Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Затруднения в педагогическом общении и их функции



Области затруднений в педагогическом общении:

1) этно-социокультурная: связана с особенностями этнического сознания, ценностями, установками и стереотипами, проявляемыми в общении людей разных национальностей в конкретных условиях их социального и культурного развития; возникают в связи с особенностями менталитета личности;

2) статусно-позиционно-ролевая: обусловлена стилем семейного воспитания, социальной позицией, атрибутами роли педагога, статусом образовательного учреждения, структурой образовательной системы города или региона; возникают в условиях асимметрии социальных статусов и позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенциональных (связанных с официальными требованиями учебного учреждения) ролей;

3) возрастная: связана с отсутствием общего предмета общения (педагога и обучающегося могут интересовать разные стили в музыке, живописи, кинематографии); возникают при незнании языка и ценностей молодежных субкультур или когда преподаватель моложе студентов;

4) индивидуально-психологическая: обусловлена результатом взаимосвязи и взаимодействия индивидуально– психологических особенностей педагога и обучающегося и их принятия друг другом; объясняется также отсутствием в педагогическом общении сознательного регулирования педагогом своих негативных качеств; возникают при несовпадении индивидуальных стилей деятельности или низком уровне эмоциональной регуляции;

5) связанные с самой педагогической деятельностью: опосредованы предметным содержанием и характером педагогического общения и педагогической деятельности, т. е. уровнем и характером владения педагогом знаниями (организация усвоения которых лежит в основе профессиональной деятельности), профессионально-педагогическими умениями и дидактической компетентностью (т. е. средствами и способами педагогического воздействия на обучающихся); связаны с развитием, содержанием и формами образовательного процесса, особенностями личности педагога и процессом педагогического общения;

6) межличностных отношений: совпадающие с основным репертуаром ролей конвенциональных отношений (связанных с официальными требованиями учебного учреждения) – усиливают эффективность педагогической деятельности, а имеющие внутренние расхождения ведут к ее нарушению

Функции психологических затруднений в педагогическом общении (по А.К. Марковой):

1) позитивные:

– индикаторная (привлечение внимания педагога к собственным ошибкам через ошибки учеников);

– стимулирующие, мобилизующие (активизация деятельности педагога при анализе и преодолении затруднений);

2) негативные:

– сдерживающие (в случае неудовлетворенности собой или отсутствия условий для преодоления затруднений);

– деструктивные (приводящие к распаду педагогической деятельности, желанию уйти из профессии).

К трудностям и недостаткам педагогического общения В.А. Кан-Калик относит:

– дефицит общения;

– монотонность педагогического общения, когда со всеми субъектами образования педагог общается одинаково;

– неумение наладить контакт с учащимися и коллегами;

– непонимание внутренней психологической позиции других субъектов образования;

– сложности в управлении общением на уроке (занятии) или внеклассном мероприятии;

– неумение выстраивать взаимоотношения с разными субъектами образования в зависимости от актуальных и перспективных педагогических задач;

– трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебной информации, личности учащегося или к педагогической ситуации в целом;

– затруднения в управлении собственным психологическим состоянием.

 

 

Заключение

Таким образом, рассмотрев основные виды и классификации барьеров педагогического общения, ознакомившись с причинами их появления, можно сделать вывод о том, что данный вопрос очень важен, обширен и требует более полного изучения. Необходимо выяснить основные пути преодоления уже возникших барьеров, и постараться избежать появления новых.

Все это является крайне важно, т.к. в современном обществе ученикам нужен учитель, который будет давать не только знания, но и способный обсудить с ребенком, подростком насущные проблемы, дать совет. Учитель, обладающий талантом педагогического общения.

 

Список использованной литературы:

1. Хан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение // Педагогика и психоло­гия. М., 1979. № 3.

3. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

5. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психоло­гический тренинг. М., 1989.

6. Мурашов, А. А. Педагогическая риторика / А. А. Мурашов. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

7. Стернин, И. А. Практическая риторика / И. А. Стернин. – М.: «Академия», 2003

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.