Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

IV. НЕЗАВИСОМОЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЕДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ДЕЛ И ПОДДЕРЖКА СО СТОРОНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА



В Китае религиозные дела ведутся силами соответствующих религиозных общин, священнослужителей и прихожан. Дела религии и религиозные организации не подпадают под контроль зарубежных сил. Китайское правительство, исходя из положений Конституции и законодательных актов, поддерживает независимую и самостоятельную позицию китайских религиозных общин в ведении своих дел.

Курс на независимое и самостоятельное ведение своих дел - это исторический выбор, сделанный китайскими верующими в процессе длительной борьбы китайского народа с иностранными колонизаторами и империалистами, развязавшими агрессивные войны против Китая с целью поработить китайский народ. В результате опиумных войн (1-я из них разразилась в 1842 г.) Китай постепенно превратился в полуколониально-полуфеодальное общество. В те времена колонизатора империалисты широко использовали христианство и католицизм в качестве орудия агрессии в Китае, немало священников-миссионеров, приехавших из западных стран, сыграли неприглядную роль, способствуя закабалению Китая.

Они участвовали в торговле опиумом и подготовке к опиумной войне 1840 г., развязанной Англией против Китая. Так, например, в торговле опиумом принимали участие английский миссионер Роберт Моррисон, немецкий миссионер Карл Фридрих Август Гутцлафф, служившие в то время в Ост-Индской компании. Кое-кто из западных миссионеров рьяно выступал за то, чтобы силой оружия заставить цинское правительство открыть для иностранцев морские порты, указывая, что "только война способна открыть доступ Христу в Китай", причем приверженность вере отнюдь не мешала им принимать непосредственное участие в военных действия британских войск против Китая.

В 1990 г., когда соединенная армия восьми государств вторглась в пределы Китая, в ее рядах были и миссионеры, подвизавшиеся на ролях проводников, переводчиков, сотрудников информационных служб. Они не гнушались убивать мирное население и грабить имущество. Хорошо известны слова Марка Твена о деяниях миссионеров в Китае. "Они, - писал он, - выжимали из нищих китайских крестьян штрафы в 13-кратном размере, обрекая их вместе с женами и невинными детьми на голодное умирание, а полученные ценой человекоубиения деньги использовали для пропаганды Евангелия".

Миссионеры участвовали в составлении текстов неравноправных договоров, которые иностранные державы навязывали Китаю. Среди них следует назвать Нанкинский договор 1842 г. (Китай-Англия), Вансяский договор 1844 г. (Китай-США), Тяньцзиньские договоры 1858 г. (Китай-США, Китай - Франция) и Пекинский договор 1860 г. (Китай-Франция). Согласно этим неравноправным договорам, католические и христианские миссионеры из западных стран имели право арендовать в Китае земельные участки на территории торговых портов и по своему усмотрению строить там соборы, которые местные власти должны были брать под свою охрану; было оговорено также "разрешить миссионерам во всех провинциях арендовать или купить землю для строительства церкви", а местным чиновникам предписывалось благосклонно относиться к ним, защищать их интересы, не чинить препятствий деятельности и верующих-китайцев.

Западные миссионеры пользовались юридическим иммунитетом в Китае. Пользуясь правом консульской юрисдикции, западные державы брали под свою защиту миссионеров, находившихся в Китае. А сами миссионеры, имея за спиной силу империалистических держав, самовольно предпринимали во внутренних районах Китая строительство церквей, создавали священные приходы, не испрашивая разрешения китайских властей, занимали земельные участки, притесняли местных чиновников и население. Дело доходило до того, что миссионеры произвольно распространяли юридический иммунитет на верующих-китайцев, грубо вмешиваясь в деятельность китайских правовых органов.

Неоднократно вспыхивавшие "религиозные конфликты" использовались иностранными державами для усиления своего господства в Китае. Бесчинства, творимые иностранными миссионерами, вызывали возмущение в народе, нередко приводили к столкновениям и спорам. В истории такого рода конфликты между населением и иностранными миссионерами получили название "религиозных конфликтов". В 1840-1900 гг. произошло по меньшей мере 400 религиозных конфликтов, причем всякий раз западные державы, пользуясь случаем, оказывали на китайское правительство военный или политический нажим, выдвигая всяческие необоснованные требования, например, принуждали выплачивать денежные компенсации, арестовывать и казнить ни в чем неповинных людей, нередко даже развязывали военные агрессии. В связи с Тяньцзиньским религиозным конфликтом 1870 г. под нажимом западных держав цинское правительство казнило 20 человек и выслало в ссылку 25 человек.

Западные миссионеры выступили противниками антифашистской войны китайского народа и китайской революции. Когда японские агрессоры оккупировали Северо-Восточный Китай и сколотили там марионеточную власть "Маньчжоуго", римский папа одним из первых заявил о своем признании этого "государства" и направил своего легата, тем самым заняв позицию поддержки Японии в ее агрессии в Китае. А когда китайский народ одержал победу в войне Сопротивления японским захватчикам, некоторые западные миссионеры стали настраивать верующих-китайцев в духе ненависти к народной революции, даже организовали вооруженные отряды помогавшие гоминьдановцам в гражданской войне.

Западная церковь враждебно отнеслась к Новому Китаю и предприняла подрывные акции против него. Об этом свидетельствуют манифесты и указы Ватикана, призывающего свою паству выступать против народной власти Китая.

Помимо проиллюстрированной выше неприглядной роли, которую в период войны играли в Китае католическая и протестантская церкви, эти церкви держали под свои контролем китайскую церковную общину так, что последняя фактически превратилась в придаток западных миссионеров и миссионерских организаций. Китайские священнослужители, пастыри и широкие слои верующих в общине оказались бесправными. В 40-е гг. ХХ в. из 20 главных епископов китайской католической общины 17 человек были иностранными подданными, а китайцев было всего трое; из епископов 143 приходов более 110 были иностранцами, лишь 20 с лишним были китайцами.

В кругах китайских протестантов давно раздавались голоса, требующие покончить с иностранным засильем, и были предприняты меры, с тем чтобы перейти на путь самостоятельного управления. Однако осуществить подлинно независимое, самостоятельное ведение дел церкви в условиях полуколониально-полуфеодального Китая было невозможно.

Условия для этого появились лишь после того, как в 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика, что означало конец того периода китайской истории, когда Китай был полуколониально-полуфеодальным обществом. В июле 1950 г. 40 епископов - руководителей протестантских епископатов во главе в У Яоцзуном опубликовали декларацию "Направление усилий китайских христиан в строительстве Нового Китая", в которой они заявили о своей поддержке Нового Китая, решимости освободиться от контроля зарубежных империалистических сил и осуществить независимую проповедь учения. Эта декларация получила название "Декларация за тройную независимость". В сентябре того же года под этой декларацией поставили подпись 1527 духовных руководителей протестантской общины, а в последующие 3-4 года под ней подписались более 400 тыс. верующих, что составило примерно две трети всех членов христианской (протестантской) общины Китая. Таким образом китайские христиане твердо встали на путь "тройной независимости".

В ноябре 1950 г. 500 с лишним членов католической общины уезда Гуанъюнь провинции Сычуань выступили с декларацией "О движении за перестройку католической общины на основе самостоятельности", в которой ратовали за разрыв всяких отношений с империалистами и строительство новой церковной общины на основе независимого управления, независимой проповеди вероучения и самообеспечения. Эта декларация получила поддержку широких кругов католиков. Несмотря на то, что Ватикан неоднократно предпринимал политические меры, враждебные по отношению к Новому Китаю, китайские католики все же дважды (в 1957 и 1958 гг.) направили на утверждение Ватикану списки избранных кардиналов (одного исполняющего обязанности и двух кардиналов) китайской католической общины. Однако Ватикан ответил угрозой наложить епитимью, тем самым глубоко травмировал религиозные чувства китайских католиков. Они решили встать на путь самостоятельного избрания главы своей общины и взять управление общиной в свои руки. Таким образом, сохраняя единство с католиками всего мира в отношении вероучения, китайская католическая церковь стала самостоятельно решать все свои внутренние дела.

Встретив понимание и поддержку широкой паствы, китайская христианская церковь и китайская католическая церковь вот уже несколько десятилетий нормально функционируют и развиваются. Численность членов христианской общины возросла против 1949 г. в 14 раз. Католическая община насчитывает 115 епископов, все они управляются китайским епископами или приходскими священниками.

Придерживаясь принципа независимости и самоуправления, китайские религиозные общины в то же время активно развивают обмены и связи с религиозными организациями других стран на основе равенства и дружбы. Китай держит свои двери открытыми для всех тех зарубежных религиозных организаций и деятелей, кто дружески расположен к Китаю, уважает государственный суверенитет Китая, уважает независимость и самоуправление китайских религиозных общин. Китайская христианская церковь и китайская католическая церковь поддерживают дружественные отношения со многими зарубежными христианскими и католическими общинами. В феврале 1991 г. Китайская христианская ассоциация официально вступила во Всемирный совет церквей. Китайская католическая церковь направила свои делегации для участия в 5-й Международной конференции "Религия и Мир" и во Всемирной встрече молодых католиков, а также в некоторых других международных религиозных совещаниях. В последние годы возросло число лиц, посылаемых китайскими религиозными общинами за границу на учебу. Вместе с тем приглашаются в Китай для чтения лекций по богословию иностранные теологи и доктора богословских наук. Расширяют дружественное сотрудничество с зарубежными коллегами и другие религиозные общины: буддийская, даосская, исламская.

Неизменно проводя независимую, самостоятельную и мирную внешнюю политику, китайское правительство желает улучшать отношения с Ватиканом. Однако для этого должны быть выполнены два условия: во-первых, Ватикан должен порвать так называемые "дипломатические отношения" с Тайванем, признать правительство Китайской Народной Республики единственным законным правительством Китая, признать, что Тайвань является неотъемлемой частью территории КНР; во-вторых, Ватикан не должен вмешиваться во внутренние дела Китая под предлогом религиозной деятельности. Отношения между КНР и Ватиканом - это прежде всего межгосударственные отношения, поэтому лишь после улучшения межгосударственных отношений может идти речь о проблемах религии. Независимо от того, будут ли улучшены отношения КНР с Ватиканом, китайское правительство будет, как и прежде, поддерживать китайскую католическую церковь, действующую под знаменем патриотизма, в плане независимого и самостоятельного управления ее делами и проведения самостоятельных выборов высших чинов духовенства.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.