Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ближний и Средний Восток постоянно занимает важное место в мировой стратегии США



Главными экономическими геополитическими факторами, определяющими военно-политическую стратегию США на Ближнем Востоке, считаются наличие в регионе огромных энергетических и финансовых ресурсов, а также усиление роли ближневосточных стран в мировой экономике. Расклад геополитических сил в регионе определяется тем, что здесь сосредоточено 64 % разведанных мировых запасов нефти и, следовательно, Ближний Восток, прежде всего нефтедобывающие страны Персидского залива, будут сохранять свой статус главной мировой кладовой нефти в обозримой перспективе. Стремление США обеспечить свою энергетическую безопасность предполагает определение региона Ближнего Востока в качестве важнейшего вектора своей военно-политической стратегии.
Кроме того, страны региона активно развиваются в социально-экономическом плане. Доходы от экспорта нефти, туризма и других отраслей экономики превращают отдельные ближневосточные страны в источник свободных финансовых средств. Превращение Ближнего Востока в растущий рынок для американских производителей и источник инвестиций в экономику США требует от Вашингтона, приоритетного учета данного фактора при разработке и реализации своей ближневосточной военно-политической стратегии.
Военно-стратегические геополитические факторы формирования военно-политической стратегии США на Ближнем Востоке связаны с нарастанием конфликтного потенциала ближневосточного региона, частым переходом внутренних противоречий в стадию прямого вооруженного противостояния. Постоянное присутствие мощной военной группировки США в районе Персидского залива, необходимость сохранения военных баз на территории арабских стран, союзнические обязательства США по защите Государства Израиль, стремление Ирана развивать свою ядерную программу повышают роль военно-силовой составляющей в американской военно-политической стратегии на Ближнем Востоке.
Регион MENA по-прежнему является базовой точкой в глобальной стратегии США, главной опорой которой стали союзнические страны региона, которые и попали под волну политических волнений «арабской весны».

США обеспокоены проблемой снижения издержек от революционных событий на Ближнем Востоке. В целях сохранения своего влияния США в первую очередь заинтересованы в поддержании связей с военной элитой стран, получавших на протяжении трех десятилетий американскую помощь. По мере того как волна недовольства в Тунисе и Египте спадала, власть консолидировалась в руках военных. Роберт Хантер, ведущий эксперт по Ближнему Востоку в одном из ведущих американских аналитических центров РЭНД, отмечал, что продолжение курса на оказание финансовой и военной помощи Египту и Тунису необходимо для сохранения региональной стабильности[8] .

Ситуация вокруг Сирии в 2013 году кардинально изменилась в лучшую сторону. В конце лета 2013 г., после ситуации с химической атакой в Сирии, казалось, что избежать американского удара стране не удастся. На сегодняшний день в Штатах многие политики признают, что из всех сценариев, которые остаются в отношении разрешения сирийского кризиса, сохранение Башаром Асадом контроля над страной представляется наиболее удобным для Вашингтона. Отправной точкой для изменения позиции Запада стала российская инициатива о ликвидации химического оружия в Сирии.

27 сентября 2013 г.Лавров и Керри в Женеве на протяжении двух дней согласовывали проекты резолюций по сирийскому химоружию в Совете Безопасности ООН и в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). До этого, после принятия решения о вывозе хим.оружия из Сирии, в ходе дальнейших обсуждений стали видны различия в трактовках плана двумя странами: США настаивали на возможности силовых мер сразу в случае выявления нарушений, а Россия была против такого варианта действий. В итоге России удалось отстоять свою точку зрения на случай инцидентов: если правительство Сирии или силы оппозиции все-таки нарушат достигнутые договоренности, то подобные инциденты будут рассматриваться Советом Безопасности ООН отдельно и для возможных силовых действий понадобится принятие дополнительной резолюции помимо той, проект которой согласовали в штаб-квартире ООН РФ и США[9].

Это дало основания признать итог женевской встречи победой российских дипломатов, предотвративших на Ближнем Востоке новую войну с участием США и позволивших президенту Обаме найти выход из того тупикового положения, в которое он себя поставил, призывая союзников к нанесению ударов по Сирии. Президент Обама выразил благодарность России за дипломатическую инициативу. «Я думаю, Путин может сыграть важную роль в сирийском вопросе. И, несмотря на разногласия между нашими странами, я приветствую его участие. Я буду рад, если он возьмёт на себя ответственность за действия своего партнера Асада и за решение проблемы химического оружия. Это не холодная война», — заявил Обама в интервью ABC[10]. При этом Обама подчеркнул, что усиление влияния России в Сирии не навредит интересам США. Вместе с тем Барак Обама, несмотря на достигнутую договоренность, заявил, что США по-прежнему готовы к военной операции в Сирии и в подготовку к ней никаких изменений не вносилось. Само соглашение Лаврова и Керри было жестко раскритиковано американскими сенаторами, но поддержано многими странами.[11]

Продолжая сотрудничество с военными, Вашингтон стремится не потерять авторитет среди лидеров арабских революций. США нацелены на сотрудничество с любой политической силой, которая придет к власти по итогам революции. При этом американцы удовлетворены нейтральной позицией, которую заняли военные в Египте и Тунисе в ходе волнений, и противопоставляют их поведение действиям правоохранительных органов Ирана, жестко подавлявших волнения в ходе майских событий 2010 года.
Невмешательство и выжидание кажутся Вашингтону предпочтительной политической линией по отношению к ситуации на Ближнем Востоке.

Последствия втягивания США в третью военную кампанию понимают в Белом доме и Пентагоне. Присоединяясь к действиям европейских союзников по НАТО против режима Каддафи, Вашингтон действовал вынужденно и неохотно. Внося сопоставимый с другими державами вклад в действия международной коалиции, США будут стремиться его ограничивать. Ливию США отдали в сферу приоритетного влияния Франции.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.