Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И ЛИЧНОСТЬ

Социально-личностная сфера.

 

Все социальные сферы и общество в целом воздействуют на жизненный мир человека через социально-личностную сферу. Социально-личностная сфера включает в себя функционирование социальных институтов гораздо более опосредованно, чем это делают другие сферы. Зато в ней в непосредственной форме проявляется субъективно-личностноесодержание человеческой деятельности.

Связь между личным и общественным очевидна. Кто-то работает на промышленном предприятии, кто-то - в бизнесе, кто-то - в искусстве, что в значительной мере определяет его социально-личностную жизнь.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И ЛИЧНОСТЬ

Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе. Например, человек состоит членом семьи как малой группы, но он является еще членом и коллектива предприятия, и общественной организации, и спортивного общества. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Например, директор предприятия, занимающий в данном коллективе самое высо-кое положение, придя в спортивное общество, будет находиться там на правах новичка и неумехи, т.е. займет низкое положение. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.

Социальный статус обычно определяется как ранг или позицш индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами (некоторые социологи используют термин "социальная позиция" как синоним социального статуса). Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Женщины имею статус, отличный от статуса мужчин, и потому от них ожидается а ведение иное, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. В этом смысле статус и роя это две стороны одного феномена: если статус является совокупнос-п прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса дан ной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. "Что позволено Юпитеру, не позволену быку", -гласит поговорка. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий явля-ется важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в резуль-тате чего индивид становится действительно частью общества.

§ 1. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РОЛЯМ

Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, организатора на производстве, офицера, члена определен-ного социального слоя и т.д. Ролевое обучение имеет по крайней мере два аспекта: 1) необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью; 2) не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соответст-вующие данной роли. Второй аспект представляется наиболее важным. Почти все современные молодые женщины могут довольно быстро, механически научиться вести домашнее хозяйство, но они не могут столь же быстро обучиться установкам и ожиданиям, которые делают ведение домашнего хозяйства удовлетворяющим и вознаграждающим действием. Известно, как ценится домашняя хозяйка, ведущая хозяйство с любовью и вкусом.

Некоторые люди не могут успешно выполнять свою роль, если она в процессе социализации не принята ими как стоящая потраченного времени, удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствующая их внутреннему миру. Представим себе молодого человека, который под давлением родителей обучался химии в университете, хотя всю жизнь мечтал быть актером и играть на сцене. Скорее всего химия будет ему в тягость и большее, на что он будет способен, это быть второразрядным работником. Или попытаемся представить себе труд-ности женщины, которая социализируется в роли домохозяйки потому, что это единственный путь, уготованный ей в данной социальной группе, несмотря на наличие у нее, например, организаторских способностей, способностей к игре на сцене или способностей и склонностей к преподаванию.

Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом формирования установок, направ-ленных на определение роли и статуса. Большая часть этого этапа ро-левого обучения проходит бессознательно и безболезненно. Дети игра-ют в игрушки, "разыгрывают" представления, помогают отцу и мате-ри, читают истории из жизни разных социальных групп, слушают се-мейные разговоры и пассивно участвуют в семейных инцидентах. Из такого повседневного опыта они выносят представление о действиях мужчины и женщины в различных ситуациях, о том, как муж и жена должны относиться друг к другу. Маленький ребенок, подражая роли своего отца, играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, как должен действовать и что должен думать мужчина в различных ситуа-циях семейной жизни, чем тогда, когда он просто исполняет свою собст-венную роль ребенка. Подражая действиям отца, он в какой-то степени может понять причины, которые стоят за тем или иным отцовским дей-ствием и это понимание со временем растет. Его "притворные", ненас-тоящие роли таким образом помогают ему достойно принять на себя в будущем роль отца семейства. Человеку в более зрелом возрасте такие ненастоящие роли помогают понять реакцию других людей на его поведение.

В диагностической и психотерапевтической практике такая техника известна под названием "психодрама", основы которой разработаны Дж. Морено и его последователями (188, с. 23). Участвуя в психодраме, муж, например, на определенное время может взять на себя роль жены, а она одновременно принимает его роль, затем они сталкиваются в неожиданных диалогах, дискуссиях, конфликтах. Каждый старается играть роль другого, высказывая жалобы и претензии, и в результате имеет возможность проникнуть в мир чувств и реакций другого. Подобное обучение чужим ролям с помощью психодрамы часто используется в деловых играх руководителей разных служб и подразделений предприятия.

Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и пове-дения других людей при взаимодействии в определенной ситуации, Играет ли индивид роль на "притворной", нереальной основе или в связи с приобретением им нового статуса, он всегда стремится акку-мулировать установки и поведение тех людей, которые его окружают, и добиться наиболее адекватного исполнения своей роли. Очевидно, что внутреннее "Я" личности не остается неизменным в результате такого социального опыта. Девушка, выходя замуж, будет иметь иной статус, отличный от прежнего. Ее роль изменится, и во многих отношениях она будет выглядеть как совершенно другая личность. Роли, связанные с определенными занятиями, в такой степени обусловливают личностные изменения, что, даже не зная рода занятий человека, мы можем сказать, что он ведет себя как учитель, крестьянин, предприниматель или министр. Личность и роль, которую она играет, связаны с некоторыми психологическими характеристиками, подходящими для исполнения определенных социальных ролей. Например, личность общительная, направленная на мир внешних объектов, может легко приспособиться к роли продавца. С другой стороны, очевидно, что ежедневное выполнение обязанностей продавца помогает становлению общительной личности. Так постепенно, в ходе ролевого обучения формируется поведение личности, характерное для ее статуса, пол-ностью принимается уготованная ей социальная роль.

СЕМЬЯ - общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены к-рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответствен­ностью и взаимопомощью.

Поскольку супружество и родительство получают социальную санкцию, мо­ральное и правовое узаконение, а вместе с ним общественную и государственную поддержку, С. выступает и как социальный ин-т.

Взаимодействуя со всеми сферами общественной жизнедеятельности (экономика, политика, право, духовная культура), С. изменяется и развивается прежде всего под влиянием общественно-экономич. процесса; в то же время ее развитие обладает от­носительной самостоятельностью.

Брачно-семейные отношения не являются непосредственным продолжением производственных, а связаны с ними преимущественно через культуру, прогресс к-рой усиливает как социальную, так и индивидуальную потребность в единобрач­ной, основанной на любви и ответственности С. Возрастающая роль С. в социализации детей делает ее одним из важнейших устоев об-ва. Имеют значение и др. функции С.: бытовая, рекреативная, а для С., связанных с кооперативными и инди­видуальными формами экономич. деятельности, и производственная.

Брак из экономич. ин-та все больше превращается в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Происходит извест­ное перераспределение обязанностей мужа и жены в С. в ведении домашнего хоз-ва и воспитании детей. В С. все больше возрастает роль внутрисемейных отношений в обеспечении ее стабильности и прочности. Ослабление контроля общественного мнения (в рез-те урбанизации), а также экономич., правовых и религиозных уз, скреплявших прежнюю С., резко увеличивает "нагрузку" на моральные узы.

Функции С. связаны с потребностями об-ва и личности (в принадлежности к семейной группе). Без всестороннего удовлетворения потребностей личности С. не бу­дет стабильна и поэтому не сможет в полной мере удовлетворять общественные ин­тересы и потребности. Функции С. глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономич. условиями жизнедеятельности об-ва, и с течением времени меняются как характер функций, так и их иерархия. Анализ отечественной и зарубежной литера­туры позволяет выделить основные типы функций современной С., к-рые представ­лены в связи с основными сферами ее жизнедеятельности (см. табл.).

функции семьи

Сфера семейной деятельности Типы функции
общественные индивидуальные
Репродуктивная Биологич. воспроизводство населения. Удовлетворение потребностей в детях.
Воспитательная Социализация молодого по­коления. Поддержание куль­турного воспроизводства об-ва. Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, само­реализации в детях.
Хозяйственно-бытовая Поддержание физич. здоро­вья членов об-ва, уход за детьми. Оказание хозяйственно-бытовых услуг одними члена­ми семьи другим.
Экономическая Экономич. поддержка несо­вершеннолетних и нетрудо­способных членов об-ва. Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудо­способности или в обмен услуг).
Сфера первичного социального кон­троля Моральная регламентация поведения членов семьи в различ. сферах жизнедея­тельности, а также регла­ментация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителя­ми и детьми, представителя­ми старшего и среднего по­коления. Формирование и поддержание правовых и моральных санк­ций при нарушении мораль­ных норм членами семьи.

 

Сфера семейной деятельности Типы функции
общественные индивидуальные
Духовного обще­ния Развитие личности членов семьи. Духовное взаимообогащение. Поддержание дружеских от­ношений в брачном союзе.
Социально-статусная Представление определенно­го социального статуса чле­нам семьи. Воспроизводство социальной структуры. Удовлетворение потребностей в социальном продвижении.
Досуговая Организация рационального досуга. Социальный кон­троль. Удовлетворение потребностей в совместном проведении до­суга, взаимообогащение инте­ресов.
Эмоциональная Эмоциональная стабилиза­ция индивидов и их психологич. терапия. Получение психологич. защи­ты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение по­требности личности в личном счастье и любви.
Сексуальная Сексуальный контроль. Удовлетворение сексуальных потребностей.

 

В жизнедеятельности современной С. первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей.

С. может рассматриваться под различ. углами зрения - как ячейка организации быта, как важная потребительская единица, как специфич. воспитательная среда, как средство воспроизводства населения, как объект демографич. политики и т.д. Однако в рамках социологич. анализа С. рассматривается чаще всего как социальный институт или как малая социальная группа.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.