Серьезное внимание в Китае уделяется охране морской среды. В стране постепенно формируются система управленческих органов и система законодательных актов в области охраны морской среды. Неуклонно повышается у населения уровень сознательности о необходимости ее сбережения, и уже достигнуты заметные успехи в этой области. Благодаря постоянному усилению охраны морской среды, в условиях быстрого развития экономики в приморских районах страны и резкого увеличения объема выбрасывания отходов в море тенденция усугубления загрязнения морской среды была с основном удержана, качество экологической среды в ряде морских зон и качество воды в большей части морской акватории в основном остается благоприятным или удовлетворительным.
В 1982 г. Постоянный Комитет ВСНП принял "Закон КНР об охране окружающей среды морей и океанов". Это основной законодательный акт по охране морской среды в стране. В нем регламентированы положения по предотвращению загрязнения морской среды, связанного с инженерным строительством на берегах, разведкой и добычей морской нефти, судоходством, выбрасыванием отходов и других терригенных загрязняющих веществ. Китайское правительство обнародовало и другие административные нормативы, регламентирующие охрану морской среды, в том числе "Положения КНР о предотвращении загрязнения морской акватории с судов", "Положения КНР об охране окружающей среды в районах разведки и добычи морской нефти", "Положения КНР о контроле за выбросом в море отходов", "Положения КНР о предотвращении загрязнения морской среды терригенными загрязняющими веществами", "Положения КНР о предотвращении загрязнения морской среды в результате инженерного строительства на берегах", а также более 10 нормативных актов по охране морской среды, разработанных соответствующими правительственными органами. Таким образом, в Китае сформировалась правовая система в области охраны морской среды. Соответствующими государственными органами разработан программы и планы по охране морской среды, а также ряд специальных планов, нацеленных на охрану, в частности, заболоченных земель, многообразия животного мира, создана сеть мониторинга морской среды в масштабах всей морской акватории и прибрежной морской акватории.
За последние годы в Китае постепенно сформировалась система управления в области охраны морской среды. Государственные природоохранные органы курируют эту работу в масштабе всей страны. Государственные океанические административно-управленческие органы руководят работой по обследованию, контрольным измерениям и надзору за состоянием морской среды, проводят научно-исследовательскую работу, занимаются проблемами предотвращения загрязнения окружающей среды в районах разведки и добычи морской нефти и контроля за выбросом в море отходом. Государственные ведомства портового контроля ведают работой по контролю за отходами с судом и решению проблем в этой области, они также курируют работу по контролю за состоянием морской среды в портовых районах и предотвращению загрязнения морской среды с судов. Государственные органы рыболовного надзора следят за отходами с судом и за ситуацией в рыболовных и портовых акваториях. Армейские природоохранные органы задействованы в сфере контроля за сбросами в море отходов с военных судов и надзора за состоянием акватории военных портов. Природоохранные органы народных правительств приморских районов отвечают за работу по предотвращению загрязнения морской среды строительными работами на берегах и терригенными загрязняющими веществами. Такая система управления, отличающаяся взаимодействием соответствующих ведомств при разделении функций, играет важную роль в обеспечении соблюдения законодательства по охране морской среды и эффективной защите окружающей среды морей и океанов.
В деятельности по контролю за загрязнением морской среды Китай отдает приоритет профилактическим мерам при сочетании профилактики с упорядочением. Наряду с налаживанием работы по охране ресурсов морского живого мира и предотвращении загрязнения морской среды, Китай рассматривает предотвращение загрязнения морей терригенными загрязняющими веществами как важный момент работы по охране морской среды. Создан ряд систем контроля за терригенным загрязнением, усилены мониторинг, контроль и управление в отношении главных источников загрязнения. Размещение промышленности в средних и крупных городах находится под постоянным контролем. Расширяется техническая реконструкция, разворачивается деятельность по комплексной утилизации газообразных, жидких и твердых отходов. Предприятия, серьезно загрязняющие окружающую среду, подвергаются упорядочению или закрываются, или объединяются с другими предприятиями, переводятся на выпуск другой продукции или в установленные сроки перемещаются в другие районы. Был построен ряд комплексов по обработке сточных вод, поставлены под контроль новые источники загрязнения, уменьшены объемы выбрасывания в море терригенных загрязняющих веществ. Различные типы судов оснащены ныне водомаслоотделителями в целях предотвращения загрязнения воды в морях и портовых зонах. Разработан план на экстренный случай загрязнения акватории танкерами. Порты в основном оснащены сооружениями по обработке и утилизации загрязненных маслом и нефтью вод, оборудованы необходимой техникой на случай непредвиденных обстоятельств. Ежегодно отработанные загрязненные маслом и нефтью воды составляют 3,7 млн. тонн, а собранные масляные отходы - 42 тыс. тонн. Для того, чтобы предотвратить загрязнение морской среды в районах разведки и добычи морской нефти, все нефтедобывающие платформы оснащены установкой по обработке нефтеводной смеси, а в машинных отделениях буровых судов - водомаслоотделителями, все нефтяные промыслы вооружены маслооградительными решетками, химическим средствами по очищению масляной грязи и судами по сбору маслоподтеков. Для морских нефтяных промыслов разработан "План на случай появления маслоподтеков во время разведки и добычи морской нефти".
Китай как одна из стран-участников "Конвенции о предотвращении загрязнения сбросами отходов и других материалов 1972 г." ("Лондонской Конвенции о предотвращении сбросов в море отходов") уделяет большое внимание выполнению взятых на себя обязательств, предусмотренных в этой конвенции, непрерывно усиливает контроль за сбросами в море отходов. К настоящему времени в Китае всего открыто зоны для сбросов расчищенных веществ третьей категории зоны для воздушного маслоотлива, выдано около 2000 лицензий на сброс отходов. Одновременно усиливается контроль за качеством окружающей среды в этих зонах. Китай категорически запрещает сбрасывание всех видов радиоактивных веществ в море, постепенно сокращает объем сброса в море промышленных отходов, ввел запрет на сжигание в море отравляющих веществ.
В целях охраны экологической среды рыбохозяйственной акватории китайское правительство разработало "Нормативы качества воды для рыбоводства". Соответствующими ведомствами разработаны "Положения о контроле за окружающими санитарными условиями для разведения моллюсков" и другие правила, принят ряд мер управленческого характера, улучшается деятельность по охране экологической среды в местах нереста морских рыб и креветок, в зимостойких зонах, на маршрутах миграции рыб и в рыболовных промыслах. На уровне государства и приморских районов создана многоступенчатая структура по охране окружающей среды рыболовных промыслов, включая 15 контрольно-измерительных станций провинциального уровня и выше. В главных рыбохозяйственных акваториях созданы заповедники морского живого мира. В 1995 г. соответствующими ведомствами китайского правительства были разработаны "Положения об управлении морскими природными заповедниками" которые, отдавая приоритет охране, разумному освоению и долгосрочному развитию этих заповедников, разделили их на три категории, а именно: центральные, буферные и опытные, с тем чтобы улучшить строительство и управление морскими природными заповедниками. В настоящее время в стране объявлено 59 различных природных заповедников общей площадью 1,29 млн. кв. км., в том числе заповедники в морских заливах, на островах, на морских берегах, в устьях рек, в зонах коралловых рифов, мангров, каботажных лагунных озер, морских исторических достопримечательностей, в местах скопления водорослей и в заболоченных местечках.
Китай относится к тем странам, которые подвергаются серьезным бедствиям в результате морской стихии, причиняемым штормами, морскими волнами, льдами, ценами, размыванием суши, тайфунами, морскими туманами и так называемым "красным течением". Ущерб от этих факторов составляет 10 процентов общего ущерба в результате всех стихийных бедствий, случающихся в стране. Благодаря усилиям, прилагаемым на протяжении десятилетий, в Китае сформирована целая многоотраслевая сеть наблюдения и контроля за морской средой и оповещения о стихийных бедствиях, а также соответствующая система прогнозирования и предупреждения, развернута аналитическая работа по прогнозированию и предупреждению в отношении основных морских бедствий, созданы морские центры поисков и спасения и береговые аварийные системы предупреждения об опасности, объединенные в целостную систему, нацеленную на уменьшение ущербов от стихийных бедствий.
По мере ускорения экономического развития приморских районов, постоянного роста населения и непрерывного расширения масштабов морского освоения защита морской среды и работа по уменьшению последствий стихийных бедствий в Китае становятся все более трудным делом. В целях охраны морской среды в Китае разработан "План охраны морской среды на период девятой пятилетки (1996-2000) и перспективный план до 2001 года", предусматривающие реализацию трех основных принципов: упор на предупреждение в сочетании с наведением порядка, ответственный за загрязнение ликвидирует их последствия, усиление контроля за окружающей средой. Кроме того, осуществляются следующие меры по охране морской среды:
- Усилен контроль над источниками загрязнения, разрабатываются стандарты качества воды впадающих в море рек, установлен режим контроля на общим количество стока загрязнений в важнейшие морские районы, определены нормы слива в море основных загрязняющих веществ, строго контролируются объемы сливов, превышающие установленные лимиты;
- Ужесточение мер в сфере изучения, контроля и регулирования морских загрязнений, совершенствование контрольной системы определения загрязнений, ужесточение надзорных мер с включением спутников, судовых и береговых станций, функционирующих на законодательной основе;
- постепенное введение системы платного отвода вредных выбросов, поощрение развития технологий и сфер охраны морской среды;
- Совершенствование морского контроля и создание системы прогнозирования и предупреждения, а также наблюдения, оповещения и контроля за качеством данных.