Противообледенительная система самолёта предназначена для защиты самолёта от обледенения.
Образование во время полёта на поверхности различных частей самолёта ледяных наростов представляет большую опасность. Обледенение уменьшает подъёмную силу самолёта и увеличивает его лобовое сопротивление, мешает работе органов управления, ухудшает пилотам видимость, увеличивает вибрацию и нагрузку отдельных элементов планера, отрицательно влияет на работу двигателей. Поэтому эффективная защита самолёта от обледенения является одной из важных задач, и в настоящее время противообледенительные устройства на самолёте являются обязательными.
Рис. 10.1. а) - Панель ПОС Ил-76; б) Схема размещения противообледенительных устройств на транспортном самолете: 1 - датчики сигнализатора обледенения; 2 - электрообогревательное устройство приемника указателя скорости полета самолета; 3 - электрообогрев смотровых стекол фонаря кабины пилотов, жидкостно-механическая система защиты смотровых стекол; 5 - ПОС предкрылка; 6 - ПОС оперения
Существуют два основных метода борьбы с обледенением - пассивный и активный. Пассивный метод предусматривает вывод самолёта из зоны обледенения. Вполне очевидно, что пассивный метод не может удовлетворить требованиям безопасности и регулярности полётов.
Активные методы борьбы с обледенением по характеру воздействия можно разделить на химические, механические и термические. Как правило, обледенению подвергается только носовая часть обтекаемой поверхности. Многочисленные измерения показали, что длина обледеневшего участка крыла и оперения обычно составляет 5-10 процентов длины хорды, поэтому от обледенения достаточно защищать их переднюю часть.
Обычно выполняется защита от обледенения лобовых частей крыла, стабилизатора, киля, воздухозаборников двигателей, воздушных винтов, остекления, приёмников воздушных давлений и др. (рис. 10.1)
Термические методы могут применяться как для предупреждения, так и для устранения обледенения. Работа противообледенительных устройств основана на нагреве защищаемой поверхности самолёта до температуры, исключающий возможность её обледенения. В зависимости от способа защиты поверхностей самолёта различают электротермические и воздушно-тепловые противообледенительные системы.
Электротермический способ защиты от обледенения позволяет подавать тепло к защищаемой поверхности с перерывами. При этом методе допускается образование небольшого количества льда на поверхности, после чего к этой поверхности подается тепло, лед подтаивает и сдувается воздушным потоком. После удаления льда обогрев прекращается, температура понижается, и лед образуется вновь. Этот процесс повторяется через определённый промежуток времени. При циклическом обогреве расход энергии на обогрев в несколько раз меньше, чем при обогреве непрерывном.
Защищаемые от обледенения поверхности обычно разбивают на отдельные секции, имеющие симметричное расположение на левой и правой частях крыла и оперения. На крыле и оперении, кроме периодически включаемых секций, могут быть непрерывно обогреваемые в условиях обледенения участки, такие, как места стыка секций и передние кромки, с которых лед не может быть сброшен аэродинамическими силами.
Противообледенительный носок крыла и оперения представляет собой многослойную конструкцию, спрессованную на синтетическом клее, состоящую из внешней и внутренней обшивки, между которыми размещены два стеклотканевых слоя электроизоляции и нагревательный элемент (рис. 10.2). С внутренней стороны установлены термовыключатели, предотвращающие перегрев и коробление обшивки в случае отказа автоматики.
Силикатные элетрообогреваемые лобовые стекла фонаря кабины экипажа состоят из наружного и внутреннего стекол, между которыми помещается либо токопроводящий прозрачный слой, либо большое количество константановых проволок диаметром 0,03 мм, натянутых параллельными рядами. Там же помещают датчики температуры, обеспечивающие автоматическое регулирование температуры стекла в пределах 30-40 градусов.
Источником тепла воздушно-тепловой системы является воздух, отбираемый от компрессоров двигателей. Поскольку воздух, отбираемый от двигателей, имеет высокую температуру, то для ее понижения до 150-200 градусов в узлах отбора и подготовки воздуха устанавливаются воздухо-воздушные радиаторы или эжекторы (рис 10.3 и 10.4).
К достоинствам такой системы относятся простота конструкции и использование чистого воздуха, исключающего коррозию трубопроводов и элементов конструкции самолёта.
Электроимпульсная противо-обледенительная система обеспечивает удаление льда с помощью упругих колебаний обшивки. Колебания возбуждаются индуктором под действием периодических электрических импульсов. Эта система эффективна, экономична, проста и легка, исключает образование барьерного льда (не подплавляет его, а сбрасывает сухим).(рис. 10.5)
Противообледенительные системы могут включаться либо вручную, либо автоматически от сигнализатора обледенения.