Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

История детского фольклора



 

Фольклористика как наука начиналась с изучения взрослого фольклора. В XVIII - начале XIX вв. дети не вызывали никакого интереса у исследователей фольклора, в то время основная демаркационная линия между «народом» как носителем фольклора и его исследователями проходила по сословно-классовым границам. Энтузиастами изучения «народной словесности», как пишет Михаил Алексеевский в «….», - были образованные дворяне, увлеченные идеями романтизма и национализма. В фольклоре и народной культуре они пытались рассмотреть отголоски великого исторического прошлого, найти там истоки национальной культуры. Под «народом» первые фольклористы понимали исключительно неграмотное крестьянство, которое было для них «другим» не только в социальном, но м в культурном смысле, однако тем интереснее было для них изучение загадочной и непонятной «народной культуры».

На рубеже XIX-XX вв, когда уже фольклористика развивалась до определенной стадии, границы между «своей» и «чужой» культурами начали пониматься более широко - не только в сословном смысле, но и, например, в возрастном. Неожиданно стало понятно, что существуют дети, у которых тоже своя культура, и которых можно причислить к «другим».

Исследователи поняли, что в каком-то смысле дети похожи на тех наивных неграмотных крестьян, которых любили фольклористы XIX века. У них тоже есть своя мифология, они тоже неграмотные, то есть их культура не письменная, а преимущественно устная. У них есть свои верования, свои фольклорные тексты, которые бывают только в их среде и представляют ценность только там. У них есть свой ритуальный фольклор: от календарных закличек («Дождик, дождик, перестань») до «мирилок» («Мирись, мирись, мирись. И больше не дерись»). Обнаружив буквально у себя под носом огромную «страну детей», фольклор, которой можно изучать, исследователи с воодушевлением начали исследования в этой области, добившись наиболее значительных результатов в 1920-е гг.

В 1930-е гг. изучение детского фольклора фактически сошло на нет и не развивалось несколько десятилетий. В это время фольклор воспринимался как «искусство слова», устное творчество трудовых масс. «В рамках подобной концепции, - пишет Михаил Алексеевский, - фольклор было принято толковать как своего рода аналог литературного творчества, имеющий высокую идейную и художественную ценность. Все фольклорные явления, которые не укладывались в это описание, объявлялись недостойными изучения. Разумеется, детский фольклор, странный, дикий, обладающий сомнительной эстетической ценностью, пришелся в советское время не ко двору.

Высокохудожественные былины и лирические песни были объявлены сокровищами национальной культуры, в то время как дразнилки, считали, небылицы и прочие маргинальные жанры детского фольклора надолго выпали из поля зрения отечественных исследователей. В это время сам термин «Детский фольклор» было принято понимать не как «фольклор детей», а как «фольклор для детей» (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки).

Вторая волна популярности детского фольклора пришлась на рубеж 1980-1990-х гг., когда в отечественной фольклористике наметился отход от восприятия фольклора как «искусства слова», «устного поэтического творчества». В это время повышенный интерес исследователей вызывают

достаточно маргинальные пласты фольклора (от эротических сказок до политических анекдотов), которые в советское время не печатались и не изучались по цензурным соображениям. Детский фольклор в этом контексте оказывался интересен не только исследователям, но и простым читателям: так, антология «Русский школьный фольклор», выпущенная в книжной серии с характерным названием «Русская потаенная литература», стала гуманитарным бестселлером.

Принципиальное отличие исследований этого времени от работ по детскому фольклору 1920-х гг. заключается в том, что теперь главным объектом изучения стал фольклор городских школьников, а не крестьянских детей. Особое внимание уделялось записи и изучению принципиально новых жанров детского фольклора, таких как страшилки и садистские стишки.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.