- показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1%.
Коэффициент эластичности предложения по цене определяется как отношение относительного изменения объема предложения к относительному изменению цены.
где: – коэффициент эластичности предложения относительно цены;
– относительное изменение объема предложения;
– относительное изменение цены.
Эластичность предложения относительно цены всегда имеет положительный знак, т.к. цена и объем предложения связаны прямой зависимостью.
Сравнение относительных изменений цены и объема предложения позволяет дать характеристику предложения:
1. Если цена изменяется в меньшей степени, чем изменяется объем предложения, то предложение эластично, > 1.
2. Если цена изменяется в большей степени, чем изменяется объем предложения, то предложениенеэластично, < 1.
3. Если изменение цены не вызывает никакого изменения объема предложения, то предложение абсолютно (совершенно) неэластично, = 0.
4. Если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечно большое изменение объема предложения, то предложениеабсолютно эластично, = .
5. Если изменение цены на 1% вызывает изменение объема предложения на 1%, то предложение имеет единичную эластичность, = 1.
На эластичность предложения относительно цены оказывают влияние множество факторов.
Основной из них это фактор времени. Дело в том, что при изменении спроса на товар, фирмы не могут мгновенно изменить объем производства. В связи с этим различают три рыночных периода:
1. Кратчайший (мгновенный, очень короткий):
– все факторы производства постоянны;
– количество фирм в отрасли не изменяется;
2. Краткосрочный (короткий):
– некоторые факторы производства переменны, но хотя бы один постоянный;
– количество фирм в отрасли не изменяется;
3. Долгосрочный (длительный):
– все факторы производства переменны;
– количество фирм в отрасли изменяется.
В условиях кратчайшего рыночного периодапредложение товара совершенно (абсолютно) неэластично. = 0. Поэтому повышение спроса приводит к повышению цены, но не отражается на величине предложения.
Рис. 7. Предложение в кратчайшем периоде.
В условиях краткосрочного периода предложение товара более эластично. > 0. Количество предприятий в отрасли не меняется, но производители более интенсивно используют имеющиеся мощности. Поэтому повышение спроса приводит не только к росту цены, но и к увеличению объема производства, т.е. предложения.
Рис. 8. Предложение в краткосрочном периоде.
В условиях долгосрочного периодапредложение товара почти совершенно (абсолютно) эластично. по общему правилу à . В отрасли появились новые предприятия, новые производственные мощности. Поэтому повышение спроса приводит к значительному росту объема выпуска, при постоянной цене или несущественном изменении цены.
Рис. 9. Предложение в долгосрочном периоде
Т.о., по мере увеличения рассматриваемого периода эластичность предложения возрастает.