Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

IV. ПРОДОЛЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА



Центральное народное правительство и правительство ТАР неизменно придают большое значение продолжению и развитию традиционной тибетской культуры и искусства. Еще в 50-х гг. работники культуры и искусства разных национальностей Китая вместе с тибетским деятелями в данной области провели сбор распространенных в народе напевов, танцев, устного фольклора: сказок, пословиц, частушек и др. На основе собранного материала был издан ряд сборников, в том числе сборник "Тибетских народных песен". С конца 70-х гг. по всей стране развернулась крупномасштабная обследовательская работа, затронувшая все отрасли культурного наследия тибетского народа. В 80-х гг. в административном центре, а также во всех районах и городах Тибета были созданы специальные учреждения по сбору, изучению, приведению в порядок, редактированию и изданию памятников тибетской литературы и искусства. Эта работа приняла невиданные в истории масштабы. Направленные правительством ТАР обследовательские группы побывали в городах, деревнях и монастырях района, где провели тщательное обследование на предмет традиционной культуры и искусства. Собраны письменные документы на тибетском и китайском языках объемом в 20-30 млн. знаков. Было сделано большое количество аудио и видеозаписей, снято около 10 тыс. фотоснимков. На основе итогов обследования были отредактированы и изданы энциклопедия "Тибетский театр", вошедший в серию "Китайский театр", сборник "Народные песни Тибета", вошедший в серию "Собрание песен народов Китая", сборник "Народные танцы Тибета", вошедший в серию "Собрание народных танцев Китая" и сборник "Тибетские пословицы", вошедшие в серию "Собрание китайских пословиц". В настоящее время редактируются и готовятся к выпуску в свет сборники, посвященные тибетскому эстрадному искусству "Цюйи", народному песенному творчеству, музыкальному оформлению театральных постановок и устному прозаическому творчеству. Выпуск в свет данных сборников - это само по себе великий почин в деле возрождения из забвения и охраны традиционной культуры, литературы и искусства тибетского народа.

Известный всем миру героический эпос "Гэсэриада" - нетленное творение тибетского народа, раритет в сокровищнице китайской и мировой литературы - раньше существовал лишь в форме устных преданий. Для спасения этой жемчужины тибетского литературного творчества в 1979 г. в ТАР были создана специальная организация, в обязанность которой вошли сбор, приведение в порядок, изучение и издание "Гэсэриады". Государство включило эту работу в список важных общественно-научных тем государственного значения при составлении 6-го, 7-го и 8-го пятилетних планов социально-экономического развития Китая. Ха 20 лет было собрано около 300 экземпляров эпоса "Гэсэриада", выполненных ручным или ксилографическим способом. В том числе 100 экземпляров на языках, помимо тибетского; всего было издано более 70 томов эпоса на тибетском языке, тираж изданий превысил 3 млн. экземпляров. Таким образом, "Гэсэриада", существовавшая раньше лишь в виде устного народного творчества, впервые предстала миру как систематизированный и целостный капитальный труд, за которым укрепилась слава "шедевра мирового поэтического эпоса". В то же время было издано 20 томов "Гэсэриады" в переводе на китайский язык, а также на английском, японском и французском языках. Столь масштабного издания древнего эпоса, пожалуй, не знает история тибетского и мирового издания культурного наследия.

Большого прогресса достигли современная тибетская литература и искусство, сохранившие традиционные средства выражения и художественный стиль. Тут немалую роль сыграли работники культуры и искусства, направленные в Тибет из внутренних районов страны уже после мирного освобождения Тибета. Они собрали в народе крупицы тибетского фольклора и на этой основе создали поэтические произведения, повести, а также либретто песенно-танцевальных программ, живописные полотна, киносценарии и пр. То есть фактически они явились первопроходцами в создании современных произведений литературы и искусства в Тибете - районе, творческая активность большинства населения которого была подавлена феодально-крепостническим строем. Атмосфера свободы творчества, сложившаяся благодаря демократическим преобразованиям, способствовала вовлечению в культурный процесс тибетской образованной молодежи. Выросшие уже на новых современных представлениях, эти молодые писатели, поэты и деятели других областей искусства создали целый ряд превосходных произведений, отмеченных ярким национальным колоритом. После демократических преобразований в 1959 г. в Тибете создан ряд превосходных художественных произведений, например, получившие широкую популярность песни "На Пекинской золотой горе", "Бывший крепостной поэт"; музыкальная пьеса "Прогулка по новому городу", песенно-танцевальный номер "Постирушки", монтаж-эпопея "Бывшие крепостные радуются солнцу", пьеса "Принцесса Вэнь Чэн", кинофильм "Крепостной" и др. Все они вызвали широкий отклик в Китае и за рубежом. В последние 50 лет тибетские профессиональные работники литературы и искусства написали и поставили 569 художественных сценических номеров, отличающих сочным национальным колоритом и проникнутых духом современной эпохи, из них 51 был удостоен государственных премий, 121 - премий районной категории. За последние 5 лет все профессиональные художественные ансамбли и труппы ТАР дали 4887 представлений, число зрителей достигло 2,79 млн. человек -раз. Ежегодно эти ансамбли и труппы устраивают более 400 представлений для простых жителей.

Бурно развиваются среди народных масс деятельность культуры и искусства. За истекшие с 1959 г. годы в городах и деревнях ТАР появились многочисленные самодеятельные коллективы и труппы тибетского театра. Эти труппы сами сочиняют и сами исполняют программы, отражающие новую жизнь раскрепощенных тибетцев, сохраняя при этом популярные в народе приемы сценического изображения. В 1963 г. состоялся Первый в ТАР фестиваль художественных самостоятельности, на котором с отчетными представлениями выступали народные труппы. Вслед за тем была образована делегация на Всекитайский фестиваль национального сценического творчества нацменьшинств. Фестиваль состоялся в Пекине, тибетские артисты показали свои лучшие номера, отмеченные новым содержанием и ярким национальным колоритом, продемонстрировав новый прогресс массового творчества с Тибете. В последние 5 лет при поддержке Центрального народного правительства и других провинций и городов страны в ТАР расширились масштабы строительства культурных объектов. Всего было инвестировано 140,46 млн. юаней. В настоящее время в Тибете имеется более 400 домов и уголков культуры, где развиваются многообразная самодеятельность и спорт. В июле 1996 г. открылась Тибетская библиотека, которая уже обслужила более 100 тыс. читателей-тибетцев. В Тибете насчитывается 17 разъездных артистических бригад "уланмучир" уездного уровня, более 160 коллективов художественной самодеятельности и трупп тибетского театра, которые дают представления для крестьян и животноводов и пользуются их горячей любовью, немало номеров и репертуаров, созданных этими коллективами и труппами, получили награды на всекитайских и районных отчетных смотрах. Кроме того, во всех районах, городах и уездах ТАР время от времени устраиваются массовые отчетные выступления, которые вносят оживление в культурную жизнь населения. В последние годы по тибетским традиционным праздникам "Сюедунь" в Тибете устраиваются выступления тибетского театра, песни и пляски, расширяется разнообразная культурно-массовая деятельность. Уезд Лочжаг славится спектаклями тибетского театра, песнями и плясками; уезд Бижу известен народным изобразительным искусством; волость Чэньгго уезда Гонггар славится народными танцами; в волости Цзюнжиуци уезда Нгамжин популярен тибетский театр; уезд Гьянцдзе известен живописными гобеленами и т.д. Этим уездам и волостям от имени государства было присвоено звание родины народного искусства". В уезде Дойлундеген создан Культурный парк государственного значения для сельских детей, в строительство которого Центральное правительство инвестировало более 2,6 млн. юаней; в 1996 г. была создана Тибетская художественная детская труппа. Эта труппа дважды совершала гастроли в Пекине, а в 1998 г. приняла участие в Международном фестивале детских коллективов в США, где ее представления были горячо встречены публикой. В 1995-1999 гг. 40 художественных коллективов ТАР, в том числе трупп художественной самодеятельности, в составе 360 человек участвовали в гастрольных поездках, научных симпозиумах в более чем 20 странах и районах мира, и везде их выступления вызывали сенсацию.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.