Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (СТО). ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (СТО)



Формирование новой системы социально-трудовых отношений - процесс длительный, который будет иметь ряд этапов в своем развитии. Процесс формирования социально-трудовых отношений должен иметь элементы общественного регулирования для уменьшения последствий перехода к рыночной экономике.

Механизм регулирования социально-трудовых отношений это одна из самых важных составных частей функционирования экономической системы, которая включает в себя совокупность мероприятий и средств влияния на субъекты социально-трудовых отношений с целью направления их действий на реализацию определенных социально-экономических задач развития общества, организации и отдельного индивида.

В структуре механизмов функционирования СТО выделяют следующие элементы:

- Формы СТО:

Ø Социально-трудовые правоотношения - отражают проекцию фактических СТО на институциональный, законодательный, нормотворческий уровни.

Ø Фактические СТО – функционируют на объективном и субъективном уровнях.

- Уровни СТО:национальный, отраслевой, территориальный, производственный.

- Виды регулирования СТО:

● Государственное или административное:

- на национальном уровне: законодательные акты;

- на отраслевом уровне: акты центральних органов исполнительной власти (Постановления, Указы КМУ, Министерства труда и социальной защиты);

- на территориальном уровне: государственно-коммунальное регулирование на основе решений органов государственной власти и местного самоуправления;

- на производственном уровне: административное регулирование через решения собственника или уполномоченного ним органа; приказы, распоряжения, инструкции и т.д.

● Договорное:

- на национальном уровне: генеральное соглашение и решения национальных органов партнерства;

- на отраслевом уровне: отраслевое соглашение и решения отраслевых органов соціального партнерства;

- на территориальном уровне: региональные соглашения и решения территориальных органов соціального партнерства.

- на производственном уровне:коллективный договор, консультации, переговоры.

 

- Методы регулирования СТО:

● Нормативно-правовые: Основаны на научно-обоснованной нормативнозаконодательной базе. В частности: Конституция Украины, Кодекс законов о трудк, законы «О занятости», «Оплате труда», «О коллективных договорах и соглашениях» и др., а также нормативные акты, указы, инструкции, правила соответствующих государственных комитетов, министерств и ведомств.

● Программно-целевые: Охватывают такие направления: условия труда; социальная политика; занятость; миграционная политика; демографическая политика (преимущественно на макроуровне).

● Административно-распорядительные иорганизационно-упорядоченные: Используются преимущественно на уровне организаций. Для регулирования СТО используют приказы, распоряжения администрации, положення о структурнихподразделениях, должностные инструкции, графики рабочего времени и т.д.

● Договорные: Связаны с проведеним консультацій, переговоров между субъектами СТО, заключением договоров и соглашений на разных уровнях (генеральне, отраслевые, территориальные соглашения, коллективные договора).

● Согласительно-арбитражные, посреднические:Направлены на предупреждение трудових конфликтов, сглаживание их последствий.

● Партисипативные: Использование современных методов и форм участия работников в управлении производством, в принятии и реализации организационно-управленческих нововведений (В Наблюдательных Сонетах, Сонетах ветеранов, Кружках качества и др.).

● Общественное регулирование процесов формирования и развития СТО: Включает формирование и освоение всеми субъектами СТО единой системы понятий с целью взаимопонимания; идентификацию социально-экономических процессов с точки зрения интересов сторон; формирование системы показателей, которые отражают процессы взаимодействия субъектов СТО, определение источников информации; исследование дострижений других стран в этой сфере.

- Социальная защита.

● Социальный институт – это форма организации совместной деятельности людей в виде организационной структуры или системы правил нормативно-регулируючего порядка, в рамках которого происходит распределение социальных ролей и статусов людей, которые охвачены деятельностью соответствующих институтов.

Различают:

1. Социально-организационные институты:

государство; профсоюзы; страхове компании; специализированные фонды; общественные, благотворительные и политические организации.

2. Социально-нормативные институты: каждая отрасль права (трудовое право, трудовое законодательство); тарифне соглашения; контракты; трудове договоры; коллективные договоры.

● Социальные гарантии, на которых основывается система социальной защиты:

- право на труд;

- право на отдых;

- право на жилье;

- право на бесплатное образование;

- право на бесплатное медицинское обслуживание.

Переходный период отразился на процессе регулирования социально-трудовых отношений отходом от монополии государства, отказом от избыточной централизации и переходом к программно-нормативной регламентации социально-трудовых отношений, которая построена на принципах демократизации.

Главным инструментом социально-трудовых отношений, посредством которого разрабатывается и воплощается в жизнь политика в сфере труда, есть Законодательство о труде. Сегодня Украина имеет большую законодательную базу, которая регулирует практически все сферы социально-трудовых отношений: Кодекс законов о труде Украины, Законы Украины «О занятости», «О коллективных договорах и соглашениях», «Об оплате труда», «О прожиточном минимуме», «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы», и тому подобное. Кроме законодательной регуляции, необходимым является механизм регуляции законодательных актов. Таким механизмом выступает программная и нормообразующая деятельность государства в лице ее исполнительных органов (министерств, ведомств, региональных органов).

Программно-целевое регулирование СТО включает:

- условия труда: оплата, охрана труда, отдых;

- социальную политику: пенсионное обеспечение, политика поддержки уровня жизни населения, дифференциации доходов;

- занятость: регистрация безработных, создание новых рабочих мест, профессиональное переобучение;

- миграционную политику: регуляция перемещения рабочей силы за границу и из-за границы, программы переселения отдельных групп населения, и тому подобное;

- демографическую политику: выплати пособия беременным, пособия на детей, программы улучшения здоровья.

 

Программы регулирования социально-трудовых отношений в зависимости от их направленности подразделяют на государственные, региональные и частные.

Для более точной постановки цели в процессе разработки и реализации программ используются социальные индикаторы, или нормативы– это количественные показатели соответствия и динамики социальных процессов в обществе.

Например, показателями уровня жизни является прожиточный минимум, а показателем состояния занятости - уровень безработицы. Наиболее полная система социальных индикаторов охватывает девять социальных направлений, из которых к социально-трудовым имеют отношения следующие: род занятий и качество труда, доходы и потребление, окружающая среда в части производственной среды, социальное обеспечение, социальное равенство и мобильность.

Одним из важных социальных нормативов является потребительская корзина.

В системе социальных индикаторов потребительская корзина имеет две разновидности:

- корзина весов: используется для измерения динамики потребительских цен;

- минимальная потребительская корзина: используется для измерения прожиточного минимума и рассчитывается государственными органами, официально утверждается.

Минимальная потребительская корзина как социальный индикатор применяется для определения нижней границы малообеспеченности, абсолютного количества бедных людей, а также для определения объективной основы для расчета минимальной заработной платы, минимальной пенсии, некоторых видов минимальных социальных выплат.

Минимальный гарантированный доход рассчитывается двумя методами:

1-ый метод: посредством описанной корзины набора товаров, который ориентирован на воссоздание минимального уровня жизни человека.

2-ой метод: как процент от законодательно установленной заработной платы.

 

Чрезвычайно важными являются социальные индикаторы, которые отображают состояние производственной среды, качество условий труда, но в Украине они пока еще рассматриваются как предельно допустимые нормы концентрации вредных веществ, вредных условий труда. В ближайшее время для Украины наиболее важным нормативом останутся минимальные размеры заработной платы и пенсии.

\

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.