Проработать темы практического и лекционного материала.
Литература:[6] стр. 71-104.
Контрольные вопросы:
1 Что понимается под работоспособностью человека? Какие факторы определяют ее исходный уровень и ее изменения?
2 Какие методы измерения работоспособности Вы знаете, для чего они используются?
3 Охарактеризуйте закономерности динамики работоспособности на протяжении смены, суток, недели, года.
4 Каким образом можно оценить влияние повышения уровня работоспособности и увеличение удельного веса фазы устойчивой работоспособности в сменном времени на производительность труда? Приведите примеры расчетов.
5 Какие виды производственного утомления Вы знаете, каковы его причины?
6 Почему монотонный труд вызывает более быстрое развитие утомления? Какие меры могут использоваться для снижения монотонности труда и ее отрицательного воздействия на работника?
7 Какие меры по предупреждению производственного утомления, повышению работоспособности могут применяться в ходе проектирования трудового процесса?
8 Почему необходимы разработка и внедрение рациональных режимов труда и отдыха? С чем связана необходимость регламентации отдыха в течение смены?
Задание 6.Усвоить основные положения теории предметной деятельности, изучить задачи и проблемы психологического обеспечения эргономических систем связанных с анализом трудовой и профессиональной деятельности.
Методические рекомендации.
Проработать темы практического и лекционного материала.
Литература:[6] стр. 104-110.
Контрольные вопросы:
1. Каковы основные положения теории предметной деятельности А.Н. Леонтьева?
2. Дайте определение структурных единиц деятельности по А.Н. Леонтьеву и проанализируйте их свойства.
3. В чем суть алгоритмического описания деятельности и для решения каких задач его используют?
Задание 7.Изучение концепции качественного, содержательного анализа, предназначенных для раскрытия особенностей психических процессов, реализующих деятельность человека.
Методические рекомендации.
Проработать темы практического и лекционного материала.
Литература: [6] стр. 110-122.
Контрольные вопросы:
1 Какие составляющие деятельности выделены в концепции отражения и их свойства?
2 В чем выражаются особенности различных уровней антиципации?
3 Каково назначение и свойства психического образа?
4 В чем заключается смысл понятия «проблемность»?
5 Какие существуют классы проблемностей и какова их связь с уровнями психической регуляции?
6 Как образуются алгоритмы разрешения проблемностей?
Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП)
Задание 1.История возникновения эргономики
Форма проведения СРСП
- дискуссия
Методические рекомендации к выполнению СРСП:
Изучение темы лекции – 1. Изучение и анализ предпосылок возникновения эргономики. Истоки эргономики в далеком прошлом.
Рекомендуемая литература: [1] стр. 102-108.
Задание 2.Эргономика – научная и проектировочная дисциплина. Объект и предмет изучения эргономики.
Форма проведения СРСП:
- тренинг
Методические рекомендации к выполнению СРСП:
Изучение лекционного материала – 1. Объективные причины возникновения эргономики. Дифференциация наук, изучающих человека в труде, сыграла и продолжает играть положительную роль в развитии наших знаний о нем.
Рекомендуемая литература: [1] стр. 25-45.
Задание 3.Эргономика дизайна внутреннего пространства машин. Проектирование интерьера кабины машин.
Форма проведения СРСП:
- дискуссия
Методические рекомендации к выполнению СРСП:
Дизайн интерьера подчинен основной идее обеспечению комфортной езды и удобства управления машиной. Эффективен ли современный автомобиль в эргономическом отношении?
Рекомендуемая литература: [1] стр. 184-191.
Задание 4.Эргономические исследования индивидуальных средств защиты от шума. Характеристика звуковых сигналов и шума.
Форма проведения СРСП
- дискуссия
Методические рекомендации к выполнению СРСП:
Изучение тем 11-12, лекционных занятий – 2. Ознакомление с общими и эргономическими требованиями к применению индивидуальных средств защиты от шума.
Задание 5.Этика профессиональной деятельности эргономиста.
Форма проведения СРСП
- дискуссия
- тренинг
Методические рекомендации к выполнению СРСП:
Изучить материалы лекционных занятий – 4 и 5. Ознакомление с общими и эргономическими требованиями Этика профессиональной деятельности эргономиста.
Рекомендуемая литература: [1] стр. 7-24; 30-34.
Задание 6.Культурно-эстетические принципы формообразования. (Повтор лекционного материала). «Машина как объект дизайнерской деятельности», «Технико-эстетические свойства машин средствами дизайна».
Форма проведения СРСП
- тренинг
Методические рекомендации к выполнению СРСП:
Изучение лекционного занятия №5. Изучение культурно-эстетических принципов формообразования из дополнительной литературы [6]
Рекомендуемая литература: [1]; стр.44-46.
Задание 7.Подлинная красота технических форм (логика, гармония, красота кинематических и конструктивных схем). Достоинства и недостатки рациональной стилизации как вида дизайна.
Форма проведения СРСП
- дискуссия
Методические рекомендации к выполнению СРСП:
Повтор лекционного материала, лекционного занятия – 6. Дать анализ деятельности, как конструкционной и технологической составляющей материального формообразования.
Задание 8.Методика и процесс художественного конструирования машин. Факторы и средства художественного конструирования.
Форма проведения СРСП
- дискуссия
Методические рекомендации к выполнению СРСП:
Изучить материалы лекционных занятий – 6. Дать оценку актуальности рациональной стилизации, достоинствам и недостаткам рациональной стилизации как видам дизайна.
Рекомендуемая литература: [2] стр. 96-98.
Задание 9.Эргономика – научная и проектировочная дисциплина. Объект и предмет изучения эргономики.
Форма проведения СРСП
- тренинг
Методические рекомендации к выполнению СРСП:
Изучение материалов лекции – 7. Проанализировать факторы, средства и приемы рациональной стилизации.
Рекомендуемая литература: [2] стр. 74-81.
Задание 10.Распределение функций. Проектирование рабочих задач. Виды функционального состояния человека в процессе деятельности: работоспособность, утомление, стресс.
Форма проведения СРСП
- дискуссия
Методические рекомендации к выполнению СРСП:
Повтор лекционного материала – 7. Дать оценки завершающей операции алгоритма. художественного конструирования – связанной с реализацией разработки – изготовлением производственного образца машины и проверкой ее взаимодействия с человеком оператором.
Рекомендуемая литература: [2] стр. 121-133.
Задание 11.Характеристика звуковых сигналов и шума. Влияние вибрации на работоспособность оператора. Развитие теории проектирования систем «человек - машина».
Форма проведения СРСП
- дискуссия
Методические рекомендации к выполнению СРСП:
Изучение темы лекционных занятий – 1. Проблема взаимодействия человека с техникой, приобрела фундаментальное научное и практическое значение. Преобразующая сила общественного производства по своим масштабам сравнима с природными процессами.
Рекомендуемая литература: [1] стр. 13-23.
Задание 12.Предмет, задачи, цель и возможности художественного конструирования.
Форма проведения СРСП
- тренинг
Методические рекомендации к выполнению СРСП:
Повтор лекционного материала – 7. Проанализировать задачи, цели и возможности художественного конструирования. Художественное конструирование единичных изделий – как наиболее распространенный вид дизайнерского творчества
Рекомендуемая литература: [2] стр. 99-102.
Задание 13.Общая структура художественного конструирования.
Форма проведения СРСП
- дискуссия
Методические рекомендации к выполнению СРСП:
Изучение всех предыдущих тем лекционных занятии. Овладение алгоритмом и общей структурой художественного конструирования – наиболее популярная и массовая методика дизайна, доступная специалистам разной квалификации.
Рекомендуемая литература: [2] стр. 102-107.
Задание 14.Антропономические свойства машин.
Форма проведения СРСП
- дискуссия
Методические рекомендации к выполнению СРСП:
Повтор лекционных материалов 1-4. Цель предметного исследования, совпадающая с предварительной целью проектирования, - выявление антропономических свойств машин – для определения их соответствия оператору.
Рекомендуемая литература: [2] стр. 104-107.
Задание 15.Технико-эстетические свойства машин.
Форма проведения СРСП
- тренинг
Методические рекомендации к выполнению СРСП:
Изучение смысла процессов художественного конструирования – формирования системы технико-эстетических свойств машин.
Рекомендуемая литература: [2] стр. 119-121.
Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (СРС).
Задание 1.Социально-психологическая и биологическая сущность трудовой деятельности человека. Труд как важнейший производственный фактор. Функции жизнеобеспечения человеческого организма в процессе трудовой деятельности.
Методические рекомендации: Самостоятельное изучение темы «Труд как важнейший производственный фактор»
Рекомендуемая литература: [6] стр. 11-17
Задание 2.Стилизация формы машин. Установка потребителя на идеал модной формы и взаимосвязь с установкой художника стилиста.
Методические рекомендации: Изучение темы лекции-2. Повтор лекционного материала лекции-1
Рекомендуемая литература: [2]; [1].
Задание 3. Главные стороны оценкиформы технического изделия.
Методические рекомендации: Самостоятельное изучение лекционного материала по темам 3,4.
Написать реферат по теме: «Роль и место дизайна в развитии отечественного производства».
Рекомендуемая литература: Основная и дополнительная предложенная ниже.
Задание 4.Освоение методикой выбора оптимальных размеров кабины транспортного средства, проектируемого для различных контингентов операторов.
Методические рекомендации: Повторение предыдущих тем лекционных занятии. Подготовка к коллоквиуму.
Задание 5.Компоновка рабочего места оператора в системе «человек - машина». Методы распределения функций между человеком и машиной.
Методические рекомендации: Изучение тем предыдущих лекционных занятии. Подготовка к практическим занятиям, устный опрос.
Рекомендуемая литература: [6] стр. 10-17.
Задание 6.Распределение функций. Проектирование рабочих задач. Виды функционального состояния человека в процессе деятельности: работоспособность, утомление, стресс.
Методические рекомендации: Повтор лекционного материала по темам 1-6. Освоить методику выбора оптимальных размеров и планировки пульта управления, проектируемого для различных контингентов операторов.
Рекомендуемая литература: [8] стр. 13-24.
Задание 7.Характеристика звуковых сигналов и шума. Влияние вибрации на работоспособность оператора. Развитие теории проектирования систем «человек - машина».
Методические рекомендации: Повтор лекционного материала – 4, по темам 7,8. Для распределения функции между человеком и машиной могут использоваться качественные и количественные методы. Дать оценку выбранного вами распределения функций, методом макетирования и эксперимента.
Рекомендуемая литература: [1] стр. 54-58.
Задание 8.Методы эргономической оценки промышленных изделий, техники.
Методические рекомендации: Изучение лекции – 5. Эргономическая оценка техники и технически сложных потребительских изделий – важный этап их разработки и совершенствования проводится, как правило, после оценки их безопасности.
Рекомендуемая литература: [1] стр. 63-66.
Задание 9.Физиологические и психические функции человека в процессе труда.
Методические рекомендации: Изучить самостоятельно тему: «Физиологические и психические функции человека в процессе труда».
Эффективность трудовой деятельности непосредственно связана с проблемой повышения работоспособности, от которой зависит уровень производительности труда. Написать реферат: «Эргономика – дисциплина нового типа».
Методические рекомендации: Изучить самостоятельно тему: «Социально-психологическая и биологическая сущность трудовой деятельности человека».
В любой экономике во все времена труд был и останется важнейшим производственным фактором.
Рекомендуемая литература: [6] стр. 1-25.
Задание 11.Распределение функций. Проектирование рабочих задач. Виды функционального состояния человека в процессе деятельности: работоспособность, утомление, стресс.
Методические рекомендации: Повтор предыдущих тем лекционных занятий. Рекомендации по выполнению курсовой работы на тему: «Эргономическая оценка кабины водителя автотранспорта».
Рекомендуемая литература: [8] стр. 89-101.
Задание 12.Психологическое обеспечение эргономических систем.
Методические рекомендации: Самостоятельная проработка темы: «Психологическое обеспечение эргономических систем».
Рекомендуемая литература: [6] стр. 105-124.
Задание 13.Принципы эргономического анализа трудовой и других видов деятельности.
Методические рекомендации: Повтор лекционного материала № 5,6. Категория деятельности является важнейшей в системе эргономического знания. Деятельность есть специфически человеческая форма отношения к окружающему миру.
Рекомендуемая литература: [1] стр. 72-80.
Задание 14.Характеристика звуковых сигналов и шума. Влияние вибрации на работоспособность оператора. Развитие теории проектирования систем «человек - машина».
Методические рекомендации: Ознакомиться с общими и эргономическими требованиями к перемещению индивидуальных средств защиты от шума.
Рекомендуемая литература: [8] стр. 50-57.
Задание 15.Эргономика в промышленности
Методические рекомендации: Тему проработать самостоятельно. Эргономика, ориентирована на улучшение качества жизни людей, включая и жизнь на работе.