Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

III. БОРЬБА С ПРОМЫШЛЕННЫМ ЗАГРЯЗНЕНИЕМ И КОМПЛЕКСНОЕ УПОРЯДОЧЕНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ



Китайское правительство ставит работу по предотвращению и ликвидации последствий промышленного загрязнения во главу угла всей природоохранной службы и за 20 с лишним лет достигло немалых успехов.

— Перестройка стратегии. В 70-х гг. Предотвращение и ликвидация последствий промышленного загрязнения ограничивались масштабами отдельных предприятий. В 80-х гг. Китай принял комплексные мероприятия по предотвразению и ликвидации промыщленного загрязнения, перестроив нерационально размещенную промышленность, отраслевую структуру и структуру продукции, осуществив техническую реконструкцию предприятий и интенсивное управление в этой области. В 90-е гг. в ходе формирования системы социалистической рыночной экономики была трансформирована традиционная стратегия развития, выбор сделан в пользу стратегии экологически чистого производства, гарантирующей продолжительное развитие. В руководящих установках произошли изменения троякого рода: в фундаментальной стратегии перешли от уствновки, делавшей упор на ликвидацию загрязнения на последней стадии, к установке, требующей держать под контролем весь производственный процесс; в вопросе контроля за сбросом отходов перешли от установки, учитывавшей главным образом концентрацию вредных веществ, к установке, требующей учитывать как концентрацию, так и общее количество сбрасываемых вредных веществ; в вопросе мер по устранению загрязнения перешли от установки на разрозненные мероприятия по отдельным источникам загрязнения к установке на централизованный контроль в увязке с устранением отдельных источников загрязнения.

–– В первоначальных контурах сформирована система политических установок и нормативных актов. Чтобы эффективно устранить промышленное загрязнение, китайское правительство разработало целый ряд конкретных политических установок в этом направлении. Назовем такие установки, как «ставить профилактику на первое место, сочетать профилактику с ликвидацией последствий», «загрязнение устраняет виновник», «установка на усиление контроля за состоянием среды», а также установка на комплексное использование ресурсов; установка, требующая принять меры по профилактике загрязнения в ходе технической реконструкции предприятий; установка, требующая придерживаться в городском строительстве комплексного подхода; установка на развитие природоохранной техники и технологии; установка на охрану среды по отраслевому признаку и пр. Кроме того, в общих законах и нормативных актах, касающихся охраны среды, имеются пункты, четко оговаривающие требования к профилактике и устранению промышленного загрязнения. Местные правительства также разработали свои подобные установки.

–– Усилился контроль за состоянием окружающей среды на предприятиях. Благодаря внедренной правительством процедуре обязательной оценки влияния на экологическую среду промышленных проектов и порядку синхронного проектирования, строительства и введения в эксплуатацию противозагрязнительных сооружений заодно с проектированием, строительством и вводом в строй промышленных объектов, удалось ограничить возникновение новых источников промышленного загрязнения. В настоящее время удельный вес новостроек на уровне уезда и выше, где произведена оценка влияния на экологическую среду и реализовано требование синхронного ввода в строй очистных сооружений, составил соответственно 60,8 и 87,3 процента. На конец 1995 г. 480 городов Китая осуществили порядок декларирования предприятиями сбрасываемых отходов. Система деклараций охватила 77 тыс. промышленных предприятий; в 240 гододах проводится режим лецензий на сбрасывание отходов, 14 тыс. предприятий получили 16 тыс. лицензий. С 1979 г. в стране за сброс отходов уплачено 24,7 млрд. юаней штрафа.

––– Совершенствуются меры по профилактике и устранению промыщленного загрязнения. Во-первых, в ходе урегулирования отраслевой структуры, структуры продукции и технической реконструкции предприятий внедрены многочисленные разработки по профилактике и устранению загрязнения, выдвинуты экологически чистые техгологии, в административном порядке запрещены к производству оборудование и продукция, характеризующиеся высокими удельными затратами энергии и материальных ресурсов, а также технологии, сильно загрязняющие среду. Эти меры прежде всего коснулись таких отраслей, как химическая, металлургическая, легкая промышленность, машиностроение, производство электроэнергии, строительные материалы. В результате из года в год уменьшается количество вредных выбросов при непрерывном росте промышленного производства и его эффективности. Так, например, на Цзилиньском химическом комбинате — одном из старейших предприятий в стране, уже много лет ведется реконструкция устаревшего оборудования на базе научно-технического прогресса, благодоря чему значительно уменьшилось загрязнение окружающей среды промышленными отходами комбината. Во-вторых, в ходе комплексного преобразования и благоустройства городских районоа были закрыты, перебазированы либо преобразованы старые предприятия, сильно загрязнявшие стеду. Это позволило смягчить тенденцию возрастающего загрязнения среды. В Пекине, например, закрыт филиал Завода особых сортов стали (принадлежавшего металлургическому комбинату «Шоуду»), бывший источником загрязнения обширного городского района. В Шанхае приняты меры по уменьшению загрязнения верховья рек Сучжоухэ и Хуанпуцзя, благодаря чему было устранено загрязнение в части районов города. В-третьих, строгим образом установлен срок для ликвидации виновником последствий загрязнения. Начиная в 1978 г. государство предприняло подобные меры по отношению к 367 промышленным и другого рода объектам, и все установленные сроки были соблюдены. Кроме того, местными правительствами установлены сроки устранения загрязнения еще для 220 тыс. объектов. В-четвертых, при профилактике и ликвидации источников загрязнения стали придерживаться комплексного подхода, то есть чтобы преобрахование затрагивало весь регион или речной бассейн. С конца 80-х гг. китайское правительство осуществило комплексные преобразования в городах Бэньси и Баотоу с целью уменьшения атмосферного загрязнения, преобразования водной системы озера Байяндянь и реки Хуайхэ во имя уменьшения загрязнения этих водоемов. В 1995 г. вышел в свет правительственный документ «Временные положения по предотвращению и ликвидации загрязнения в бассейне Хуайхэ». Ныне работа по выполнению этого документа развертывается интенсивно. В-пятых, предприняты меры по снижению энергетических и ресурсовых расходов, увеличению мощности переработки и утилизации сопутствующих газовых, жидких и твердых отходов. В восьмой пятилетке (1991— 1995) расходы энергии на производство каждых 10 тыс. юаней валового внутреннего продукта в расчете на стандартный уголь снизились в среднем с 5,3 т в 1990 г. до 3,94 т в 1995 г., что позволило сэкономить в целом 358 млн. т стандартного угля, коэффициент экономии расходов энергии составил в среднем 5,8 процента в год. На конец 1995 г. доля очищаемой отработанной воды на промышленных предприятиях уездного уровня и выше составила 76,8 процениа, перерабатывальсь 88,2 процента дыма для очистки от копоти и улавливания вредных газов, удельный вес перерабатываемого технического газа состввил 68,9 процнета, а вторичного исползования твердых отходов –– 43 процента. Производство по комплексной утилизации газовых, водных и твердых отходов в стоимостном выражении составило 19 млрд. юаней. Старый рабочий Тайюаньского металлургического комбината Ли Шуанлян, выйдя на пенсию, организовал около 20 таких же ветеранов-пенсионеров на уборку с территории завода гор доменного шлака. Приступив к делу в 1983 г., они работали не покладая рук и через 10 лет действительно «стерли с лица земли» этот источник загрязнения. Причем они извлекли из шлаковых отходов 900 тыс. т металлолома, общая стоимость которого оценивается в размере 160 млн. юаней.

В Китае уголь используется как главный энергоноситель. При сжигаеии угля в атмосферу выбрасывается 70 процентов копоти и 90 процентов двуокиси серы. В городах с высокой плотностью населения и большим количеством промышленных предприятий загрязнение атмосферы весьма серьезно, кое-где имели место случаи «кислых дождей», причем наметилась тенденция их учащения. Меры, предпринятые китайским правительством против загрязнения атмосферы, включают внедрение технологии промывки угля и экологически чистых технологий сжигания угля, взимание сбора за выброс в атмосферу двуокиси серы и других вредных веществ. Как установили специалисты, выбрасываемые в атмосферу примеси, являющиеся причиной выпадения «кислых дождей», распространяются лишь на территории Китая, не выходя за его пределы. Ареал «кислых дождей» расположен главным образом в районах к югу от Янцзы и к востоку от Цинхай-Тибетского плато, а также в Сычуаньской низменности.

Как и в других развивающихся странах, в Китае среднедушевое потребление энергоносителей и среднелушевой показатель выброса в атмосферу двуокиси серы значительно ниже среднемирового уровня. Такое положение сохранится вплоть до конца текущего века. Китай, учитывая положения «Конвенции о климатическмх изменениях», не несет конкретного обязательства по уменьшению выброса в атмосферу двуокиси серы, тем не менее китайское правительство отнюдь не уходит от ответственности за поддержание нормального климата на Земном шаре. Оно предпринимает действенные меры для уменьшения выброса в атмосферу газов, рост концентрации которых приводит к «тепличному эффекту». Эти меры включают: проведение курса на экономию энергоносителей наряду с развитием энергетической промышленности, повышение коэффициета полезного использования топлива, активное урегулирование структуры энергобаланса, форсированное развитие гидроэнергетики, развитие в разумных пределах атомной энергетики, интенсификацию научных исследований в области использования новых источников энергии — геотермальных, солнечных, ветровых, морских приливов и других.

За годы реформы и открытости валовой внутренний продукт Китая возрос в 4 раза. В то же время темпы роста выброса вредных отходов в окружающую среду были значительно ниже. В Китае есть районы и города, где на протяжении многих лет качество среды сохраняется на стабильном уровне, кое-где наблюдается даже тенденция улучшения состояния среды. Но в целом следует признать, что в Китае, находящемся на начальной стадии индустриализации, уровень управления еще довольно низок, размещение экономики и отраслевая структура требуют дальнейшего урегулирования, не преодолена отсталость в техническом оснащении и технологическом уровне промышленности. Все это обусловило повышенную актуальность предотвращения промышленного загрязнения в кругу проблем экологического характера.

Особое внимание китайское правительство обращает на охрану среды в городах. В последние 10 лет быстрыми темпами идет урбанизация Китая. Так в 1980 г. в стране имелось 223 города, население городов и поселков составляло 191,4 млн. человек, а в 1995 г. число городов достигло 640, городское население — 351,71 млн. человек, коэффециент урбанизации возрос с 19,39 процента в 1980 г. до 28,85 процента в 1995 г. Процесс роста городов в Китае, как и в других странах, привел к обосрению экологической проблемы. Для ее решения китайское правительство предприняло ряд мер:

— Составление генеральных планов городского строительства и урегулирование функций городов. На конец 1995 г. такие планы были составлены во всех 640 городах страны, а также в 31 559 поселках городского типа. Генеральные планы городского строительства, согласно «Закону о планах городского строительства», включают природоохранные положения. Во многих городах предусмотрено преобразование старых городских районов и строительство новых, наделенных какими-то особыми функциями, с одновременным урегулированием промышленно-отраслевой структуры. В частности, чтобы более четко разграничить промышленные и жилые районы, предусматривается строительство благоустроенных жилых микрорайонов с рациональной планировкой и развитой сетью предприятий обслуживания. То есть проблема охраны среды решается по двум направлениям: борьба с промышленным загрязнением и контроль за бытовыми отходами. Кроме того, китайское правительство объявило 52 города наиболее важными территориями с точки зрения охраны среды, внесло 99 городов в список важных культурно-исторических городов-памятников, требующих особой охраны.

— Предприняты усилия по форсированию инфраструктурного строительства с тем, чтобы нарастить мощность по профилактике и устранению источников загрязнения. В настоящее время уже 68,4 процента городских жителей пользуются в быту природным газом, 20 процентов канализационной воды подвергается централизованной очистке, 45,4 процента канализационных отбросов и бытового мусора обезвреживается. Доля зеленых площадей в городах составляет 23,8 процента. В Пекине в 1994 г. на строительство инфраструктуры было ассигновано 15,13 млрд. юаней, в том числе более 5 млрд. юаней пошло на природоохранные сооружения. Построены Гаобэйдяньский водоочищающий завод мощностью переработки 500 тыс. т вод в сутки, Датуньская перевалочная станция городских отходов, Асувэйский карьер для захоронения мусора. Эти сооружения призваны способствовать облагораживанию облика китайской столицы.

— Введен порядок комплексной оценки городской среды, что содействовало дальнейшему ее улучшению. С 1989 г. китайское прасительство в масштабе всей страны ввело систему количественной оценки состояния окружающей среды в городах, охватившую 37 главных городов страны. Кроме того, в 330 с лишним городах провинциального подчинения правительствами также ведется подобная оценка состояния среды. Такой порядок заставил руководителей разных ступеней почувствовать повышенную ответственность за охрану окружающей среды. Периодические ревизии с целью количественной оценки состояния среды стали одним из содержаний повестки дня правительств разных уровней. Постепенно складывается механизм природоохранной работы, возглавляемой мэром города, с участием заинтересованных ведомств и широких масс населения. Во всех городах страны увеличены ассигнования на упорядочение городской среды, повсеместно ускорены темпы городского строительства, так что результаты весьма отрадные. К 1995 г. площадь городских райогов, объявленных «бездымными», достигла 11 333 кв. км ; площадь районов, достигших требуемых противощумных показателей, составила 1800 кв. км, вновь озелененные площади превысили 490 млн. кв. м. Блаогдаря крупномасштабному упорядочению городских рек в обновленном виде предстают сегодня реки Чжундунхэ в Ханчжоу, Фунаньхэ в Чэнду, Сучжоухэ в Шанхае, Хайхэ в Тяньцзине, Циньхуайхэ в Нанкине, Хаохэ в Наньтуне и другие.

В городе Бэньси (пров. Ляонин) в ходе комплексного упорядочения среды и экологического строительства переоборудованы или снесены 21 залодская труба, 17 каналов сточных вод, два шлаковых террикона. Кроме того, на окраинах города разбит лесопарк площадью 220 кв. км. Экологическая обстановка в этом городе, который раньше из-за дымовой завесы даже не был виден со спутника, заметно улучшилась.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.