Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие о психологическом барьере



Любые трудности, барьеры и деформации можно рассматривать с позиций различных отраслей психологии. Так, с позиции общей психологии трудности общения обычно сводят до тех характеристик психических процессов, состояний и свойств человека, которые не соответствуют показателям психологически оптимального общения. При этом под психологически оптимальным общением понимают такой процесс, при котором реализуются цели участников общения согласно мотивам, что их предопределяют и способов общения, которые не вызывают у партнёров чувство неудовлетворённости.

Наряду с понятием «психологический барьер» существует ряд родственных понятий: противоречие, препятствие, сопротивление, трудность, преодоление, кризис, конфликт и др.

В понятии «противоречие» философы делают акцент на моменте взаимного отрицания сторон, которое настраивает на борьбу, на подавление одной из позиций. Здесь главное - несовместимость двух тенденций. Вспомним антиномии Канта, тезис и антитезис Гегеля, борьбу противоположностей Маркса.

У Г.В. Лейбница (1714) мы встречаем понятие основной движущей силы, «внутренней спонтанной активности сознания» - апперцепции как процесса осознания субъектом нового материала под влиянием запаса представлений, предыдущих знаний, опыта («перцептивной массы») через конфликт, противоборство [Филос. словарь, с.304-305]. В понятии же «барьера» не заложено представление об устранении. Здесь основной упор делается на понятие «преодоление». Нам представляется, что это одно из первых упоминаний о роли психологических барьеров в жизни человека. Таковы взгляды философов. Наша жизнь представляет собой процесс преодоления непрерывной цепи барьеров - физических, духовных, социальных, ценностных, информационных в целях удовлетворения наших потребностей.

Для психологии понятие «барьер» не является абсолютно новым. Впервые оно появилось в педагогической антропологии. К.Д. Ушинский (1850) связал происхождение деятельности с препятствиями. «Существование препятствий, - писал он, - есть необходимое условие существования деятельности, - такое условие, без которого сама деятельность невозможна». Спустя полстолетия другой ученый, 3. Фрейд, использовал понятие «барьер» для анализа динамики всей внутренней жизни личности. Но необходимо отметить, что в психологической литературе под барьерами понимаются лишь внутренние препятствия, угнетающие активность человека. Среди них отмечаются проявления самых различных психических процессов, состояний и свойств: особенностей восприятия, воображения, интеллекта, мотивов, стереотипов и установок, темперамента, черт характера, отношений с другими людьми

Понятие «психологического барьера» нашло отражение и в педагогико-психологических исследованиях проблемного обучения в виде преграды, препятствия.

Один из зачинателей в этой области Л.В. Фридман писал, что проблема возникает в ситуации, «когда стремление к какой-то цели встречает преграду, препятствие и возникает потребность преодолеть это препятствие, чтобы тем самым осуществить намеченную цель» [Фридман П.В., 1971, С.67].

У В.В.Давыдова (1996) есть косвенное указание на понятие «психологический барьер». Его выводы об усвоении учебного материала путем решения нерутинных задач, путем восхождения от абстрактного к конкретному связаны с преодолением психологических барьеров [Давыдов В.В.. 1996., С.153]. Изучение феномена «психологического барьера» - одно из ведущих направлений социально-психологических исследований. Так. А.И. Пригожий (1989) дает следующее определение «психологического барьера». «Психологический барьер - привычка, нежелание менять устоявшийся стандарт поведения, боязнь неопределенности» (Пригожий А.И., 1989, С.228). Некоторые авторы понимают под «психологическим барьером» субъективные переживания трудностей в деятельности. Другие связывают «психологический барьер» с препятствиями, мешающими нормальному протеканию процесса адаптации субъекта [Куницына В.Н., 1995; Левитов Н.Д., 1971, 1990; Парыгин Б.Д.. 1978 и др.].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.