Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Критерий эффективности работы муниципальных предприятий

Эффективность работы муниципальных унитарных предприятий

1. Критерий эффективности работы муниципальных предприятий.

2. Факторы, влияющие на эффективность работы МУП.

3. Характеристика внешних факторов, влияющих на эффективность работы МУП.

4. Характеристика местных факторов, влияющих на эффективность работы МУП.

5. Характеристика внутренних факторов, влияющих на эффективность работы МУП.

 

Критерий эффективности работы муниципальных предприятий

 

Сложность определения критерия эффективности работы для муниципального унитарного предприятия определяется двойственностью его статуса. С одной стороны, унитарное предприятие является на рынке муниципальных услуг равноправным с другими хозяйствующими субъектами и его целью, согласно Гражданскому кодексу РФ, должно быть получение прибыли. С другой стороны, муниципальные предприятия являются элементами муниципальной собственности. А вся муниципальная собственность, являясь общим достоянием населения муниципального образования, должна работать на благо именно этого населения. Как определить эффективность муниципальных предприятий в их первой ипостаси, понятно – как любого коммерческого предприятия. А вот что является критерием эффективности муниципальных предприятий во второй ипостаси – это более сложный вопрос. Поэтому, прежде чем говорить о критериях эффективности муниципальных предприятий, необходимо рассмотреть вопрос об эффективности использования муниципальной собственности в целом.

Понятие эффективности применительно к муниципальной собственности (как и любой иной публичной собственности) отличается от понятия экономической эффективности, которое применяется при коммерческой оценке использования частной собственности. В отношении муниципальной собственности должны использоваться два критерия эффективности: экономический (доход, рентабельность) и социальный, т. е. прямая польза для местного сообщества, которую не всегда можно выразить в денежной форме.

Использование этих двух критериев в хозяйственной деятельности муниципалитета служит основой для разделения муниципальных хозяйствующих субъектов на две группы: муниципальные предприятия, ориентированные на получение дохода, и муниципальные учреждения, ориентированные на получение социального, некоммерческого эффекта.

В ряде случаев выбор между упомянутыми критериями и, соответственно между организационными формами муниципальных хозяйствующих субъектов бывает далеко не очевиден. Например, как уже отмечалось, в одних городах кинотеатры являются муниципальными учреждениями и покрывают значительную долю своих расходов за счет бюджетного финансирования. Такой подход определяется их ролью как очагов культуры (иногда единственных очагов, особенно в малых муниципальных образованиях). В других городах кинотеатры являются муниципальными предприятиями, что стимулирует их максимально самоокупаться, изыскивать способы зарабатывания средств путем, например, использования фойе в промежутках между сеансами, сдачи части площадей в субаренду, организации рекламных компаний и т. д. Такие же проблемы возникают для муниципальных аптек, обслуживающих льготные категории населения. Часто муниципалитет идет на перевод муниципального предприятия в учреждение, опасаясь его банкротства.

Оптимальным для оценки работы самого муниципального предприятия критерием эффективности должен быть только экономический результат его деятельности. Решение социальных, некоммерческих задач – проблема не предприятия, а муниципальной власти. Если она считает, что то или иное унитарное муниципальное предприятие должно участвовать в решении социальных задач, требующих расходов, оно должно выдать предприятию муниципальный заказ на сумму, компенсирующую его расходы на выполнение социальных функций. С учетом суммы по муниципальному заказу предприятие обязано быть рентабельным и получать прибыль.

Муниципальная власть имеет определенные рычаги воздействия на деятельность унитарных предприятий с целью учета интересов населения.

Во-первых, это установление для предприятия соответствующих критериев качества услуг (местные стандарты и нормативы), например, длительность ожидания в очередях, нормативные сроки устранения типичных аварийных ситуаций, температура воды в системе отопления или регулярность движения городского транспорта. Эти нормативы должны фиксироваться при выдаче муниципального заказа, а при их несоблюдении могут применяться соответствующие меры экономического и административного воздействия. При отсутствии таких нормативов предприятие, в погоне за максимизацией прибыли, может снижать качественные показатели обслуживания населения.

Во-вторых, при установлении цен и тарифов на продукцию и услуги муниципальных предприятий, органы местного самоуправления не должны допускать чрезмерно высокой рентабельности предприятий, оказывающих жизненно важные услуги, оставляя в распоряжении предприятия лишь часть его дохода, необходимую для нормального воспроизводства хозяйственной деятельности.

Выполняя установленные муниципальной властью нормативы как обязательные условия функционирования, муниципальное предприятие может работать с разными показателями экономической эффективности. То есть социальная эффективность задается муниципальной властью, а экономическая эффективность, при установленных муниципалитетом условиях, зависит от работы самого муниципального предприятия.

С вопросом о критерии эффективности работы муниципальных предприятий необходимо определиться изначально, чтобы в дальнейшем иметь основу для оценки целесообразности мероприятий по реформированию системы управления этими предприятиями.

Конкретный расчет показателей экономической эффективности работы муниципальных унитарных предприятий производится по общепринятым показателям и методикам определения экономической эффективности деятельности любого предприятия, поэтому останавливаться на их рассмотрении нет необходимости.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.