Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Так что новая ближневосточная стратегия США была названа «скромной»



Во-первых, как объсняла сама С. Райс в своем интервью влиятельной газете «The Neew York Times», группа ставила своей задачей избежать «поглощения международной повестки» Б. Обамы нынешними событиями на Ближнем Востоке, как это произошло с предыдущим американским президентом Дж. Бушем - младшим. Райс объяснила ненышнюю стратегию тем, что невозможно уделять внимание во внешней политике только лишь одному региону.

Вероятно, именно прошлая ситуация с действиями в Ираке оказала решающее влияние на позицию США в начале сентября этого года, когда после химической атаки сирийского режима США оказались перед выбором нанесения военного удара по Сирии. В своем выступлении на сессии Генеральной Ассамблеи ООН 25 сентября Б. Обама остановился на некоторых выводах из политики США в отношении Сирии. Он подчеркнул, что и на уровне мировой политики, и в регионе, и в самих Соединенных Штатах существуют противоречивые настроения и мнения.

Учитывая свои возможности и особенности нынешней ситуации в регионе, США, как обозначил президент Б. Обама в своем выступлении, сфокусируют свои усилия на переговорах по ядерному соглашению с Ираном, посредничестве в установлении мира между Израилем и Палестиной и поисках разрешения кризиса в Сирии[12].

США убеждены, что не может быть раздельных мирных договоров с Израилем и Сирией, поскольку сирийцы в первую очередь хотят решения палестинского вопроса с позиций арабизма. К тому же вести сепаратные мирные переговоры с Палестиной не представляется возможным ввиду того, что палестинцы слишком разобщены, и только Сирия способна взять на себя роль того, кто заставит их считаться с принятыми большинством решениями. Таким образом, договорённости должны носить глобальный характер по типу Мадридской конференции (1991). Согласно этой логике Израиль должен по возможности вернуться в границы до 1967 г., а палестинские территории и Иордания будут объединены в Палестинское государство. Руководство этим государством перейдёт Братьям мусульманам, что устроит нынешних глав арабских государств. Голанские высоты вернутся Сирии в обмен на Тивериадское озеро, согласно схеме, которая обсуждалась в 1999 г. в Шефердстауне. Именно Сирия должна стать гарантом соблюдения договорённостей иордано-палестинской стороной.

Джон Кэрри во время совместной пресс-конференции с Вольфгангом Ишингером (Wolfgang Ischinger) в Мюнхене (1 февраля 2014) сказал: «Мы все заинтересованы в решении этой проблемы. Где бы я ни был - и я не преувеличиваю - на Дальнем ли Востоке, в Африке ли, в Латинской ли Америке, везде премьеры и президенты задают мне один и тот же вопрос «Можете вы что-нибудь сделать, чтобы мы покончили, наконец, с израильско-палестинским конфликтом?»[13]

Абдалла Энсур, выступая перед собравшимися (2 февраля 2014 года), заявил, что Иордания может принять палестинцев Западного берега реки Иордан и Газы в федерацию, но не любой ценой. Король Абдулла II предоставит иорданское гражданство трём миллионам палестинцев, которые уже проживают в стране, и четырём миллионам с других территорий. В этом случае восстановится расклад, который существовал до шестидневной войны 1967 года, когда Иордания, а не Организация освобождения Палестины, представляла интересы палестинцев, а так же контролировала Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим. Но в обмен король хочет получить международную помощь, которая могла бы гарантировать соцобеспечение семи миллионам его новых подданных. Абдалла Энсур оценил эту помощь в $16-20 млрд.[14].

Известно, что переговорщики отказались от идеи признать Израиль еврейским государством, а Палестину - мусульманским. Они договорились, что в случае официального признания этих государств 1,6 млн палестинцев, проживающих в Израиле, равно как полмиллиона евреев, живущих в Палестине, смогут оставаться по месту жительства, при условии, что примут (или сохранят) гражданство выбранной территории. Махмуд Аббас предложил, чтобы безопасность граждан в этом случае гарантировала «нейтральная» сторона, например НАТО.

Этот план неизбежно встретит сопротивление со стороны палестинцев, находящихся в изгнании (они в этом случае теряют надежду на возвращение), и со стороны государств их принимающих и поддерживающих. Но Ливия и Судан раздираемы межплеменными войнами, Египет бьётся с «Братьями мусульманами», Ливан остался без правительства, Хэзболла сражается с Аль-Каидой, Сирия бьётся с иноземными захватчиками. Ирак находится в состоянии гражданской войны, а Иран торгуется. Поэтому останется лишь натурализовать палестинцев в странах их проживания, что конечно создаст новые проблемы в этих государствах (например социальные в Ливане), но если Фатх, Хамас и Иордания примут это пусть и не самое лучшее решение, нет никого, кто был бы в силах его оспорить. Во всяком случае, министр иностранных дел Ирана Мохаммед Жавад Зариф заявил в Мюнхене, что его страна признаёт Израиль в рамках подобного соглашения, хотя его министерство тут же опровергло эту информацию.

Если данное соглашение будет реализовано, Вашингтон оставит Сирию в покое, при условии, что та поддержит и гарантирует принятое решение. А пока война продолжается, хотя делегация от оппозиции, представленная на конференции в Женеве, уже не требует ничего кроме права управлять «освобождёнными территориями», на которых проживают всего 250 тыс. человек. Конгресс США на своём тайном заседании гарантировал им поступление финансовой помощи и наступательного вооружения вплоть до 30 сентября 2014 года[15].

Таким образом, нельзя сделать однозначный вывод, что США уходят с Ближнего Востока. Они вывели свои войска из Ирака в 2011 г., не участвовали де-факто в бомбардировках Ливии, предоставив это своим союзникам; не собираются на данный момент участвовать в бомбардировке Сирии. При этом они всё ещё заинтересованы в том, чтобы Ближний Восток был относительно стабильным и управляемым, но без применения военной силы.

К тому же, решение проблем на Ближнем Востоке даст США возможность сосредоточить внимание на тихоокеанском регионе, который был объявлен в 2011 г. зоной стратегической переориентации.

Поэтому США заинтересованы в сотрудничестве с Россией по ключевым вопросам, но это сотрудничество проходит в довольно сложных условиях российско-американских двусторонних отношений, на которые оказывает негативное влияние общий фон ухудшения отношений с западными странами в связи с кризисной ситуацией в Украине. К тому же существует опасность возникновение проблем, например, противоречия между суннитами и шиитами, региональное соперничество стран, которые в любой момент могут повлиять на американские планы.

Сейчас США всё-таки в сложной ситуации, так как если Асад останется у власти, окажется, что вся политика Барака Обамы на Ближнем Востоке была ошибочной. Если же к власти в Дамаске придёт «Аль-Каида», то может начаться война с Израилем.

В Сирии же война пока что продолжается и, вероятно, будет продолжаться. Никто уже не может сыграть положительную роль в мирном сирийском урегулировании – ни США, ни Россия, ни Саудовская Аравия, ни Турция, и к власти скорее всего придут те, у кого останется больше сил.

Таким образом, политика США и России в Сирии характеризуется попытками действовать совместно для решения этого конфликта. При этом обе США стараются действовать осторожно и, отстаивая свои интересы в регионе, не желают увязнуть в нём, как это было в Ираке. Россия же придерживается своей внешнеполитической концепции и остерегается потерять важного экономического и политического партнёра в этом регионе в результате возможного введения иностранных войск, так называемой «гуманитарной интервенции» с целью силового урегулирования ситуации.

 

 


[1]The World Bank. Countriehttp://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/COUNTRIES/MENAEXT/0,,menuPK:247619~pagePK:146748~piPK:146812~theSitePK:256299,00.html

[2] Георгий Мирский. Большрй Ближний Восток—самый конфликтный регион мира. Сайт Высшей Школы экономики. Раздел «Публикаци».http://www.wpec.ru/text/200704171449.htm

 

[3] Мирский Г.И. Что есть что в мировой политике. Большой Средний Восток.http://www.wehse.ru/cgi-bin/wpg/wehse_wpg_show_text_print.pl?term1302077217

[4] Дени Бошар. Россия на Ближнем Востоке/"Le Figaro", Франция. Оригинал публикации: La Russie au Moyen-Orient, par Denis Bauchard

Опубликовано: 26/10/2012 22:22.

[5] Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 12 февраля 2013 г. http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F

 

[6] Дени Бошар. Россия на Ближнем Востоке/"Le Figaro", Франция. Оригинал публикации: La Russie au Moyen-Orient, par Denis Bauchard

Опубликовано: 26/10/2012 22:22.

 

[7] Дени Бошар. Россия на Ближнем Востоке/"Le Figaro", Франция. Оригинал публикации: La Russie au Moyen-Orient, par Denis Bauchard

Опубликовано: 26/10/2012 22:22.

 

[8] Hunter R.E. Keep U.S. Aid Flowing to Egypt's Military // CNN.com. – 2011. – February 9.

[9] РИА Новости http://ria.ru/world/20130927/966140752.html#ixzz2zdS0u8Y8

[10] Обама отметил важность роли Путина в решении сирийского вопроса. http://www.vz.ru/news/2013/9/15/650441.html

 

[11] Бобкин Н. Россия и США на Ближнем Востоке: главные итоги 2013 года. 27.12.2013 00:00 http://m.fondsk.ru/news/2013/12/27/rossia-i-usa-na-blizhnem-vostoke-glavnye-itogi-2013-goda-24870.html

[12] Text of Obama’s Speech at the U.N. http://www.nytimes.com/2013/09/25/us/politics/text-of-obamas-speech-at-the-un.html?pagewanted=all&_r=0

[13] Подлинная стратегия США на Ближнем Востоке. Тьерри Мейсан.События в Сирии, Ливии и цветные революции на Ближнем Востоке / 07.02.2014

 

[15] Подлинная стратегия США на Ближнем Востоке. Тьерри Мейсан. События в Сирии, Ливии и цветные революции на Ближнем Востоке / 07.02.2014

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.