Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

II. ПРОГРЕСС ЭКОНОМИКИ И ПРАВА НАРОДА НА СУЩЕСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ



Форсирование экономического строительства в Тибете, повышение жизненного уровня народных масс, предоставление в полном объеме прав на существование и развитие широким слоям населения --- таковы главные цели работы Центрального правительства в Тибете, первостепенные задачи правительств разных ступеней Тибетского автономного района (ТАР). Центральное правительство и местные административные органы прилагают гигантские усилия и добились зримых успехов в этом направлении.

С 1992 г. стали быстро наращиваться обороты экономики Тибета. В 1997 г. его валовой внутренний продукт достиг 7,35 млрд. юаней, что в сопоставимых ценах выросло по сравнению с 1991 г. на 96,6 процента, среднегодовой прирост составлял 11,9 процента. С 1987 г. на протяжении 10 лет в Тибете неизменно собирают богатый урожай зерновых. В 1997 г. годовой сбор зерновых достиг 820 тыс. т --- наиболее высокого уровня за всю историю Тибета, что приблизительно на 41,4 процента больше по сравнению с 1991 г. (580 тыс. т). Было произведено 119 тыс. т мяса, по сравнению с 1991 г. рост составил 25,5 процента. В настоящее время власти Тибетского автономного района прилагают энергичные усилия к тому, чтобы в 2000 г. в районе повсеместно искоренить бедность, достигнуть среднезажиточного уровня среди большинства местного населения.

С 1992 г. в Тибете стало форсироваться развитие транспорта, энергетики, связи и других инфраструктурных отраслей, а также строительной, строй материальной, легкой, текстильной, пищевой промышленности и национальных кустарных ремесел, которые имеют тесную связь с производительной деятельностью и бытовой жизнью народных масс. Был расширен аэропорт «Куньга» в Лхасе, реконструирован аэропорт «Бунда» в Чамдо. Из Тибета ежедневно вылетают самолеты в другие города страны, каждую неделю осуществляются международные рейсы. Здесь в основном создана транспортная система, включающая авиационное и шоссейное сообщение. В 1996 г. в Тибете объем автодорожных грузоперевозок возрос в 15,6 раза по сравнению с 1965 г., пассажирских перевозок --- в 28,9 раза, средний поток авиапассажиров достиг 100 тыс. человек в год. Колоссальный перелом достигнут в преодолении унаследованного от старого Тибета неудобного сообщения, где преобладали перевозки с помощью человек и вьючных животных. В Тибете построены и открыты наземные станции спутниковой связи в 7 округах (городах) и телефонные коммутационные станции с программным управлением в 51 уезде. 98 процентов от всех уездов Тибета охвачены системой спутниковой связи и телефонной связи с программным управлением, включены в систему международной и международной телефонной связи с автоматической коммутацией. В Лхасе, Шигадзе, Нагчу, Чамдо, Цзэдан, Сэнкикабу и других главных городах и поселках форсируется коммунальное строительство. С 80-х гг. только в Лхасе в результате перестройки старых домов сдано более 300 тыс. кв. м жилья, 5226 семей справляли новоселье. Это позволило улучшать бытовые условия городского и сельского населения, повысить качество их жизни.

Экономическое развитие Тибета стартовало на базе крайне примитивных и отсталых условий. Вместе с тем, более 4000-метровая средняя высота нагорья над уровнем моря, сильные морозы, нехватка в атмосфере кислорода из-за разрежения воздуха и т. д. --- все это создает весьма суровые природные условия для развития местной экономики. Более всего этого, в старом Тибете под господством феодально-крепостнического строя экономика была крайне отсталой, жизненный уровень населения --- очень низким. Учитывая эти особенности, Центральное правительство Китая неизменно уделяет особое внимание развитию Тибета, оказывает большую помощь в виде людских, материальных и финансовых ресурсов, а также техническое содействие. Одновременно, исходя из реалий в Тибете, осуществляет политику особых льгот по отношению к этому району. С 1980 г. тибетские крестьяне и скотоводы освобождены от обязательных заданий по заготовкам и продаже сельскохозяйственной продукции государству, все доходы крестьян и скотоводов полностью оставляются в их распоряжении. В последние годы финансовые субсидии, выделенные Центральным правительством Китая Тибету, ежегодно превышают 1,2 млрд. юаней. Предприняты также особые меры по облегчению бремени, предоставлению льгот в области капиталовложения, интеллектуальной инвестиции, подряду на помощь нуждающимся и т. д. С начала 50-х гг. по 1997 г. Центральное правительство в обшей сложности вложило в Тибет свыше 40 млрд. юаней, с 1959 по 1996 г. туда поставлено 6,74 млн. т материальных ресурсов, в том числе 1,1 млн. т ширпотреба, 1,3 млн. т продовольствии, 1,48 млн. т нефтепродуктов.

Государство в разное время и в централизованном порядке оказало Тибету крупномасштабную помощь в целях строительства объектов, имеющих важное значение для социально-экономического развития Тибета, и удовлетворения его особых нужд. В 1984 г. под руководством Центрального правительства 9 провинций и городов были мобилизованы на оказание помощи Тибету в строительстве 43 объектов. Затем в 1994 г. Центральное правительство вновь решило в течение 3 --- 4 лет силами Центра и некоторых провинций и городов оказать Тибету безвозмездную помощь в виде строительства там еще 62 объектов, касающихся, в частности, сельского хозяйства, гидротехники, энергетики, транспорта, связи, промышленности, общественного дела и коммунального строительства. В настоящее время большинство этих объектов уже сданы в эксплуатацию. Общая сумма вложений возросла с намеченных 2,38 млрд. юаней до 3,66 млрд. юаней. С 1991 г. Центральное правительство ассигновало 1 млрд. юаней на реализацию программы по комплексному освоению бассейнов среднего течения рек Цангпо, Лхаса и Нъянгу, в результате значительно возросли сбор зерновых и чистые среднедушевые доходы у местных крестьян и скотоводов. В 1997 г. была построена и сдана в эксплуатацию гидроаккумулирующая электростанция на озере Ямдок-цо, на строительство которой государство выделило 2,014 млрд. юаней. В последние годы силами 14 провинций и городов страны мобилизована помощь Тибету в строительстве там 151 объекта на общую сумму инвестиций в 490 млн. юаней. Завершение этих проектов поднимет на новый уровень местную экономику и жизнь городского и сельского населения.

По мере развития экономики заметно улучшается жизнь тибетского народа. В 1997 г. среднедушевые доходы городского и поселкового населения Тибета, идущие на удовлетворение жизненных потребностей, составили 5130 юаней, чистые среднедушевые доходы крестьян и скотоводов --- 1040 юаней. На конец 1997 г. депозиты по личным вкладам городского и сельского населения возросли с 510 млн. юаней в 1991 г. до 3,045 млрд. юаней. В 1996 г. на каждого жителя Тибета приходилось в среднем 372 кг зерновых, что на 28 процентов больше, чем в 1991 г., а по сравнению с началом 1950-х гг. возросло в 3 раза, хотя за этот период численность населения увеличилась в 2,5 раза. В 1996 г. в Тибете потребление мясопродуктов на душу населения составило в среднем 48,6 кг, что на 17,2 процента больше, чем в 1991 г. за этот период среднедушевое потребление овощей возросло на 26 процентов, растительного масла --- на 14,5 процента, яиц --- в 2,1 раза, конфет и кондитерских изделий --- в 4,2 раза. По мере развития экономики из года в год увеличивается собственность городских и сельских семей. В большинстве семей земледельцев и скотоводов имеются в достаточном количестве собственные средства производства, в среднем на каждую семью приходится свыше 8 тыс. юаней основных производственных фондов. На каждые 100 семей приходится 9 грузовых машин, 6 крупных и малогабаритных тракторов, 3 механические молотилки, 12 телег. В городах и поселках год от года растет спрос на бытовые электроприборы и другие предметы длительного пользования. В 1996 г. на каждые 100 городских семей приходилось в среднем 88 цветных и 6 черно-белых телевизоров, 42 стиральные машины, 50 холодильников, 46 фотоаппаратов, 9 мотоциклов и 222 велосипеда, что гораздо выше показателей 1991 г. Согласно статистике местного правительства старого Тибета, в 1950 г. около 90 процентов населения не имело собственного жилья. А сегодня, за исключением скотоводов-кочевников отдельных мест, все семьи имеют постоянные жилища. С 1990 по 1995 г. в Тибете средняя жилая площадь на человека на селе возросла с 18,9 до 20 кв. м, а в городах и поселках --- с 11 до 14 кв. м. Основываясь на результатах обследования, в бассейнах среднего течения рек Цангпо, Лхаса и Нъянгцу в крестьянских семьях запасов продовольствия достаточно на 1 --- 3 года, во многих волостях 90 процентов крестьянских семей построили себе новое жилье.

В некоторых отдаленных и глухих местах Тибета жизнь части населения все еще остается трудной. В этих условиях местные правительства разных ступеней в соответствии с указанием и требованием Центрального правительства осуществляют программу по оказанию помощи наиболее бедным районам, помогают местному населению в развитии производства, чтобы вывести его из нужды на путь к зажиточности. Только в 1996 г. администрация автономного района ассигновала на эти цели 114 млн. юаней. С сентября 1997 г. на части территории Тибета, в особенности на севере, произошли редкие в истории по своим масштабам снежные ураганы и заносы, причинившие огромные бедствия местным жителям. Соответствующие органы Госсовета предприняли экстренные меры для оказания помощи пострадавшим. К январю 1998 г. Центральное правительство выделило этим районам целевые средства в размере 42 млн. юаней, направило туда большие партии материальных ресурсов. Госсовет послал в эти районы группу своих работников для выражения заботы и внимания к пострадавшим, инспектирования последствий стихии, а также для содействия местам в преодолении конкретных трудностей. Местные правительства Тибета разных ступеней со своей стороны направили большие людские, материальные и финансовые ресурсы для борьбы со стихийными бедствиями. Все это сыграло важную роль в смягчении трудностей местного населения в быту и производстве, вызванных крупными снежными ураганами.

Чтобы обеспечить всем национальностям нормальные условия для жизнедеятельности, улучшить качество их жизни, в Тибете беспрекословно соблюдаются государственные законы и законоположения в области охраны окружающей среды. С 1992 г. выработано свыше 20 местных законов и административных правил по охране экологии, в том числе «Положения по охране окружающей среды в Тибетском автономном районе». После того, как в 1990 г. в Лхасе впервые была построена современная станция по контролю за окружающей средой, в 1993 г. аналогичный объект был сооружен и в Шигадзе. Одновременно интенсивно идет в других местах строительство подобных объектов, на основе которых будет постепенно формироваться общерайонная система по контролю за окружающей средой. Результаты контроля свидетельствуют, что в Тибете уровень загрязнения среды промышленными отходами довольно низкий. В частности, 88 процентов выбрасываемых в атмосферу промышленных газов подвергается очистке, утилизируется свыше 50 процентов промышленных сточных вод. Состояние водного бассейна главных рек соответствует государственным стандартам качества. Большинство озер сохраняется в первозданном состоянии, качество воды в их бассейнах находится в соответствии с государственными стандартами. В прекрасном состоянии находятся подземные водные источники. К настоящему времени в Тибете не произошло ни одного случая загрязнения окружающей среды, не было, в частности, ни «кислотных дождей», ни радиационного заражения, вызванного человеческой деятельностью. Результаты многолетнего контроля со стороны природоохранных ведомств показывают, что уровень естественного радиационного фона в Тибете отвечает установленным государством стандартам защиты от радиации.

Сегодня широкие слои населения Тибета в полном объеме пользуются правами на существование и развитие, это ярко контрастирует с трагедией старого Тибета, где повсюду царила нищета, отсталость, отсутствие гарантий права на существование для широких слоев населения. В старом Тибете феодально-крепостнический строй, характеризовавшийся сосредоточением светской и церковной власти в одних руках, серьезно сковывал развитие общественных производительных сил, служив главной причиной долговременной примитивности и отсталости тибетской экономики. В сельскохозяйственном производстве для вспахивания земли были использованы деревянные плуги, во время молотьбы на току водили яков, а в отдельных местах сохранялся «подсечно-огневой» метод обработки земли. В 1952 г. средний сбор с 1 му (15 му---1 га) составил лишь 80 кг, на душу населения приходилось 125 кг зерновых. В старом Тибете почти не было промышленности в современном смысле этого слова. В 1950 г. во всем районе имелся лишь один примитивный монетный двор и одна-единственная гидроэлектростанция мощностью 125 кВт, да и та не могла работать нормально. Во всем Тибете в общей сложности было только 120 рабочих. В условиях такой экономической отсталости более 95 процентов общественного богатства концентрировалось в руках имущих феодальных сословий --- чиновников, аристократии и высших слоев духовенства, составлявших менее 5 процентов населения. В то же время простые люди, а это 95 процентов населения, были на грани нищеты. В старом Тибете ходила пословица «Крепостной может унести только собственную тень, может оставить после себя только след собственной ноги». Массы крепостных и рабов не имели свободы личности, их право на жизнь тоже не гарантировалось законом. До демократических преобразований в 1959 г. в административном центре Тибета --- Лхасе проживало всего 20 тыс. человек, а свыше тысячи дворов влачило нищенское существование. Нередко на улицах попадались трупы замерзших бездомных. Это были жуткие картины старого общества, навсегда и безвозвратно оставшиеся в прошлом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.