1) этно-социокультурная: связана с особенностями этнического сознания, ценностями, установками и стереотипами, проявляемыми в общении людей разных национальностей в конкретных условиях их социального и культурного развития; возникают в связи с особенностями менталитета личности;
2) статусно-позиционно-ролевая: обусловлена стилем семейного воспитания, социальной позицией, атрибутами роли педагога, статусом образовательного учреждения, структурой образовательной системы города или региона; возникают в условиях асимметрии социальных статусов и позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенциональных (связанных с официальными требованиями учебного учреждения) ролей;
3) возрастная: связана с отсутствием общего предмета общения (педагога и обучающегося могут интересовать разные стили в музыке, живописи, кинематографии); возникают при незнании языка и ценностей молодежных субкультур или когда преподаватель моложе студентов;
4) индивидуально-психологическая: обусловлена результатом взаимосвязи и взаимодействия индивидуально– психологических особенностей педагога и обучающегося и их принятия друг другом; объясняется также отсутствием в педагогическом общении сознательного регулирования педагогом своих негативных качеств; возникают при несовпадении индивидуальных стилей деятельности или низком уровне эмоциональной регуляции;
5) связанные с самой педагогической деятельностью: опосредованы предметным содержанием и характером педагогического общения и педагогической деятельности, т. е. уровнем и характером владения педагогом знаниями (организация усвоения которых лежит в основе профессиональной деятельности), профессионально-педагогическими умениями и дидактической компетентностью (т. е. средствами и способами педагогического воздействия на обучающихся); связаны с развитием, содержанием и формами образовательного процесса, особенностями личности педагога и процессом педагогического общения;
6) межличностных отношений: совпадающие с основным репертуаром ролей конвенциональных отношений (связанных с официальными требованиями учебного учреждения) – усиливают эффективность педагогической деятельности, а имеющие внутренние расхождения ведут к ее нарушению
Функции психологических затруднений в педагогическом общении (по А.К. Марковой):
1) позитивные:
– индикаторная (привлечение внимания педагога к собственным ошибкам через ошибки учеников);
– стимулирующие, мобилизующие (активизация деятельности педагога при анализе и преодолении затруднений);
2) негативные:
– сдерживающие (в случае неудовлетворенности собой или отсутствия условий для преодоления затруднений);
– деструктивные (приводящие к распаду педагогической деятельности, желанию уйти из профессии).
К трудностям и недостаткам педагогического общения В.А. Кан-Калик относит:
– дефицит общения;
– монотонность педагогического общения, когда со всеми субъектами образования педагог общается одинаково;
– неумение наладить контакт с учащимися и коллегами;
– непонимание внутренней психологической позиции других субъектов образования;
– сложности в управлении общением на уроке (занятии) или внеклассном мероприятии;
– неумение выстраивать взаимоотношения с разными субъектами образования в зависимости от актуальных и перспективных педагогических задач;
– трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебной информации, личности учащегося или к педагогической ситуации в целом;
– затруднения в управлении собственным психологическим состоянием.
Заключение
Таким образом, рассмотрев основные виды и классификации барьеров педагогического общения, ознакомившись с причинами их появления, можно сделать вывод о том, что данный вопрос очень важен, обширен и требует более полного изучения. Необходимо выяснить основные пути преодоления уже возникших барьеров, и постараться избежать появления новых.
Все это является крайне важно, т.к. в современном обществе ученикам нужен учитель, который будет давать не только знания, но и способный обсудить с ребенком, подростком насущные проблемы, дать совет. Учитель, обладающий талантом педагогического общения.
Список использованной литературы:
1. Хан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение // Педагогика и психология. М., 1979. № 3.
3. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
5. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989.
6. Мурашов, А. А. Педагогическая риторика / А. А. Мурашов. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
7. Стернин, И. А. Практическая риторика / И. А. Стернин. – М.: «Академия», 2003