В качестве примера можно привести работу с четырьмя-пятью картинками под общим названием «Девочка играет с куклой», когда ребенок должен самостоятельно выстроить логическую цепочку действий девочки по отношению к кукле:

Картинка 1. Девочка одевает куклу после сна.

Картинка 2. Девочка гуляет с куклой.

Картинка 3. Девочка купает куклу.

Картинка 4. Девочка вытирает куклу полотенцем.

Работа педагога при этом чаще всего сводится к созданию условий для свободной манипуляции картинками, когда дети все время передвигают картинки с места на место по случайному принципу. Предлагаемая же нами система занятий призвана развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи, реально существующие в жизни. Для этого, на наш взгляд, нужна достаточно четко построенная методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок, которая должна носить характер технологии.

Мы выделяем следующие этапы работы воспитателя:

1. Предварительная работа, в которой рассматриваются последовательность действий, наблюдаемая или проживаемая ребенком в реальной жизни, и последовательность событий в знакомых литературных произведениях.

2. Пошаговая система игровых упражнений по обучению детей работе с серией картинок. Представленная методика носит обобщенный характер. Задача воспитателя — адаптировать каждый шаг к конкретному возрасту детей, с которыми он работает. При этом последовательность шагов не должна быть нарушена.

3. Проверочные задания, при выполнении которых дети самостоятельно составляют рассказы по собранной ими серии картинок.

Организация работы с серией картинок

Нами было экспериментально установлено, что обучение дошкольников работе с серией картинок следует начинать с 3-летнего возраста. Вначале детям предлагаются 2 картинки, а к 4 годам — 3—4. Картинки должны отражать реальный опыт детей — хорошо знакомые действия взрослых по отношению к ним самим (умывание, кормление, укладывание спать и т.д.).

В возрасте с 4 до 5 лет работа происходит с 4—6 картинками, которые отражают типичные события, переживаемые детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес).

События и действия, которые дети наблюдают как бы со стороны и в их собственном опыте пока не присутствующие (оказание помощи каким-либо ребенком какому-либо зверю или птице, спасение кого-либо кем-либо в лесу или на воде и т.д.), вводятся постепенно, начиная с двух картинок, а потом, со временем, дополняются до четырех.

В этом же возрасте можно использовать серию картинок, связанных со сказочными ситуациями: например, ежик собирает яблоки в лесу, варит варенье и угощает им лесных зверей.

В возрасте 5—7 лет целесообразнее использовать серии картинок из 6—8 «кадров», связанных с разнообразным содержанием: личным опытом детей, наблюдаемыми со стороны действиями других, сказочными ситуациями, не подтвержденными известными детям текстами. Желательно, чтобы воспитатель самостоятельно разрабатывал серии таких картинок. Оформлять их можно и в виде комиксов. При этом истинная последовательность картинок не должна быть заранее известна детям.

При подборе серий картинок воспитатель должен сначала четко ответить себе на все вопросы и сам выполнить все задания. Не рекомендуется использовать серии картинок, в которых так или иначе нарушается логическая цепочка. Например, в серии «Сажаем фруктовый сад» на всех четырех картинках изображены мальчик и девочка одного и того же возраста и в одинаковой одежде: на первой картинке они копают ямку, на второй — сажают саженец, на третьей — рассматривают большое выросшее дерево, на четвертой — собирают со взрослого дерева яблоки. Ошибка здесь заключается в том, что реально с момента посадки саженца до сбора урожая проходит несколько лет и дети при этом должны внешне измениться, т.е. вырасти.

Картинки, связанные с текстами знакомых детям литературных произведений, рекомендуется использовать только на первом, подготовительном этапе. В исключительных случаях можно использовать серию картинок на основе литературного произведения, не известного детям.

Организация работы на втором этапе должна осуществляться с учетом уровня развития детей определенного возраста и носить на первых порах индивидуальный или подгрупповой (2—4 ребенка) характер. Группы составляются с учетом уровня развития детей. Чем выше уровень детей, тем больше их может быть в группе. Дети с проблемами в развитии нуждаются в индивидуальном подходе.

Желательно проводить работу с серией картинок в утренние или вечерние часы, в спокойной обстановке, без отвлекающих моментов. Время, затрачиваемое на обучение одной подгруппы, не должно превышать для детей до 4 лет 5—6 минут, до 5 лет — 10 минут. Дети старшего дошкольного возраста могут быть заняты этой деятельностью около 15 минут, в зависимости от интереса.

Очень важно сформировать у детей мотив к этой деятельности. Примеры такой мотивации:

— для детей 2-й младшей группы — порадоваться картинкам, положенным в нужной последовательности (стимуляция положительного эмоционального состояния — пропеть песенку с картинками, произнести рифмованный текст или порадовать кого-то результатом);

— для детей 4—5 лет мотивом может служить помощь какому-либо герою (Чебурашка хочет разобраться в картинках);

— детям 5—7 лет важен мотив соревнования (работа на скорость без ошибок; мотив подготовки к школе или игра в «Сыщиков»).

Этап 1.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.