Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие культуры в Тибете (Белая книга)



ПРЕДИСЛОВИЕ

Китай - единое многонациональное государство. В ходе длительного обмена, взаимного заимствования и стимулирования тибетцы - члены большой семьи китайской нации создали и развили свою блестящую культуру, отличающуюся большим разнообразием.

Тибетская культура сложилась на основе слияния культуры племени туфань, проживавшего в долине реки Цангпо (Брахмапутра) по ее среднему течению, и культуры древнего племени сянсюн, проживавшего в западной части Цинхай-Тибетского нагорья. В VII веке во время правления Сронцзангамбо в Туфань из Центрального Китая - района Чжунъюань, а также Индии и Непала проник буддизм. На тибетской почве возникла разновидность буддизма - тибетский буддизм. На тибетскую культуру оказали большое влияние культурные традиции Индии, Непала, Персии, арабских стран Западной Азии, но особенно ханьская культура района Чжунъюань. В ходе культурного развития Тибета сформировалась архитектура, скульптура, живопись, декоративное искусство, прикладные ремесла, а также музыка, танцы, театр, язык и письменность, книжная литература, народная литература, медицина и фармакология, астрономия и времяисчисление, отмеченные тибетским колоритом. Все эти отрасли культуры достигли высокого уровня.

В силу исторических причин в Тибете долгое время господствовал теократический феодально-крепостной строй, при котором вся власть была сосредоточена в руках небольшой горстки верхушки духовенства и знати. На протяжении длительного времени доминирующее положение занимала культура, тесно связанная с буддистским культом. Такое положение существовало вплоть до 1959 г., когда в Тибете начались демократические преобразования. В то время верхушка духовенства и знати монополизировала основные средства производства и все блага культуры и просвещения Тибета; культура и искусство служили лишь средством развлечения для высокопоставленного духовенства и аристократической знати. А широкие массы крепостных и рабов, составлявшие 95 процентов населения Тибета, влачили нищенское существование, не имея никаких гарантий права даже на выживание, где уже тут было говорить о праве на культуру и образование. Теократический феодально-крепостной строй, господствовавший в Тибете несколько столетий, не только серьезно сковывал развитие производительных сил, но и обрекал традиционную культуру Тибета, в том числе архитектурные и культурные памятники, на замкнутость в отрыве от внешнего мира и атрофирование. Что касается современных науки и техники, культуры и образования, то в Тибете вместо них были сплошные "белые пятна".

После образования КНР Центральное народное правительство уделяет большое внимание охране и развитию традиционной тибетской культуры. В "соглашении из 17 статей" о мирном освобождении Тибета, подписанном в 1951 г. Центральным народным правительством, четко предусмотрено: "исходя из реальной обстановки Тибета, постепенно развивать в Тибете национальный язык, письменность и школьное образование". В 1959 г. при помощи Центрального правительства в Тибете были проведены демократические преобразования, ликвидирован феодально-крепостной строй, миллионы крепостных и рабов получили свободу; постепенно создан аппарат районной национальной автономии, и развитие общества и культуры Тибета шагнуло в качественно новы период. Завершился тот период истории Тибета, когда блага культуры были монополией многочисленной прослойки. Хозяевами культуры стал весь тибетский народ.

Для удовлетворения непрерывно возрастающих материальных и культурных потребностей тибетцев в течение четырех с лишним десятилетий Центральное народное правительство и народное правительство Тибетского автономного округа, проводя в жизнь "Конституцию КНР" и "Закон КНР о национальной районной автономии", наряду с развитием в ТАР социальной и экономической сфер, проделали большую работу в области охраны и продолжения лучших традиций культуры, для чего были затрачены огромные людские, финансовые и материальные ресурсы и использованы правовые, экономические и административные рычаги. Были направлены силы на создание и развитие современной науки, культуры и просвещения. Успехи были достигнуты впечатляющие. Сегодня все тибетцы выступают хозяевами новой эпохи, наследниками и участниками развития и потребителями лучших национальных культурных традиций. Они совместными усилиями создают современную цивилизацию и культуру, результатом чего стали невиданные дотоле процветание и прогресс в области культуры.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.