Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Упражнение 24. Игры-формулы в течение рабочего дня



Формула 1. Спокойствие, стабильность.

„Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе".

Формула 2. Уменьшение напряжения в процессе работы.

„На протяжении всего дня я сохраняю абсолютное самоуправление, абсолютное подчинение всех действий достижению наибольшего результата своей работы. Ни при каких обстоятельствах я не нервничаю и не раздражаюсь. Во всякой обстановке я сохраняю выдержку и самообладание.

Я не ставлю себя на одну ногу с учениками и не позволю себе раздражаться из-за их грубости или нарушения дисциплины. Я сдерживаю себя там, где не может сдержаться никто другой. И каждый при общении со мной чувствует эту силу. Я способен прилагать огромные усилия и сдерживать себя в самых волнующих обстоятельствах. Я все смогу. И я всегда своим поведением буду показывать образец большой духовной силы и выдержки... Я чувствую себя способным предотвратить возникновение раздражения даже тогда, когда это сделать очень трудно. Я все могу. Я способен к огромным волевым усилиям"3.

Формула 3. Любовь к своей работе.

„Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом"1.

Формула 4. Любовь к ученикам.

„Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я крыт к диалогу с моими учениками"2.

Упражнение 25. „Перед сложным разговором"

Формула 1. Спокойствие.

„Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию".

Формула 2. Снятие волнения и нервного напряжения.

„Мне легко, легко, свободно. Безмятежное счастье. Ярко, отчетлив чувствую безмятежное счастье. Я безмятежно счастлив... Каждая клетка тела дышит безмятежным счастьем. Все тело дышит безмятежным счастьем. Все тело легко, легко, свободно. Безмятежное счастье"3.

Упражнение 26. „Снятие усталости и восстановление, работоспособности"

- Формула 1. „Я верю в то, что могу легка и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь ярко почувствовать себя бодрым — энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, молодую энергию во всем теле"4.

Формула 2. „Я полон сил и энергии, я готов продолжать работу на уровне своих лучших возможностей, энергично, внимательно, с вдохновением. Я полон сил и энергии, у меня энергичные — здоровые —молодые нервы* у меня неутомимое молодое — богатырское сердце"5.

Игры — освобождение

По сути дела, игры-освобождение — это методическое выражение идеи децентрации, описанной в нашей книге в упражнении 3. „Дерево". Но если в подглавке ранее приведены упражнения, направленные на активизацию внутренних сил ролевой децентрации, здесь основное внимание уделено действиям коммуникативной и интеллектуальной децентрации.

Почему игры, описываемые здесь, называются играми-освобождением? От кого необходимо освободиться учителю, занимающемуся психологическими упражнениям? Парадроксально, но в этом случае учитель ставит перед собой цель освобождения от самого себя, своих напряженных состояний и отрицательных эмоций, пытается стать в позицию внешнего и относительно независимого наблюдателя по отношению к самому себе и своей ситуации.

Упражнение 27. „Диалог"1.

Данное упражнение обладает сильным психотерапевтическим эффектом и может быть рекомендовано в тех случаях, когда человек переживает длительный и мучительный конфликт во взаимодействии с другим человеком. Например, молодая учительница прикладывает все свои силы к организации контакта с трудным подростком, а тот грубит ей, нарушает дисциплину. В конфликтную ситуацию может попасть опытный учитель, завуч, директор школы. В нашей практике мы столкнулись со сложным конфликтом директрисы школы почти со всеми подчиненными ей учителями, начавшимся после ее развода с мужем. В последнем случае болезненный семейный конфликт был перенесен в сферу профессиональной деятельности.

Активизация внутренних средств коммуникативной децентрации, на формирование которых направлено предлагаемое упражнение, дает человеку возможность „выключиться" из острой конфликтной ситуации, посмотреть на свое участие в ней и поведение партнера по конфликту со стороны, выявить новые, ранее не замечаемые, оттенки конфликтного взаимодействия и, в результате, изменить к нему свое отношение.

Упражнение выполняется при активном участии другого человека, желательно, школьного психолога. Если последнего в школе нет, в психотерапевтический диалог может вступить другой учитель, коллега по работе, близкий член семьи.

Два участника садятся на стулья напротив друг друга. Учитель, предлагающий для разбора конфликтную ситуацию, является ведомым, а его партнер по диалогу — ведущим.

Суть первой фазы упражнения состоит в том, что ведомый играет роль человека, с которым он находится в конфликте, а ведущий — роль, каким наш ведомый является в реальности. Таким образом, организуется ситуация диалога учителя как бы с самим собой от имени того, с кем он конфликтует. В начале беседы ему предлагается подумать о своем партнере по конфликту, описать его внешность, манеру поведения, профессиональную и семейную ситуации, словом, „вжиться" в роль. Затем начинается собственно диалог, в котором ведомый описывает конфликтную ситуацию от лица человека, с которым он конфликтует, высказывает его мнение, оценку. Ведущий вступает в диалог от лица своего собеседника. После 20-25 минут диалога предлагается его завершить и на второй фазе упражнения разобрать новое содержание, которое появилось в процессе коммуникации: новые обстоятельства, новый взгляд на ситуацию, иные оценки квалификации. Безусловно важной при этом является позитивная направленность ведущего, его желание найти конструктивные средства для улаживания конфликтной ситуации.

Упражнение можно усложнить введением третьей и четвертой фаз. На третьей фазе участникам диалога предлагается поменяться стульями и осуществить диалог, в котором ведомый играет роль самого себя, а ведущий — того человека, с которым он конфликтует, т. е. производится смена стульев и ролей.

На четвертой фазе упражнения производятся анализ того, что нового открылось в беседе: позиций двух конфликтующих людей, их состояний,; желаний, стремлений и установок. Так же, как и на второй фазе, основной акцент должен быть сделан на выявлении условий для конструктивного разрешения конфликта.

Упражнение 28. „Видеокамера"

Если Вы по тем или иным причинам не можете доверить улаживание своего конфликта другому человеку, то мы можем предложить Вам упражнение, способствующее актуализации Вашей внешней позиции относителыю конфликтной ситуации за счет Ваших собственных внутренних средств интеллектуальной децентрации. Упражнение выполняйте индивидуально — дома, на перемене, по дороге на работу. Цель упражнения состоит в формировании умения самостоятельно осмыслять свою конфликтную ситуацию как бы извне, со стороны.

Для снятия остро-эмоционального напряжения, если оно имеется, перед выполнением упражнения „Видеокамера" проведите кратковременное занятие на релаксацию (упражнение 2 „Пресс"; упражнение 8 „Настроение"). Когда Вы почувствуете некоторое успокоение, попробуйте представить историю развития Ваших конфликтных взаимоотношений в виде своеобразного киносценария: когда Вы впервые увидели человека, с которым у Вас впоследствии возникли осложнения в отношениях, каково было Ваше первое впечатление, какие общие дела и занятия Вас с ним объединяли, с какого момента отношения стали портиться, что делали и говорили Вы, что делал и говорил он и т.п. Представьте все эти ситуации в их реальной последовательности, как будто Вы снимаете на видеокамеру. При этом, следовательно, Вы детально воспроизводите обстановку и условия каждой из этих ситуаций, других его участников, динамику развития конфликта и его апогей.

Время проведения данного упражнения не ограничено. Вы почувствуете сами, когда начнете „отходить" от конфликта и относиться к нему более спокойно, трезво и объективно. Но в любом случае более 40-45 минут I сниматься таким самоанализом не следует, чтобы не „увязнуть" в сфере (моего сознания и не потерять живые связи с реальностью.

Упражнение 29. „Плохой — хороший"

Часто внутреннее напряжение человека связано не с каким-либо факором его реальной жизни, а с тем, что он сам придумал о себе, о своем существовании. Иногда наши собственные мыслительные схемы заслоняют от нас реальность и искажают ее. Не чувствуя этого, мы принимаем собственные домыслы за реальную ситуацию и в соответствии со своими установками начинаем действовать, попадая в разлад с жизнью и получая довольно болезненный опыт.

В текстах английского психолога Э.Берна описан яркий случай такого несоответствия придуманной схемы и реальной ситуации, взятый из семейной жизни1.

Жена жаловалась на деспотизм мужа, который не разрешал ей ходить на танцы. Она упрекала мужа, и он, чувствуя свою вину перед ней, постоянно дарил ей подарки. Желая разрешить мучительный конфликт, жена прошла курс психотерапии, что повлияло на ее установки и умение правильно общаться с мужем. В результате он стал разрешать ей ходить на танцы. Жена записалась на уроки танцев. И далее Э. Берн пишет: „И вдруг она обнаружила, к своему ужасу, что смертельно боится танцевать на глазах у людей, и ей пришлось отказаться от своей затеи"2.

Предоставляя возможность Вам самим раскрыть книгу для семейного чтения и ознакомиться с интерпретацией данного примера Э. Берном, предложим Вам наше объяснение описанного факта. По-видимому, вызывание женой у мужа чувства вины по поводу того, что он не пускал на танцы, связано с некоторыми неполадками в их взаимоотношениях. Можно предположить, что муж был невнимательным к жене. Чтобы каким-то образом вызвать его активное участие во взаимодействии с ней, жена была вынуждена прибегать к такому неудачному способу. Она сформировала в своих представлениях желание, которого в реальности у нее не было, но на которые постоянно реагировал муж. Следовательно, „включение" мужа во взаимодействие проводилось по механизму бессознательного замещения сферы реальности сферой представлений.

Мы довольно подробно- описали данную ситуацию только потому, что такой психологический механизм замещения реальности собственными мыслительными схемами, а затем отношения к ней с позиций своих представлений без разграничения „реальность — мои домыслы", является широко распространенным. Например, девочка-подросток мучительно переживает, что у нее крупный и некрасивый нос. Ей кажется, что если бы нос был меньше и изящнее, то вся ее жизнь сложилась бы иначе, более удачно. Предложите девочке описать, как бы она жила, если бы данного физического недостатка у нее не было, девочка затруднилась бы ответить на этот вопрос.

Другой пример. Учительница уверена, что мальчик специально, „что-бы вывести ее из себя", не слушает на уроке, отвлекается, плохо выполняет домашние задания, прогуливает. В своих размышлениях она часто задает себе один и тот же вопрос: „За что он меня так не уважает?!" При выяснении данной ситуации психологом было показано, что причина была не в том, что ученик специально и целенаправленно досаждал учительнице, а в том, что молодой человек впервые в своей жизни испытал чувство первой любви и был полностью поглощен своими переживаниями.

Предлагаемое Вам упражнение „Плохой-хороший" заключается в том, чтобы при помощи собственных внутренних размышлений попытаться выстроить ситуацию, поменяв в ней только одно условие: то, что Вам кажется очень плохим, представить хорошим и посмотреть, как может измениться ситуация, если в реальности произойдет такое замещение.

В описанных нами трех примерах данное упражнение могло бы выполняться следующим образом. Жена занимается анализом ситуации своей семейной жизни и представляет себе (можно также попробовать практически выполнить свое представление, как это было в описанном Э.Берном случае), что произошло бы, если бы муж разрешил ей посещать танцевальные занятия.

Во втором случае девочка представляет свою жизнь „А если бы нос был красивым?" и убеждается в том, что ничего особенного при этом не произошло бы.

И, наконец, учительница внутренне, в мыслительном плане, „проигрывает" ситуацию „а если бы он относился ко мне хорошо". Такие раз-мышления помогли бы ей увидеть самого подростка, его интересы, желания, его собственную личную жизнь, что способствовало бы изменению ее отношения к конфликту и в HTOI'C улаживанию его.

" Упражнение 30. „Мой враг — мой друг"1

Предлагаемое упражнение является, по существу, психотерапевтической формой реализации одной из ведущих заповедей христианства: „Полюби врага своего". Оно направлено на принципиальное изменение отношения человека, включенного в острое напряженное взаимоотношение с другим человеком (учащимся, коллегой, своим ребенком, членом семьи).

Это изменение отношения производится в направлении от отрицательного к положительному.

Итак, представьте своего обидчика. Возьмите лист бумаги и постарайтесь описать его внешний вид, т. е. составить словесный портрет. Старайтесь фиксировать прежде всего симпатичные детали его внешности. Прочитайте то, что написали. Если Вы соскользнули на описание отрицательных внешних данных этого человека, вычеркните их. Затем на втором листе опишите качества характера своего партнера по конфликту. Опирайтесь на то, что в нем есть хорошего, не разрешайте себе описывать отрицательные свойства его личности. Если все же это произошло, при повторном чтении второй страницы вычеркните их.

На третьем листке опишите ситуацию Вашего взаимодействия с этим человеком, опять же опираясь на позитивные моменты в его поведении. В связи с этим попробуйте проанализировать свое собственное поведение. С удивлением Вы почувствуете, как что-то изменилось к лучшему в Вашем отношении к этому человеку, а теперь, на основе Вашего измененного отношения, займитесь выстраиванием другой линии Вашего поведения: „Мне надо сделать все по-другому..." Упражнение заканчивается при завершении моделирования стратегии и тактики Вашего позитивного поведения.

 

Игры-коммуникации

Упражнение 31. „Мышечная броня"1

Вы только что закончили урок, собрали тетради, положили их аккуратной стопкой на столе в своем кабинете. К Вам подходит один из учащихся и начинает объяснять, почему он забыл тетрадь дома. Вы снова „надеваете" роль учителя, строго сдвигаете брови и...

Остановитесь Урок закончился, ситуация принципиально изменилась. На уроке Вы занимались обучением, а сейчас начинаете общение. Вам необходимо сменить позицию: из позиции „над'' перейти в позицию „наравне", эта позиция — более мягкая и эмоционально насыщенная, нежели первая. Поэтому для ее реализации необходимо „освободить" собственные эмоции. Как это сделать?

Известно, что на физическом уровне существуют мышечные механизмы, блокирующие эмоциональную активность человека. Описаны семь кругов „мышечной брони", пересекающей тело и подавляющей проявление непосредственных эмоций: на уровне глаз, рта, шей, груди, диафрагмы, живота и таза. При реализации доминирующей позиции „над" энергия обычно сконцентрирована в верхней части тела: напрягаются глаза ("пристальный взгляд"), сжимается рот („твердые губы"), одеваются „панцирем" шея и грудь. На уровне талии течение энергии блокируется мышечным напряжением. Для того, чтобы сменить позицию, в первую очередь необходимо ослабить напряжение глаз, рта, шеи и груди. Предлагаем для этого несколько простых упражнений.

Дыхание.

Перед беседой с учеником глубоко вдохните. При выдохе резким движением в воображении как бы „сорвите" напряженную маску со своего лица: „погасите" глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Пред-ставьте, что через выдох Вы снимаете с себя схватывающие Ваше тело мышечные „кольца", и отбрасываете их — с глаз, губ, шеи и груди. Освободились? Теперь начинайте беседу со школьником!

Постарайтесь выяснить, по какой причине он забыл тетрадь, не будьте излишне строги и директивны, Ваша жесткость вызовет в подростке или старшекласснике либо страх (а значит, стремление вывернуться, солгать), либо протест (грубость, агрессию). Поинтересуйтесь, что происходит в семье учащегося, что ему помешало взять с собой тетрадь в школу. Проявите доверие к словам своего воспитанника, подбодрите его участи-ем. Направьте собственную активность не на властное доминирование, а на установление психологического контакта в ходе диалога.

Массирование.

Возможно, Вам подойдет другой способ снятия напряжения и перехода в позицию „наравне". Перед началом беседы с учеником дотроньтесь кончиками пальцев до своих глаз, проведите ладонями по лицу от лба к подбородку, как бы снимая старую маску. Этот жест, на который у Вас уйдет 1-1,5 секунды, станет для Вас границей, до которой Вы находились в позиции „над", но после которой Вы перешли в позицию „наравне" и начали выполнять другую роль. Произошло ролевое перевоплощение: на уроке Вы были учителем, а сейчас, перед началом разговора Вы становитесь собеседником.

Упражнение 32. „Маска релаксации"1

При надевании „маски релаксации" необходимо расслабить мышцы лба и бровей, верхние веки глаз спокойно опустить, глазные яблоки слегка повернуть кверху так, чтобы внутренний взор оказался сосредоточенным бесконечность в области переносицы. Язык должен стать мягким, кончик — находиться у корней верхних зубов. Губы полуоткрыты, губы не соприкасаются друг с другом.

После „надевания" „маски релаксации" начинайте беседу со школьником.

Упражнение 33. „Состояние"

Данное упражнение является не столько набором определенных психотехнических действий, сколько описанием внутреннего психологического состояния, достигаемого при реализации позиции „наравне" в общении с подростком или старшеклассником. „Отпустите" себя, ослабьте свое стремление всегда и во всем, контролировать ситуацию в классе и школе. Не старайтесь удерживать абсолютное лидерство в диалоге. Постарайтесь „снизить" свою позицию, позвольте себе в чем-то поучиться у своего ученика, удивиться его максимализму или эмоциональной непосредственности. Дайте себе возможность пережить обычные человеческие эмоции: удивление, радость, интерес к собеседнику. Разрешите себе задавать вопросы, чтобы уточнить, правильно ли Вы поняли то, что говорит школьник, примите его точку зрения, если он прав и не соглашайтесь, если он не прав. При своем несогласии обязательно формулируйте аргументы, объясните свою позицию.

При реализации равноправной позиции в беседе со своим учеником не только он, но и Вы сами испытаете удовлетворение от простого человеческого общения. Не только он, но и Вы глубоко устали от предельно формализованного, обезличенного взаимодействия „учитель-ученик", Вам обо им хронически не хватает теплых человеческих эмоций. Развивает и формирует не только задача на уроке, но и простая человеческая беседа. Коммуникативный диалог — это творчество, стремительная реакция, -взаимное доверие. Общение — это интересно!

После беседы со школьником Вы с удивлением почувствуете, что не-смотря на то, что Вы отдохнули за счет смены позиции в процессе общения. Вы отдохнули также и потому, что отошли от своей административной роли учителя и проявили в беседе свою личность, индивидуальность.

Упражнение 34. „Ученический клуб"

Предлагаемое,упражнение является скорее описанием идеи, которую учитель может реализовать в своей педагогической деятельности.

В одной из московских школ я познакомилась с молодой учительницей химии. Я обратила на нее внимание потому, что почти каждый день после уроков старшеклассники собирались у нее в лаборантской. Они вместе слушали магнитофон, обсуждали новости и проблемы. В беседах со своими учениками учительница становилась одной из них: горячо спорила, соглашалась, удивлялась, радовалась. Если бы Вы заглянули в лаборантскую в этот момент, Вы не смогли бы выделить молодого педагога из общей группы учащихся. Они общались все вместе, на-равных. По существу, при химическом кабинете возник ученический клуб. Участие в таком клубе не мешало, однако, учительнице быть строгой и требовательной. Попробуйте, может быть, у вас тоже получится организовать такой клуб. Уверена, что общение с подростками и старшеклассниками „на-равных" будет отдыхом не только для них, но и для Вас. Уверена также, что в своих неформальных беседах с учениками Вы сможете оказывать на них более сильное личностное влияние, нежели в процессе формального взаимодействия на уроке.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.