Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Билет №1. 1. Предмет и методология ТГиП



ТГиП – наука. Наука – теоретическое отражение действительности. Окружающий мир разнообразен, следовательно, научных дисциплин множество.Критерии разграничения научных дисциплин – это предмет и метод науки.

Предмет – часть объекта, на которую направлены познавательные интересы в рамках одной науки. Объект – это явление окружающего мира, на которое направлена познавательная деятельность в рамках различных научных дисциплин. (Дерево – объект многих наук, но предмет гражд.права - дерево как объект собственности)

Объектом ТГиП является государство и право. Предмет ТГиП – общие закономерности возникновения и развития государственно-правовых явлений (как появляется, в каких формах, функции, признаки).Предмет отвечает на вопрос Что изучает наука? Метод отвечает на вопрос Каким образом изучается предмет?

Метод – совокупность приемов, способов и средств, при помощи которых познается предмет. В рамках одной науки формируется устойчивое сочетание: один предмет – несколько методов.Методология – наука о методах; совокупность методов в рамках одной науки.

Все методы ТГиП : на 3 группы:1) общенаучные – используются во многих научных дисциплинах ( Н: статистический-сбор сведений о количестве; функциональный; системный; структурный2) общелогические – методы, построенные на основе законов логики и применяемые в т.ч. в повседневной жизни (Н: анализ – расчленение объекта на элементы; синтез – соединение элементов в единое целое; сравнение – позволяет выделять общее и особенное в явлениях, ступени и тенденции их развития; аналогия – сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения; моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений3) частнонаучные – методы одной науки. В ТГиП это:- формально-юридический (изучаются основные понятия юриспруденции; даются определения понятиям; толкование их смысла; классификация понятий; вычленение их признаков; осуществляется иное их исследование)- сравнительного правоведения (сопоставление законов, иных НПА правовых систем различных государств в целом, определение общих закономерностей и особенностей)- технико-юридический анализ- толкования

2.Систематизация нормативно-правовых актов : понятие и виды. Понятие и виды систематизации законодательстваСистематизация законодательства – упорядочение НПА и приведение их в единую систему.

3 способа1. сбор НПА, необходимых для осуществления определенной деятельности. Проводится гос.органами и юридическими лицами.2. издание сборников законов и иных НПА (Н: сборник кодексов)3. объединение совокупности мелких актов, изданных по одному вопросу, в один укрупненный акт.

В соответствии с указанными способами выделяют следующие виды систематизации: Учет, Инкорпорация, Консолидация.Как особый вид систематизации выделяют кодификацию.Учет – создание системы НПА по определенным признакам. Созданная система должна обеспечивать быстрый поиск необходимых НПА. Порядок создания:- выбор темы- анализ поступающих НПА- фиксация отобранных НПА. (Н: ГАРАНТ, КОНСУЛЬТАНТ)Инкорпорация (внешняя систематизация) – издание сборников, собраний, сводов НПА. В результате инкорпорации мелкие НПА не изменяются, а собираются в одно издание.Сборники – совокупность НПА, объединенных по издаваемому органу или по теме.Собрание - совокупность НПА какого-либо высшего органа гос.власти и управленияСвод – всеобщий сборник НПА.По субъектам инкорпорация бывает:- официальная (утверждение собраний и сборников органами, издавшими эти акты- полуофициальная (официозная)– утверждение сборников специально уполномоченными на то гос.органами- неофициальная – создание и издание сборников организациями и отдельными лицами по своей инициативе и без санкции компетентных гос.органовКонсолидация – сбор НПА и издание на их основе одного укрупненного акта.Кодификация – сбор и переработка НПА с последующим изданием одного укрупненного акта (Н: издание КоАП – заменило 1000НПА).В результате кодификации издаются следующие НПА:Основы законодательства обеспечивают регулирование наиболее важных и принципиальных вопросов соответствующей отрасли, подотрасли, института (основы законодательства о нотариате)Кодексы – обеспечивают детальное и по возможности всестороннее правовое регулирование соответствующей группы общественных отношений.Уставысодержат нормы, регулирующие деятельность определенных министерств, ведомств, организаций в той или иной сфере управленияПоложения содержат нормы, определяющие порядок образования, структуру, задачи и функции и компетенцию определенной системы гос.органов.

Билет №2Теория государства и права в системе юридических наук. Все научные дисциплины : на естественнонаучные и гуманитарные (общественные). Отличие: естественные изучают явления и процессы, на которые человек не оказывает непосредственного влияния. Общественные науки изучают явления, возникающие по воле человека или поддающиеся непосредственному воздействию человека (экономика – все экономич. процессы возникают по воле человека).ТГиП – гуманитарная дисциплина. К общественным наукам относят также экономику, философию, социологию, политологию. ТГиП имеет много общего с ними: с историей – ТГиП изучает исторические аспекты возникновения государства и права; с философией и социологией – ТГиП условно подразделяется на философию государства и права и социологию, которые исследуют философскую и социологическую сторону функционирования государства и права. Кроме того, ТГиП относится к особой группе дисциплин, изучающих правовые явления - юридические дисциплины.Классификация юридических дисциплин:1) общетеоретические (ТГиП)2) историко-правовые (история ГиП России, история Г и П ЗС, история политических и правовых учений)3) специально-отраслевые (угол., гражд., администр.право)4) юридические науки, связанные со специально-отраслевыми (криминология, ПСО, УИК)5) прикладные науки – науки, которые используют знания др.наук (криминалистика, суд.медицина)6) международно-правовые (межд частное и публичное право)

Для данных наук значение ТГиП в том, что она дает определение основным юридическим понятиям, исследует их природу, сущность. А соответствующие юридические понятия (Н: правоотношения, юридический факт, норма и др.) активно используются во всех отраслевых науках. Кроме того, ТГиП исследует сущность права и государства как явлений, их зарождение, развитие, современное состояние и перспективы, что имеет большую теоретическую и практическую пользу для других отраслевых юридич.наук (Н: конституционного, администрат., уголовн, гражд.права). ТГиП играет объединяющую роль в системе юридич.наук, глубоко исследует общие для них правовые понятия, прошлое, настоящее и будущее государства и права.

2.(32) Толкование права:понятие и виды. Толкование - необходимый, обязательный элемент при реализации права. Толкование занимает важнейшее место в сложных процессах воздействия права на жизнь, взаимодействия закона с реальными отношениями, с поступками людей, с пониманием и усвоением ими юридических норм. Именно в толковании права юридические знания соотнесятся с жизнью и юридической практикой. Толкование права - это деятельность по раскрытию смыслового содержания закона, юридических норм.. Токование необходимо, когда в ходе правоприменительной деятельности возникают ситуации, требующие уяснения и разъяснения точного смысла и содержания предписаний правовых норм. Целью толкования является правильное, точное, и, главное, единообразное понимание и применение закона. Юридическое толкование необходимо также в связи с тем, что законы, другие нормативные юридические акты содержат общие, часто довольно абстрактные нормативные положения ("нормативные обобщения"), притом изложенные на "юридическом языке". Юридическое толкование включает два элемента: Уяснение - раскрытие содержания (интерпретация) юридических норм "для себя"; Разъяснение - раскрытие содержания (интерпретация) юридических норм "для других". Таким образом, толкование права - это процесс уяснения и разъяснения смысла и содержания норм закона, в целях правильного и единообразного понимания и реализации предписаний юридических норм всеми субъектами права. Роль и место толкования права в жизни общества тесно связана с политическим режимом и с состоянием законности. При тоталитарном режиме, в условиях беззакония толкование часто используется для придания закону произвольного смысла, в соответствии с теми или иными политическими целями, а следовательно - для произвольного применения закона. В условиях демократии, правового государства и развитой правовой культуры толкование права раскрывает свое высокое юридическое предназначение, при этом, не выходя за рамки законности: при токовании юридических норм государство руководствуется основными правовыми принципами, закрепленными в Конституции страны. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина Принцип конституционной законности - верховенства Конституции на всей территории государства Приоритет международного права перед нормами национального законодательства, что имеет особое значение, когда решаются вопросы, связанные с правами и свободами человека. Современная теория права рассматривает четыре основных способа: грамматическое, систематическое, историко-политическое, логическое толкование. Грамматическое толкование.Оно заключается, во-первых, в уяснении текста, его грамматических форм (число, род, падежи, окончания, даже запятые). Значение запятых показывает известный пример: знаменитое выражение, смысл которого зависит от места запятой, "казнить нельзя помиловать". Во-вторых, уяснение словесных, терминологических выражений и, прежде всего, уяснение терминов, например "конституционный строй", "узурпация" и т. д. В-третьих, уясняются морфологические и синтаксические структуры. Например, когда мы встречаемся в Конституции со словом "гражданин", то понимаем, что речь идет о гражданине Российской Федерации, а когда со словом "каждый" (каждый имеет право…), то понимаем, что речь идет о гражданине Российской Федерации, иностранном гражданине, лице без гражданства. Но грамматическое толкование - это еще иногда проверка грамотности, аккуратности при редактировании нормативно-правового акта. Систематическое толкование Каждая норма права должна рассматриваться в связи со всей системой правовых положений. Сюда же - к систематическому толкованию - относится выяснение места правовой нормы в системе других правовых норм. Так, ст. 143 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за нарушение правил охраны труда, но в ней не говорится, в чем эти правила заключаются. Эти правила, в свою очередь, содержатся в других законах, и их нельзя не учитывать при толковании ст. 143 УК РФ. Историко-политическое толкованиеЭто аналитический процесс, когда рассматривается норма с учетом той историко-политической обстановки, в которой она принималась. При этом происходит и сопоставление нормы с существующей ситуацией. Действительно, для полного понимания правовой нормы оказывается необходимым проследить, когда она возникла, как развивалась. Это не означает, что историческое толкование может исказить применение нормы. Историческое знание позволяет применитьправо целесообразно, справедливо, обоснованно, законно, т.е., соблюсти все указанные выше принципы реализации права.

Билет №3 Теория естественного права.(Спиноза, Греции, Гоббс, Локк) для теории правового государства имеет значение, прежде всего потому, что закрепляет положение о естественной и, следовательно, независимой от государства природе права. Государство создается людьми с целью охраны их естественных прав и этой же целью ограничено. В том случае, если издаваемые государством законы начинают противоречить естественному праву, они автоматически приобретают противоправный характер, если же государство отказывается привести законодательство в соответствие с естественно-правовыми принципами, то это означает утрату им легитимности и оправдывает реализацию народом права на восстание (революционное изменение государственного строя).

2.Основные признаки государства.Определение государства в настоящее время дается с помощью перечисления всех его осн.признаков.Государство – властно-политическая организация общества, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая с помощью материальных ресурсов правовой порядок на определенной территории.Признаки:1) территориальная организация населения. Население любого государства ассоциирует себя с определенным участком земной поверхности. Под территорией понимают: поверхность суши с границами, водные объекты в пределах гос.границы, территориальные воды (12 миль от береговой линии), недра, воздушное пространство, территории посольств и консульств, морские, воздушные и космические суда под флагом). Территория обычно имеет специальное деление – административно-территориальноеи 2) наличие публичной политической власти, располагающей спец.аппаратом управления (органы законодательной и исполнительной власти, с помощью которых осуществляется управление) и принуждения (спец.органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государственной воли – милиция, общественная безопасность и др.) публичная власть отделена от общества и представлена особой системой органов; не имеет общественного характера и непосредственно народу не подчиняется; внешне и официально представляет все общество; ее цель - обеспечить правопорядок и нормальную жизнедеятельность; опирается на писаное право; подкреплена принудительной силой государства.3) гос.суверенитет – независимость власти данного государства от всякой иной власти. Он м.быть: внутренний – полное распространение юрисдикции государства на всю его территорию и исключительное право принимать законы; внешний – полная независимость во внешнеполитической деятельности государства.4) наличие системы общеобязательных актов государства – системы законодательства - юридический «скелет» государства. Государство, его институты, власть закреплены в праве и действуют, опираясь на право и правовые средства.5) наличие казны (налоги + бюджет + финансы) – материальная основа деятельности государства и его органов – денежные средства, собираемые с физ и юр.лиц, находящихся в государстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и т.д.Факультативные признаки: единый гос.язык, армия, система международной политики.

Билет №4 Право в системе социальных норм. «Право» в современной науке используется в нескольких значениях: 1) Право, как социально-правовые притязания людей (естественное право). 2) Право – официально признанные возможности, которыми располагает человек (субъективное право). 3) Право – система юридических норм (объективное право). 4) Право – правовая система. Признаки права: 1) Нормативность – формирование типичного правила поведения 2) Формальная определенность – официальное закрепление 3) Проявление воли и сознания людей 4) Обеспеченность возможностью государственного принуждения 5) Системность. Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия разнообразных факторов. Например, природных и социальных, возникших в процессе культурного развития. Это и есть социальные нормы. Признаки социальных норм: 1) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени 2) Возникают связи с сознательной деятельностью людей 3) Направлены на регулирование общественных отношений 4) Содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества. Социальные нормы можно классифицировать по: - сферам действия (экономические, политические и пр.) - механизму регулирования (мораль, право, обычай, норма поведения) Обычаи: Относятся к числу самых ранних социальных норм. Обычай – правило, которое возникло в результате постоянного повторения данного образа поведения и вошло в привычку людей. Предполагает воспроизведение самого поведения и отсутствие необходимости принуждения. Правовые нормы могут поддерживать обычаи, или вытеснять их, могут быть безразличны к обычаям. Социальные нормы – это правила поведения которые: 1) обращены к индивидуально-неопределенному кругу лиц и 2) регулируют общественные отношения (т. е. отношения между людьми и их объединениями). Они обусловлены уровнем развития общества. Различаются между собой способами их установления и обеспечения (охраны)Виды социальных норм:Нормы права устанавливаются и охраняются государством, в том числе и путем государственного принуждения.• Нормы морали складываются стихийно на основе господствующих в обществе религиозных и этических идеалов, представлений о добре и зле. Охраняются они моральной санкцией (напр., в виде осуждения со стороны окружающих или наложения епитимьи, отлучением от церкви и др.). Наряду со всеобщей моралью имеется профессиональная этика, напр. врачебная, педагогическая, судейская и т. п. Иногда ее несоблюдение влечет правовые последствия напр., судья может быть отстранен от должности. Для того чтобы аморальный поступок повлек правовые последствия, необходима правовая норма, которая отсылала бы к нормам морали.

 

• Обычаи складываются стихийно в результате неоднократного повторения. Выполняются добровольно, так как их соблюдение упрощает жизнь человека. Норма обычая может превратиться в правовую норму. ГК РФ предусматривает, что суд применяет обычаи делового оборота, если данное отношение не урегулировано нормативно-правовым актом или договором.• Нормы этикета складываются стихийно с целью облегчения общения между людьми. Обеспечиваются автоматически, человеку выгодно соблюдать эти нормы, так как несоблюдение этикета усложнит общение.• Нормы традиций складываются стихийно и никак не охраняются (если не являются одновременно нормами морали, напр., воинские традиции).• Нормы ритуалов могут складываться стихийно, могут устанавливаться религиозными и иными организациями, они могут охраняться установившими их организациями, а могут и вовсе не охраняться.• Корпоративные нормы устанавливаются общественными объединениями и охраняются этими объединениями.Технические нормы не являются социальными и регулируют не общественные отношения между людьми, а поведение лица в отношении какого-либо технического устройства. Они содержатся, напр. в инструкции к любой технике. Утверждаются не государством, а изготовителем устройства. Однако несоблюдение этих норм может повлечь правовые последствия. Напр., может быть утрачено право на бесплатный ремонт техники. Иногда несоблюдение технических норм может повлечь и уголовную ответственность, если в результате наступили тяжкие последствия. Но для того чтобы наступили правовые последствия в результате несоблюдения технических норм, необходима правовая норма, устанавливающая такие последствия. В таком случае технические нормы становятся технико-юридическими.

2.Норма права:понятие и структура.Классификация правовых норм. Норма права –общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.Признаки:1. Норма права имеет общеобязательный характер (адресована широкому кругу лиц и обязательна для исполнения Н: совершил кражу- будет привлечен к уголовн.ответственности)2. имеет формальную определенность (т.е. четко сформулирована и имеет формальное закрепление – напечатана)3. является государственно-властным предписанием – только государство в лице уполномоченных органов при соблюдении определенной процедуры способно их принимать4. принимается уполномоченными органами5. охраняется принудительной силой государства (в случае их неисполнения применяются меры гос.принуждения – уголовная ответственность, гражданская, административная и др.)6. имеет внутреннюю структуру – т.е. состоит из взаимосвязанных элементов.7. действует многократно (во всех случаях, когда возникает необходимость ее применения – до тех пор, пока в установленном порядке не будет изменена или отменена соответствующими гос.органами)

Норма права – общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.Правовых норм много, поэтому их классифицируют по разл.признакам

1) по функциям в механизме правового регулирования:- исходные (Н: принципы, начала)- нормы – правила поведения 2) по предмету правового регулирования(для кажд.отрасли – свой вид правовой нормы – Н: уголовно-правовая, гражданско-правовая). В рамках некоторых отраслей нормы : на материальные и процессуальные3) по методу правового регулирования:- императивные (носят категоричный характер, не допускают никакой возможности иного поведе6ния – Н: обязывающие и запрещающие нормы)- диспозитивные (предусматривают возможность выбора поведения самим субъектом – Н: управомочивающие нормы)- поощрительные- рекомендательные4) по форме правового предписания:- обязывающие- запрещающие- управомочивающие5) по действию в пространстве:- нормы общего действия- нормы ограниченного действия- нормы локальные 6) по действию во времени- постоянные- временные- имеющие обратную силу

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.