Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

IV. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СТРАНЫ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕРЕВНЕ



Упорядочение использования территориальных ресурсов страны — один из важных моментов стратегии продолжительного развития Китая. За годы реформ и открытости китайское правительство провело крупномасштабные мероприятия в этом напралении.

— Прогресс достигнут в плановой работе по землеустройству. Были разработаны планы по упорядочению земельных ресурсов в пределах страны, в межрегиональном масштабе и в отдельных наиболее важых районах. Например, «Тезисы Генерального плана по использованию земельных ресурсов страны», «Тезисы общегосударственного плана лесопосадок», «Государственный план освоения морских и акеанских акваторий», «Общегосударственная программа по борьбе с эрозией почвы», «Программа по комплексному упорядочению бассейнов семи крупных рек Китая», «План хозяйственного развития района Санься», «План хозяйственного освоения дельты и бассейна Янцзы», «Основные направления плана хозяйственного развития Северо-Западного Китая», «План освоения ресурсов и охраны среды в районе на стыке Шаньси, Шэньси и Внутренней Монгулии». Правительства ряда провинций, в свою очередь, разработали (либо пересмотрели разработанные ранее) планы по приведению в порядок и использованию местных земельных ресурсов. На конец 1995 г. удельный вес выполнения плановой работы в указанной сфере на уровне провинций составил 60 процентов, на уровне городов (округов) – 69 процентов, на уездном уровне – 63 процента.

— Достижения в научном исследовании. В ходе разработки «Девятого пятилетнего плана народнахозяйственного и социального развития и перспективно-целевой программы до 2010 г.» китайское правительство, следуя принципам гармоничного развития экономики, общества, народонаселения ресурсов и окружающей среды и продолжительного развития, мобилизовало силы на исследование таких важных тем, как освоение территориальных ресурсов и упорядочение окружающей среды, общегосударственный план по рациональному использованию территориальных ресурсов, обеспеченность народнохозяйственных нужд ископаемыми ресурсами и т. д. Результаты исследований, в частности, представлены в докладе «Важнейшие аспекты использования территориальных ресурсов страны и упорядочения окружающей среды в 1996 – 2010 гг.». В этом докладе предложен пакет мероприятий по оптимизации использования и приведения в порядок государственных земельных ресурсов, изложена стратегия регионального развития, а также обозначены целевые установки и мероприятия по территориальному размещению районов различного назначения, упорядочению земельных ресурсов и окружающей среды.

— Достигнуты заметные успехи в обуздании крупных рек и озер. После образования Нового Китая правительство выдвинуло в качестве важнейшей задачи гидротехнического строительства комплексное упорядочение и использование крупных рек и озер, главным образом ради уменьшения разрушительных последствий разливов. В восьмой пятилетке велись крупномасштабные работы по дальнейшему укреплению и ремонту защитных дамб в среднем и нижнем течении Янцзы, в нижнем течении Хуанхэ, Хуайхэ, Хайхэ, Сунгари, Ляохэ, на озере Тайху и других водоемах. Выполнены работы по приледению в порядок фарватера рек, построены отводные сооружения на случай больших полноводий, начато строительство ряда крупных объектов, которые будут контролировать сток воды и дадут комплексный эффект. Чтобы решить проблему дефицита воды в северных районах страны, китайское правительство мобилизовало силы на проектирование и реализацию межрегиональной переброски вод. С ноября 1995 г. началось обоснование проекта переброски вод с Юга на Север по центральному, восточному и западному маршрутам.

Строительство гидроузла Санься в районе трех знаменитых каньонов на реке Янцзы — важное мероприятие по обузданию и использованию этой крупнейшей реки Китая, которое будет завершено в будущем столетии. С помощью этого гидроузла станет возможным эффективно контролировать паводковые воды в верхнем течении Янцзы, значительно улучшить противопаводковые условия в среднем и нижнем ее течении, намного сократить разрушения, приносимые разливами этой реки в сезоны полноводья. Гидроузел Санъся даст энергию, намного сокращая выбросы вредных отходов по сравннению с электростанциями, работающими на угле. Для научного обоснования рациональности Саньсяского гидроузла по заданию китайского правительства группа специалистов после тщательного изучения подготовила доклад «О влиянии предлагаемого гидроузла Санъся на экологию и окружающую среду и мерах по их защите». Госсовет КНР утвердил «Доклад о влиянии на окружающую среду прдлагаемого гидроузла Санъся». Китайское правительство будет принимать ряд мероприятий, с тем чтобы свести к минимуму возможное неблагоприятное воздействие на окружающую среду этой новостройки на Янцзы.

— Всесторонне развернулась работа по охране, освоению и упорядочению земельных ресурсов. Чтобы сохранить целостность пахотных угодий, на основе «Положений об охране основного пахотного клина» в стране повсеместно ведется очерчивание границ основных пахотных фондов. На конец 1995 г. эту работу уже выполнили 2100 организаций уездного уровня, более 70 процентов пахотных угодий таким образом подпало под действенную охрану государства. Усилены также планировка и управление земельными участками под строительные объекты, благодаря чему удалось осуществить эффективный контроль за масштабом и структурой земельных участков, отводимых под строительные объекты, сдержать тенденцию нарастания беспорядочного строительства. В 1995 г. площать пахотной земли под разного рода строительные объекты сократилась на 20,8 процента по сравнению с предыдущим годом. В последние годы для борьбы с дезертификацией китайское правительство раработало «Тезисы государственного плана преобразования пустынь на 1991 — 2000 гг.», которые предусматривают меры по предотвращению дезертификации и освоению 6,667 млн. га пустынь и близких к ним территорий. В народнохозяйственные планы уже официально занесены 20 уездов, 9 опытных районов и 22 показательные базы, на которые возложена задача проведения вышеуказанных мероприятий. В востмой пятилетке предприняты комплексные меры по борьбе с опустыниванием на 3,759 млн. га земли. Китайским правительством проделана также большая работа по предотвращению эрозии почвы. Очерчены 25 районов государственного значения для борьбы с эрозией почвы. Противоэрозийными мерами охвачены еще бассейны 7 больших рек. Более того, в бассейнах свыше 10 тыс. малых рек в едином порядке ведется укрепление берегов, полевое строительство и посадка лесов. По данным статистики, вышеперечисленные работы позволили значительно уменьшить случаи эрозии почвы на 67 млн. га земли. Объем размываемой почвы ежегодно сократился на 1,1 млрд. т, а способность содержания почвой влаги и воды увеличивается на 18 млрд. куб. м. На Лессовом плато, в районах наибольшей эрозии проведены комплексные противоэрозийные мероприятия на территории площадью 15 млн. га, что составляет 30 процентов всей территории, подверженной эрозии в указанном районе. Ежегодно уменьшается на 300 млн. т почвы, уносимой водами реки Хуанхэ в море. После обнародовании китайским правителтством «Постановления о возрождении брошенных земель для сельского хозяйства» большинство провинций и городов предприняло соответвтвующие меры по его выполнению, причем более 10 провинций приняли меры по изысканию, распоряжению и управлению средствами, идущими на вожрождение брошенных земель, что дало внушительные результаты. С 1987 по 1995 г. было распахано 3,5 млн. га земель, в том числе 600 тыс. га брошенных земель. В 1989 г. был начат эксперимент по распашке земель в местах горно-рудных разработок, а в 1995 г. объявлены три показательных района государственного значения, где на старых угольных копях проведена распашка брошенных земель (в большинстве случаев это сильно осевшие участки). На основании этого эксперимента были разработаны технические стандарты для распашки брошенных земель. В уезде Туншань провинции Цзянсу за 7 лет было вложено 56 млн. юаней в распашку брошенных земель, всего же было рапахано 6,6 тыс. га земли. То есть достигнут баланс использованных угодий под несельскохозяйственные нужды и заново распаханных брошенных земель.

— Повысилась способность противостоять стихийным бедствиям. Китайский народ накопил богатый опыт в многовековой борьбе со стихийными бедствиями. Подытожив этот опыт, китайское правительство выдвигуло курсы «Профилактика и ликвидация последствий стихийных бедствий с упором на профилактику» и «сочетание профилатических мер с мерами спасения». Сейчас в стране уже сформирована в начальном виде система по противостоянию разного рода стихийным бедствиям, ее обслуживает персонал, укомплектованный специалистами разного профиля и имеющий опыт практической работы; раскинута широкая сеть контрольно-измерительных станций для наблюдения за предвестниками стихийных бедствий.

Китай — аграрная страна. Китайское правительство придает важное значение охране среды в сельских районах.

— Успешно ведется строительство экологически сбалансированных аграрных районов. Эту меру китайское правительство рассматривает как важную политическую установку в достижении гармонии между окружающей средой и экономическим развитием. Первоначально объявленные 50 экспериментальных экологических аграрных уездов сыграли показательную роль. Вслед за ними было создано экологическое сельскохозяйственное производство в 10 районах и 100 уездах. По статистическим данным, в экспериментальных уездах благодаря развитию экологически сбалансированного хозяйства прирост урожаев зерна составил 15 процентов, урожайность с единицы площади возросла на 10 с лишним процентов, среднедушевые доходы крестьян увеличились против средних показателей в соседних районах на 12 процентов. Значительно улучшилась и окружающая среда: преоброзованы голые холмы и пустоши, намного возрос коэффициент лесного покрова, уменьшилась эрозия почвы, повысилось содержание в почве органических веществ, повысилась способность противостоять стихийным бедствиям. В настоящее время на основе 100 уездов создаются региональные системы экологически оправданного аграрного производства, гарантирующие непрерывное развитие этих регионов.

— Произошел прогресс в энергоснабжении деревни. Энергетическое строительство для снабжения энергоей деревни — важный аспект охраны и улучшения окружающей среды. После 1991 г. в 100 уездах введены в строй энергетические мощности, способные производить дополнительно в год энергию, эквивалентную 10,8 млн. т стандартного угля, а также сэкономить энергию, равную 11,37 млн. т стандартного угля. В 1995 г. за счет внедрения топливосберегающих печей, технологии горючего биогаза, солнечной энергии, ветровых двигателей, а также использования геотертермальной энергии и строительства малых ГЭС в деревнях Китая были созданы мощности, позволившие выработать и сэкономить столько энергии, сколько можно произвести на 80 млн. т стандартного угля. В частности, построены 5,69 млн. резервуаров биогаза и внедрены 170 млн. топливосберегающих печей.

— Усилена работа по уменьшению загрязнения окружающей среды волостно-поселковыми предприятиями (ВВП). Эти предприятия являются надежной опорой сельской экономики и важной частью народного хозяйства Китая. Однако с ростом их численности возникли проблемы экологического порядка, обратившие на себя внимание китайского правительства и народа. Были предприняты меры по усилению охраны окружающей среды. В восточных приморских районах страны по мере улучшения технической оснащенности и внедрения совершенной технологии ВПП стало возможным осуществлять более эффективный контроль за загрязнением среды. Природоохранные меры приняты также в ходе строительства и благоустройства малых поселков, промышленных районов размещения ВПП и экономических микрорайонов. Примером гармоничного сочетания охраны среды и экономического развития может служить город Чжанцзяган в провинции Цзянсу. Здесь осуществляется постоянный контроль за состоянием среды. Город поражает гостей чистотой и порядком на озелененных улицах, целосообразной планировкой и высокой культурой населения, отсутствием загрязнения экологии при очень высоких темпах экономического роста и многочисленности ВПП. В центральных и западных районах Китая всем создающимся ВПП оказывается шефство и помощь, например, предоставляются консультации по мерам предотвращения загрязнения окружающей среды. Но в целом надо признать, что для ВПП задача по охране окружающей среды остается по-прежнему сложной. Китайское правительство будет, как всегда, направлять ВПП в русло здорового развития, усиливать контроль за состоянием окружающей среды в целях предотвращения ее загрязнения.

— Все шире пратикуется выращивание экологически чистых овощей и других продуктов питания. В целях удовлетворения возрастающих потребности населения к высококачественным продуктам, охраны природных ресурсов и экологии сельских районов Китай в 1990 г. приступил к созданию овощно-продовольственных баз для выращиваиня таковых продуктов. Сохраняя свою питательность, эти «зеленые» продукты совершенно безвредны для здоровья человека, так как в процессе их роста применяются исключительно безвредные органические удобрения и запрещено использование каких-либо химикатов. В конце 1995 г. в Китае ассортимент экологически чистых продуктов и овощей насчитывал 568 наименований. Многие из них обрели славу товаров «известных марок». Для их выращивания 1,13 млн. га аграрных угодий поддерживаются в экологически чистом состоянии. В 1995 г. заинтересованные ведомства Китая обнародовали «Меры по контролю за использованием знаков для продовольственных товаров из органических (натуральных) ресурсов». У этой категории продуктов появилось все больше и больше приверженцев.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.