Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические рекомендации. Проработать темы практического и лекционного материала



Проработать темы практического и лекционного материала.

Литература:[6] стр. 71-104.

Контрольные вопросы:

1 Что понимается под работоспособностью человека? Какие факторы определяют ее исходный уровень и ее изменения?

2 Какие методы измерения работоспособности Вы знаете, для чего они используются?

3 Охарактеризуйте закономерности динамики работоспособности на протяжении смены, суток, недели, года.

4 Каким образом можно оценить влияние повышения уровня работоспособности и увеличение удельного веса фазы устойчивой работоспособности в сменном времени на производительность труда? Приведите примеры расчетов.

5 Какие виды производственного утомления Вы знаете, каковы его причины?

6 Почему монотонный труд вызывает более быстрое развитие утомления? Какие меры могут использоваться для снижения монотонности труда и ее отрицательного воздействия на работника?

7 Какие меры по предупреждению производственного утомления, повышению работоспособности могут применяться в ходе проектирования трудового процесса?

8 Почему необходимы разработка и внедрение рациональных режимов труда и отдыха? С чем связана необходимость регламентации отдыха в течение смены?

 

Задание 6.Усвоить основные положения теории предметной деятельности, изучить задачи и проблемы психологического обеспечения эргономических систем связанных с анализом трудовой и профессиональной деятельности.

 

Методические рекомендации.

Проработать темы практического и лекционного материала.

Литература:[6] стр. 104-110.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные положения теории предметной деятельности А.Н. Леонтьева?

2. Дайте определение структурных единиц деятельности по А.Н. Леонтьеву и проанализируйте их свойства.

3. В чем суть алгоритмического описания деятельности и для решения каких задач его используют?

 

Задание 7.Изучение концепции качественного, содержательного анализа, предназначенных для раскрытия особенностей психических процессов, реализующих деятельность человека.

Методические рекомендации.

Проработать темы практического и лекционного материала.

Литература: [6] стр. 110-122.

Контрольные вопросы:

1 Какие составляющие деятельности выделены в концепции отражения и их свойства?

2 В чем выражаются особенности различных уровней антиципации?

3 Каково назначение и свойства психического образа?

4 В чем заключается смысл понятия «проблемность»?

5 Какие существуют классы проблемностей и какова их связь с уровнями психической регуляции?

6 Как образуются алгоритмы разрешения проблемностей?

 

Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП)

Задание 1.История возникновения эргономики

Форма проведения СРСП

- дискуссия

Методические рекомендации к выполнению СРСП:

Изучение темы лекции – 1. Изучение и анализ предпосылок возникновения эргономики. Истоки эргономики в далеком прошлом.

Рекомендуемая литература: [1] стр. 102-108.

Задание 2.Эргономика – научная и проектировочная дисциплина. Объект и предмет изучения эргономики.

Форма проведения СРСП:

- тренинг

Методические рекомендации к выполнению СРСП:

Изучение лекционного материала – 1. Объективные причины возникновения эргономики. Дифференциация наук, изучающих человека в труде, сыграла и продолжает играть положительную роль в развитии наших знаний о нем.

Рекомендуемая литература: [1] стр. 25-45.

Задание 3.Эргономика дизайна внутреннего пространства машин. Проектирование интерьера кабины машин.

Форма проведения СРСП:

- дискуссия

Методические рекомендации к выполнению СРСП:

Дизайн интерьера подчинен основной идее обеспечению комфортной езды и удобства управления машиной. Эффективен ли современный автомобиль в эргономическом отношении?

Рекомендуемая литература: [1] стр. 184-191.

 

Задание 4.Эргономические исследования индивидуальных средств защиты от шума. Характеристика звуковых сигналов и шума.

Форма проведения СРСП

- дискуссия

Методические рекомендации к выполнению СРСП:

Изучение тем 11-12, лекционных занятий – 2. Ознакомление с общими и эргономическими требованиями к применению индивидуальных средств защиты от шума.

Рекомендуемая литература: [8] стр. 50-53; [1] стр. 250-254.

Задание 5.Этика профессиональной деятельности эргономиста.

Форма проведения СРСП

- дискуссия

- тренинг

Методические рекомендации к выполнению СРСП:

Изучить материалы лекционных занятий – 4 и 5. Ознакомление с общими и эргономическими требованиями Этика профессиональной деятельности эргономиста.

Рекомендуемая литература: [1] стр. 7-24; 30-34.

Задание 6.Культурно-эстетические принципы формообразования. (Повтор лекционного материала). «Машина как объект дизайнерской деятельности», «Технико-эстетические свойства машин средствами дизайна».

Форма проведения СРСП

- тренинг

Методические рекомендации к выполнению СРСП:

Изучение лекционного занятия №5. Изучение культурно-эстетических принципов формообразования из дополнительной литературы [6]

Рекомендуемая литература: [1]; стр.44-46.

Задание 7.Подлинная красота технических форм (логика, гармония, красота кинематических и конструктивных схем). Достоинства и недостатки рациональной стилизации как вида дизайна.

Форма проведения СРСП

- дискуссия

Методические рекомендации к выполнению СРСП:

Повтор лекционного материала, лекционного занятия – 6. Дать анализ деятельности, как конструкционной и технологической составляющей материального формообразования.

Рекомендуемая литература: [2] стр. 73-74; [1] стр. 43-45; 83.

Задание 8.Методика и процесс художественного конструирования машин. Факторы и средства художественного конструирования.

Форма проведения СРСП

- дискуссия

Методические рекомендации к выполнению СРСП:

Изучить материалы лекционных занятий – 6. Дать оценку актуальности рациональной стилизации, достоинствам и недостаткам рациональной стилизации как видам дизайна.

Рекомендуемая литература: [2] стр. 96-98.

Задание 9.Эргономика – научная и проектировочная дисциплина. Объект и предмет изучения эргономики.

Форма проведения СРСП

- тренинг

Методические рекомендации к выполнению СРСП:

Изучение материалов лекции – 7. Проанализировать факторы, средства и приемы рациональной стилизации.

Рекомендуемая литература: [2] стр. 74-81.

Задание 10.Распределение функций. Проектирование рабочих задач. Виды функционального состояния человека в процессе деятельности: работоспособность, утомление, стресс.

Форма проведения СРСП

- дискуссия

Методические рекомендации к выполнению СРСП:

Повтор лекционного материала – 7. Дать оценки завершающей операции алгоритма. художественного конструирования – связанной с реализацией разработки – изготовлением производственного образца машины и проверкой ее взаимодействия с человеком оператором.

Рекомендуемая литература: [2] стр. 121-133.

Задание 11.Характеристика звуковых сигналов и шума. Влияние вибрации на работоспособность оператора. Развитие теории проектирования систем «человек - машина».

Форма проведения СРСП

- дискуссия

Методические рекомендации к выполнению СРСП:

Изучение темы лекционных занятий – 1. Проблема взаимодействия человека с техникой, приобрела фундаментальное научное и практическое значение. Преобразующая сила общественного производства по своим масштабам сравнима с природными процессами.

Рекомендуемая литература: [1] стр. 13-23.

Задание 12.Предмет, задачи, цель и возможности художественного конструирования.

Форма проведения СРСП

- тренинг

Методические рекомендации к выполнению СРСП:

Повтор лекционного материала – 7. Проанализировать задачи, цели и возможности художественного конструирования. Художественное конструирование единичных изделий – как наиболее распространенный вид дизайнерского творчества

Рекомендуемая литература: [2] стр. 99-102.

 

Задание 13.Общая структура художественного конструирования.

Форма проведения СРСП

- дискуссия

Методические рекомендации к выполнению СРСП:

Изучение всех предыдущих тем лекционных занятии. Овладение алгоритмом и общей структурой художественного конструирования – наиболее популярная и массовая методика дизайна, доступная специалистам разной квалификации.

Рекомендуемая литература: [2] стр. 102-107.

Задание 14.Антропономические свойства машин.

Форма проведения СРСП

- дискуссия

Методические рекомендации к выполнению СРСП:

Повтор лекционных материалов 1-4. Цель предметного исследования, совпадающая с предварительной целью проектирования, - выявление антропономических свойств машин – для определения их соответствия оператору.

Рекомендуемая литература: [2] стр. 104-107.

Задание 15.Технико-эстетические свойства машин.

Форма проведения СРСП

- тренинг

Методические рекомендации к выполнению СРСП:

Изучение смысла процессов художественного конструирования – формирования системы технико-эстетических свойств машин.

Рекомендуемая литература: [2] стр. 119-121.

Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (СРС).

Задание 1.Социально-психологическая и биологическая сущность трудовой деятельности человека. Труд как важнейший производственный фактор. Функции жизнеобеспечения человеческого организма в процессе трудовой деятельности.

Методические рекомендации: Самостоятельное изучение темы «Труд как важнейший производственный фактор»

Рекомендуемая литература: [6] стр. 11-17

Задание 2.Стилизация формы машин. Установка потребителя на идеал модной формы и взаимосвязь с установкой художника стилиста.

Методические рекомендации: Изучение темы лекции-2. Повтор лекционного материала лекции-1

Рекомендуемая литература: [2]; [1].

Задание 3. Главные стороны оценкиформы технического изделия.

Методические рекомендации: Самостоятельное изучение лекционного материала по темам 3,4.

Написать реферат по теме: «Роль и место дизайна в развитии отечественного производства».

Рекомендуемая литература: Основная и дополнительная предложенная ниже.

Задание 4.Освоение методикой выбора оптимальных размеров кабины транспортного средства, проектируемого для различных контингентов операторов.

Методические рекомендации: Повторение предыдущих тем лекционных занятии. Подготовка к коллоквиуму.

Рекомендуемая литература: [1] стр. 102-108, [2] стр. 8-30, стр. 56-72.

Задание 5.Компоновка рабочего места оператора в системе «человек - машина». Методы распределения функций между человеком и машиной.

Методические рекомендации: Изучение тем предыдущих лекционных занятии. Подготовка к практическим занятиям, устный опрос.

Рекомендуемая литература: [6] стр. 10-17.

Задание 6.Распределение функций. Проектирование рабочих задач. Виды функционального состояния человека в процессе деятельности: работоспособность, утомление, стресс.

Методические рекомендации: Повтор лекционного материала по темам 1-6. Освоить методику выбора оптимальных размеров и планировки пульта управления, проектируемого для различных контингентов операторов.

Рекомендуемая литература: [8] стр. 13-24.

Задание 7.Характеристика звуковых сигналов и шума. Влияние вибрации на работоспособность оператора. Развитие теории проектирования систем «человек - машина».

Методические рекомендации: Повтор лекционного материала – 4, по темам 7,8. Для распределения функции между человеком и машиной могут использоваться качественные и количественные методы. Дать оценку выбранного вами распределения функций, методом макетирования и эксперимента.

Рекомендуемая литература: [1] стр. 54-58.

Задание 8.Методы эргономической оценки промышленных изделий, техники.

Методические рекомендации: Изучение лекции – 5. Эргономическая оценка техники и технически сложных потребительских изделий – важный этап их разработки и совершенствования проводится, как правило, после оценки их безопасности.

Рекомендуемая литература: [1] стр. 63-66.

Задание 9.Физиологические и психические функции человека в процессе труда.

Методические рекомендации: Изучить самостоятельно тему: «Физиологические и психические функции человека в процессе труда».

Эффективность трудовой деятельности непосредственно связана с проблемой повышения работоспособности, от которой зависит уровень производительности труда. Написать реферат: «Эргономика – дисциплина нового типа».

Рекомендуемая литература: [6] стр. 45-57; [1] стр. 29-35.

Задание 10.Понятие тяжести труда.

Методические рекомендации: Изучить самостоятельно тему: «Социально-психологическая и биологическая сущность трудовой деятельности человека».

В любой экономике во все времена труд был и останется важнейшим производственным фактором.

Рекомендуемая литература: [6] стр. 1-25.

Задание 11.Распределение функций. Проектирование рабочих задач. Виды функционального состояния человека в процессе деятельности: работоспособность, утомление, стресс.

Методические рекомендации: Повтор предыдущих тем лекционных занятий. Рекомендации по выполнению курсовой работы на тему: «Эргономическая оценка кабины водителя автотранспорта».

Рекомендуемая литература: [8] стр. 89-101.

Задание 12.Психологическое обеспечение эргономических систем.

Методические рекомендации: Самостоятельная проработка темы: «Психологическое обеспечение эргономических систем».

Рекомендуемая литература: [6] стр. 105-124.

Задание 13.Принципы эргономического анализа трудовой и других видов деятельности.

Методические рекомендации: Повтор лекционного материала № 5,6. Категория деятельности является важнейшей в системе эргономического знания. Деятельность есть специфически человеческая форма отношения к окружающему миру.

Рекомендуемая литература: [1] стр. 72-80.

Задание 14.Характеристика звуковых сигналов и шума. Влияние вибрации на работоспособность оператора. Развитие теории проектирования систем «человек - машина».

Методические рекомендации: Ознакомиться с общими и эргономическими требованиями к перемещению индивидуальных средств защиты от шума.

Рекомендуемая литература: [8] стр. 50-57.

Задание 15.Эргономика в промышленности

Методические рекомендации: Тему проработать самостоятельно. Эргономика, ориентирована на улучшение качества жизни людей, включая и жизнь на работе.

Рекомендуемая литература: [1] стр. 165-234.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.