Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Внутренняя среда организации



Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Внутренняя среда организации……………………………………………...4

2. Внешняя среда организации………………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………..14

Список литературы…………………………………………………………….15


 

Введение

Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником её жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в то же время может быть источником проблем и даже её гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.

В связи с вышесказанным целью данной работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии.

В первой главе реферата будет разобрана внутренняя среда, её переменные и их взаимосвязь между собой. Так как человек является центральной фигурой в модели управления организацией, то на его поведение и успешность деятельности влияет ряд факторов, которые раскрываются в этом вопросе.

Во второй части будет произведён анализ внешней среды организации и её характеристик. Кроме того, в работе рассматриваются три условно выделяемые группы, исходя из интенсивности взаимодействия организации с её окружением.

Большая часть материала взята из «Основ менеджмента» американских учёных в сфере управления М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури.


 

Внутренняя среда организации

Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Когда речь идёт о внутренней среде фирмы, имеется в виду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.

Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации.

Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, – это цели, структура, задачи, технология и люди (Рис. 1).

 

 

Рис. 1. Основные переменные внутренней среды организации

Цели – конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. В разных организациях ставятся разные цели. Например, для того чтобы получить прибыль, "бизнес" должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и социальная ответственность. Некоммерческие организации, имея разнообразные цели, больше внимания уделяют социальной ответственности.

Цели подразделений должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других её подразделений.

Структураорганизации – внутренняя переменная. Это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации (Рис. 2).

 

Рис. 2. Взаимосвязь целей и структуры

Существуют две основные концепции структуры:

1) специализированное разделение труда;

2) сфера контроля.

Специализированное разделение труда.

В большинстве современных организаций разделение труда не означает случайного распределения между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. за теми, кто способен выполнить её лучше всех с точки зрения организации как единого целого.

Во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области.

Выбор функциональных областей определяет основную структуру организации и в значительной степени – возможности её успешной деятельности. Эффективность и целесообразность способов разделения работы между людьми (сверху вниз, до самого первого уровня организации) во многих случаях определяет, насколько производительна может быть организация по сравнению с её конкурентами. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда.

Вертикальное разделение труда, т.е. определение работы по координации от непосредственного выполнения заданий, необходимо для успешной трудовой работы. Преднамеренное вертикальное разделение труда даёт в результате иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Иерархия пронизывает всю организацию, спускаясь на уровень неуправленческого персонала (Рис. 3).

 

Рис. 3. Структура организации

Сфера контроля – это важный аспект организационной структуры.

При широкой сфере контроля одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, в результате чего эта сфера имеет плоскую структуру управления (Рис. 4).

 

 

Рис. 4. Плоская структура организации

При узкой сфере контроля каждому руководителю подчиняется мало людей – многоуровневая структура (Рис. 5).

 

 

 

Рис. 5. Многоуровневая структура организации

Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее оговоренные сроки. Задачи предписываются не работнику, а его должности. Но рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно (Рис.6).

Задачи делят на три категории:

а) работа с людьми (задача мастера);

б) работа с предметами (машинами, сырьём, инструментами);

в) работа с информацией (задачи казначея корпорации).

 

Рис. 6. Взаимозависимость должностей, структуры и целей

Технология. Чарльз Перроу описывает технологию как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или физические материалы – в искомые продукты и услуги. Льюис Дейвис предлагает широкое сходное описание: "Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях". Таким образом, технология – это средство преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный конечный продукт.

Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала (Рис. 7).

 

 

 

Рис. 7. Взаимосвязь технологии, заданий, структуры и целей

Людиявляются центральным фактором в любой модели управления, включая и ситуационный подход.

Существует три основных аспекта человеческой переменной в организации:

а) поведение индивидов;

б) поведение людей в группах;

в) характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп.

Понимание и управление человеческой переменной в организации является наиболее сложной составляющей всего процесса управления и зависит от многих факторов (Рис.8).

 

Рис. 8. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности

Способности – это индивидуальные качества человека, которые способствуют успешной деятельности, могут передаваться по наследству (интеллектуальные способности и некоторые физические данные), а также приобретаются с опытом. Предрасположенность и одарённость тесно связаны со способностью. Способности проявляются и формируются в деятельности.

Ценности – это общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо или плохо, или что безразлично в жизни. Приобретаются посредством обучения.

Потребности – это внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо.

Ожидания. Основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, люди формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Сознательно или подсознательно они решают, насколько вероятно или насколько нереально свершение чего-то значимого для них. Эти ожидания оказывают значительное влияние на их сегодняшнее поведение.

Восприятие – это интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Восприятие определяет, испытывает ли человек потребность, и каковы его ожидания в данной ситуации.

Предрасположенность – это имеющийся потенциал человека в отношении выполнения какой-либо конкретной работы. Предрасположенность к управлению очень важна при определении кандидатов на обучение менеджменту.

Отношение, по определению психолога Дэрила Бема, "то, что нравится, и то, что не нравится, как нашу неприязнь или привязанность к предметам, людям, группам или к любым воспринимаемым аспектам окружающей нас среды". Отношения формируют наше необъективное восприятие окружающей среды и тем самым влияют на поведение.

Кроме перечисленных факторов на человека в организации влияют группы и управленческое лидерство. Любой человек стремится принадлежать к какой-либо группе. Он принимает нормы поведения этой группы в зависимости от того, насколько ценит свою принадлежность к ней. Организация может рассматриваться как некая формальная группа людей, и в то же время в любой организации есть много неформальных групп, формирующихся не только по профессиональному признаку.

Внешние переменные сильно влияют на организацию. И взаимосвязанность внутренних переменных правильнее было бы рассмотреть как модель внутренних социотехнических подсистем организации. Внутренние переменные называют социотехническими подсистемами, т.к. имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные) (Рис. 9).

 

Рис. 9. Взаимосвязанность внутренних переменных

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.