Формирование новой системы социально-трудовых отношений - процесс длительный, который будет иметь ряд этапов в своем развитии. Процесс формирования социально-трудовых отношений должен иметь элементы общественного регулирования для уменьшения последствий перехода к рыночной экономике.
Механизм регулирования социально-трудовых отношений это одна из самых важных составных частей функционирования экономической системы, которая включает в себя совокупность мероприятий и средств влияния на субъекты социально-трудовых отношений с целью направления их действий на реализацию определенных социально-экономических задач развития общества, организации и отдельного индивида.
В структуре механизмов функционирования СТО выделяют следующие элементы:
- Формы СТО:
Ø Социально-трудовые правоотношения - отражают проекцию фактических СТО на институциональный, законодательный, нормотворческий уровни.
Ø Фактические СТО – функционируют на объективном и субъективном уровнях.
- на отраслевом уровне: акты центральних органов исполнительной власти (Постановления, Указы КМУ, Министерства труда и социальной защиты);
- на территориальном уровне: государственно-коммунальное регулирование на основе решений органов государственной власти и местного самоуправления;
- на производственном уровне: административное регулирование через решения собственника или уполномоченного ним органа; приказы, распоряжения, инструкции и т.д.
● Договорное:
- на национальном уровне: генеральное соглашение и решения национальных органов партнерства;
- на отраслевом уровне: отраслевое соглашение и решения отраслевых органов соціального партнерства;
- на территориальном уровне: региональные соглашения и решения территориальных органов соціального партнерства.
- на производственном уровне:коллективный договор, консультации, переговоры.
- Методы регулирования СТО:
● Нормативно-правовые: Основаны на научно-обоснованной нормативнозаконодательной базе. В частности: Конституция Украины, Кодекс законов о трудк, законы «О занятости», «Оплате труда», «О коллективных договорах и соглашениях» и др., а также нормативные акты, указы, инструкции, правила соответствующих государственных комитетов, министерств и ведомств.
● Программно-целевые: Охватывают такие направления: условия труда; социальная политика; занятость; миграционная политика; демографическая политика (преимущественно на макроуровне).
● Административно-распорядительные иорганизационно-упорядоченные: Используются преимущественно на уровне организаций. Для регулирования СТО используют приказы, распоряжения администрации, положення о структурнихподразделениях, должностные инструкции, графики рабочего времени и т.д.
● Договорные: Связаны с проведеним консультацій, переговоров между субъектами СТО, заключением договоров и соглашений на разных уровнях (генеральне, отраслевые, территориальные соглашения, коллективные договора).
● Согласительно-арбитражные, посреднические:Направлены на предупреждение трудових конфликтов, сглаживание их последствий.
● Партисипативные: Использование современных методов и форм участия работников в управлении производством, в принятии и реализации организационно-управленческих нововведений (В Наблюдательных Сонетах, Сонетах ветеранов, Кружках качества и др.).
● Общественное регулирование процесов формирования и развития СТО: Включает формирование и освоение всеми субъектами СТО единой системы понятий с целью взаимопонимания; идентификацию социально-экономических процессов с точки зрения интересов сторон; формирование системы показателей, которые отражают процессы взаимодействия субъектов СТО, определение источников информации; исследование дострижений других стран в этой сфере.
- Социальная защита.
● Социальный институт – это форма организации совместной деятельности людей в виде организационной структуры или системы правил нормативно-регулируючего порядка, в рамках которого происходит распределение социальных ролей и статусов людей, которые охвачены деятельностью соответствующих институтов.
Различают:
1. Социально-организационные институты:
государство; профсоюзы; страхове компании; специализированные фонды; общественные, благотворительные и политические организации.
2. Социально-нормативные институты: каждая отрасль права (трудовое право, трудовое законодательство); тарифне соглашения; контракты; трудове договоры; коллективные договоры.
● Социальные гарантии, на которых основывается система социальной защиты:
- право на труд;
- право на отдых;
- право на жилье;
- право на бесплатное образование;
- право на бесплатное медицинское обслуживание.
Переходный период отразился на процессе регулирования социально-трудовых отношений отходом от монополии государства, отказом от избыточной централизации и переходом к программно-нормативной регламентации социально-трудовых отношений, которая построена на принципах демократизации.
Главным инструментом социально-трудовых отношений, посредством которого разрабатывается и воплощается в жизнь политика в сфере труда, есть Законодательство о труде. Сегодня Украина имеет большую законодательную базу, которая регулирует практически все сферы социально-трудовых отношений: Кодекс законов о труде Украины, Законы Украины «О занятости», «О коллективных договорах и соглашениях», «Об оплате труда», «О прожиточном минимуме», «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы», и тому подобное. Кроме законодательной регуляции, необходимым является механизм регуляции законодательных актов. Таким механизмом выступает программная и нормообразующая деятельность государства в лице ее исполнительных органов (министерств, ведомств, региональных органов).
Программно-целевое регулирование СТО включает:
- условия труда: оплата, охрана труда, отдых;
- социальную политику: пенсионное обеспечение, политика поддержки уровня жизни населения, дифференциации доходов;
- занятость: регистрация безработных, создание новых рабочих мест, профессиональное переобучение;
- миграционную политику: регуляция перемещения рабочей силы за границу и из-за границы, программы переселения отдельных групп населения, и тому подобное;
- демографическую политику: выплати пособия беременным, пособия на детей, программы улучшения здоровья.
Программы регулирования социально-трудовых отношений в зависимости от их направленности подразделяют на государственные, региональные и частные.
Для более точной постановки цели в процессе разработки и реализации программ используются социальные индикаторы, или нормативы– это количественные показатели соответствия и динамики социальных процессов в обществе.
Например, показателями уровня жизни является прожиточный минимум, а показателем состояния занятости - уровень безработицы. Наиболее полная система социальных индикаторов охватывает девять социальных направлений, из которых к социально-трудовым имеют отношения следующие: род занятий и качество труда, доходы и потребление, окружающая среда в части производственной среды, социальное обеспечение, социальное равенство и мобильность.
Одним из важных социальных нормативов является потребительская корзина.
В системе социальных индикаторов потребительская корзина имеет две разновидности:
- корзина весов: используется для измерения динамики потребительских цен;
- минимальная потребительская корзина: используется для измерения прожиточного минимума и рассчитывается государственными органами, официально утверждается.
Минимальная потребительская корзина как социальный индикатор применяется для определения нижней границы малообеспеченности, абсолютного количества бедных людей, а также для определения объективной основы для расчета минимальной заработной платы, минимальной пенсии, некоторых видов минимальных социальных выплат.
Минимальный гарантированный доход рассчитывается двумя методами:
1-ый метод: посредством описанной корзины набора товаров, который ориентирован на воссоздание минимального уровня жизни человека.
2-ой метод: как процент от законодательно установленной заработной платы.
Чрезвычайно важными являются социальные индикаторы, которые отображают состояние производственной среды, качество условий труда, но в Украине они пока еще рассматриваются как предельно допустимые нормы концентрации вредных веществ, вредных условий труда. В ближайшее время для Украины наиболее важным нормативом останутся минимальные размеры заработной платы и пенсии.