Режим работы СТО определяется числом дней работы предприятия в году и продолжительностью рабочего дня. Он зависит от назначения СТО, ее место расположения (городская или дорожная) и видов выполняемых услуг.
Принимаем 254 дней с продолжительностью рабочего дня 2 смены.
Продолжительность рабочей смены принимают равной 8 часам.
Расчет производственной программы
Сначала определяют N´ – число легковых автомобилей, принадлежащих населению данного населенного пункта.
N´=А*n/1000=41000*200/1000=8200,(1)
где А=41000 – численность населения в данном населенном пункте, чел (по заданию);
n=200 – число автомобилей на 1000 жителей (в среднем на 2008 год по России – 200 автомобилей, по Самарской области – 200…250 автомобилей, по Сызрани – 200 автомобилей на 1000 жителей).
Затем рассчитывают годовую производственную программу городской СТО – это расчетное количество условных комплексно обслуживаемых в течение года автомобилей:
где N´=8200 – число легковых автомобилей, принадлежащих населению данного населенного пункта (формула 1).
K1=0,575 – коэффициент, учитывающий количество автомобилей, владельцы которых пользуются услугами СТО: K1= 0,25...0,90;
K2=1,15 – коэффициент, учитывающий увеличение парка обслуживаемых автомобилей за счет транзита: K2=1,1...1,2;
K3=1,04 – коэффициент, учитывающий перспективы роста автомобилизациирайона: К3=1,03…1,05.
В настоящее время в России по маркам автомобилей существует следующая примерная разбивка:
52,1 % - автомобили ВАЗ с «Окой» (50% - ВАЗ);
10,8 % - АЗЛК и ИЖ;
6,6% - ГАЗ;
18,9% - иномарки;
5% - ЗАЗ; 2,9% - УАЗ; 4,5% - прочие.
Разбивка автомобилей по классам
Особо малый класс
Малый класс
Средний класс
Доля, %
7,1
60,8
32,1
NСТО
Расчет годового объема работ на СТО
Годовой объем работ ТО и ТР
Для определения коэффициента корректирования удельной трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества рабочих постов СТО необходимо знать ориентировочно количество рабочих постов на СТО.
В первом приближении число рабочих постов можно определять по формуле:
(5)
где tн - нормативное значение удельной трудоемкости ТО и ТР, чел-ч/1000 км (табл. 1);
D раб.г – число дней работы в году СТО, дни (по заданию);
Тсм – продолжительность смены, час; (по заданию);
С – число смен (по заданию);
Кпр – коэффициент корректирования удельной трудоемкости ТО и ТР в зависимости от природно-климатических условий (табл. 3);
Nсто – количество комплексно обслуживаемых автомобилей в год (формула 2);
Lг– среднегодовой пробег автомобиля, км (по заданию).
Суммарное число рабочих постов в первом приближении:
По найденному значенияХпр1потабл. 2 определяется коэффициент корректирования Кп удельной трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества рабочих постов на СТО. С учетом коэффициента Кп корректируется удельная трудоемкость ТО и ТР на 1000 км пробега и рассчитывается годовой объем работ по ТО и ТР автомобилей.
Нормативы трудоемкости ТО и ТР автомобилей на 1000 км пробега и разовые в зависимости от типов автомобилей для городских и дорожных СТО следует принимать не более величин, приведённых в табл. 1.
Удельная трудоемкость ТО и ТР корректируется в зависимости от количества постов на СТО и природно-климатических условий:
(6)
где tн – нормативная удельная трудоемкость ТО и ТР на 1000 км пробега (табл. 1);
Кп – коэффициент корректирования удельной трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества рабочих постов на СТО (табл. 2);
Кпр – коэффициент корректирования удельной трудоемкости ТО и ТР в зависимости от природно-климатических условий (табл. 3).
Годовой объем работ по ТО и ТР городской СТО, обслуживающей автомобили одного класса:
(7)
где Nсто – число автомобилей, обслуживаемых проектируемой СТО в год (формула 2);
Lг – среднегодовой пробег автомобиля,км (по заданию);
t – скорректированная удельная трудоемкость работ ТО и ТР,чел – ч/1000 км (формула 6).