В СССР свобода печати декларировалась как в сталинской Конституции 1936 г., так и в Брежневской 1977 г. (наряду с этим существовал институт цензуры, всевозможные "спецхраны" для книг и журналов и так далее). Первый опыт создания демократического Закона СССР "О печати и других средствах массовой информации" был предпринят в 1991 г. Именно там была сделана первая попытка законодательного определения свободы печати и была провозглашена недопустимость цензуры.
В 1991 г. был принят Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", в котором гарантии независимости и свободы СМИот государства получили дальнейшее развитие. Поскольку закон писался в те времена, когда общество только начало освобождаться от политической цензуры и идеологического тоталитаризма, основной пафос этого закона - гарантии независимости СМИ от государства, отмена цензуры, обеспечение прав журналистов на получение достоверной информации (особенно от госчиновников) и так далее.
Безусловно, независимость СМИ от идеологического контроля государства и правовое регулирование этих отношений чрезвычайно важны. Однако не менее важным являются осмысление и правовое регулирование взаимоотношений СМИ и гражданина.
В России до начала XIX в. свободой выражения своих убеждений обладал только монарх. В 1804 г. император России Александр I подписал новый устав, ставший инструкцией для цензоров, в котором говорилось, что цензура утверждается «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною». И там подчеркивалось: неоднозначные места в текстах должны толковаться «выгоднейшим для сочинителя образом, нежели преследовать». Однако на практике все эти рекомендации не учитывались. Более заметное послабление ограничений на свободу печати произошло лишь в 1855—1861 гг. В частности оно коснулось изданий университетов, которые освобождались от цензуры. В 1917 г. Февральская революция отменила цензурные ограничения, однако уже в августе после неудачного мятежа под руководством Л. Г. Корнилова она было восстановлена. Конституция СССР декларировала свободу слова и печати, однако в действительности публичное высказывание убеждений, идущих в разрез с основной линией КПСС, преследовалось и уничтожалось на корню.
О радикальном послаблении цензуры можно говорить только после прихода к государственной власти Бориса Николаевича Ельцина.
Цензура в Беларуси
Цензура в Беларуси — контроль государственных органов Республики Беларусь за содержанием и распространением информации, в том числе печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кинемато- и фотографических произведений, передач радио и телевидения, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, которые власть полагает вредными или нежелательными.
Свободу слова в Белоруссии гарантирует Конституция Республики Беларусь и другие законодательные акты, регулирующие деятельность средств массовой информации.
Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) Республики Беларусь провозглашает: «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них».
Корреспондирует с этой статьей и другая норма Конституции. Статья 34 закрепляет право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
Статья 3 Закона «О печати и других средствах массовой информации» гарантирует гражданам Республики Беларусь свободу печати и других средств массовой информации, право учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими; право беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств массовой информации, свободно выражать через них свои мысли, взгляды и убеждения. В законе отражена очень важная идея: государство рассматривает систему средств массовой информации как основу реализации конституционного права граждан Республики Беларусь на свободу слова и информации, как важную составную часть национальной культуры.
Конституцией Республики Беларусь (ст. 33) установлено запрещение цензуры, что также следует рассматривать как гарантию свободы мнений, убеждений.
Понятие цензуры дано в Законе о печати. Цензура массовой информации — это значит требование от редакции со стороны государственных органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц предварительного согласования сообщений и материалов, а также требование снятия с печати (эфира) того либо другого материала или сообщения. Не допускается также создание и финансирование организаций, учреждений, органов либо должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.
Примеры цензуры в РБ
В ноябре 1997 года Высший хозяйственный суд запретил газету «Свабода».
В 1999 году закрыта газета «Навіны». В этом же году закрылась газета «Имя». Главной причиной закрытия президент ЗАО «БДГ» Пётр Марцев назвал невозможность более обеспечить безопасность и нормальные условия работы для журналистов газеты.
12 ноября 2001 г. хозяйственный суд Гродненской области ликвидировал газету «Пагоня».
В 2002 году закрыта газета «Наша свабода».
24 июня 2002 года суд Ленинского района Гродно приговорил главного редактора газеты «Пагоня» Николая Маркевича к двум с половиной годам ограничения свободы, а журналиста этой газеты Павла Можейко — к двум годам по статье 367(2) Уголовного Кодекса (Клевета в отношении Президента Республики Беларусь).
В августе 2003 года отозвана регистрация у газеты «День».
24 сентября 2004 года еженедельник «Рэгіянальная газета», издающийся в Молодечно, вынужден был приостанавливать свой выход вследствие приказа министра информации Владимира Русакевича.
12 января 2011 года было закрыто «Авторадио» по причине с несоблюдением творческой концепции и распространением в эфире информации, содержащей публичные призывы к экстремистской деятельности. 29 апреля 2010 года Совет Министров РБ издал постановление N644 о порядке государственной регистрации информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещённых на территории Республики Беларусь. Постановление вступило в силу 1 мая 2010 года. В соответствии с постановлением создан Государственный реестр информационных сетей, систем и ресурсов. К числу ресурсов, требующих регистрации в реестре, относятся центры обработки данных, каналы связи и интернет-сайты. Регистрации подлежат ресурсы, принадлежащие как юридическим, так и физическим лицам.
4 июня 2010 года «Агентство финансовых новостей» опубликовало проект совместного постановления Оперативно-аналитического центра и Министерства связи «Об утверждении Положения о порядке ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещённой к распространению в соответствии с законодательными актами».
19 декабря 2010 года, в день президентских выборов, был заблокирован доступ на оппозиционные интернет-ресурсы «Хартия 97» и «Белорусский партизан». С 11 апреля 2011 года для государственных и образовательных учреждений заблокирован доступ к оппозиционным ресурсам Белорусский партизан и Хартия-97.
8 ноября 2011 года Совет Республики Национального собрания одобрил поправки в законы об административных правонарушениях, которые, в частности, устанавливают ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за использование в своей коммерческой деятельности зарубежных интернет-ресурсов и ресурсов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также за предоставление интернет-пользователям доступа к информации, запрещенной государственным законодательством.
Рейтинги свободы прессы и СМИ
Freedom of the Press (англ.) — исследование свободы прессы, которое публикуется организацией «Freedom House».
1 мая 2009 года международная правозащитная организация «Freedom House» в своём докладе о состоянии свободы прессы поместила Республику Беларусь на 188 место из 195 со статусом «Отсутствие свободы прессы»
29 апреля 2010 года «Freedom House» в своём докладе о состоянии свободы прессы поместила Республику Беларусь на 189/190 место (наряду с Узбекистаном) из 196 со статусом «Отсутствие свободы прессы
1 мая 2012 года в обновлённом докладе о состоянии свободы прессы «Freedom House» поместила Республику Беларусь на 193 место из 197 со статусом «Отсутствие свободы прессы» («Not Free»); позади РБ в итоговой таблице оказались только Эритрея, Узбекистан, Туркменистан и КНДР.
Worldwide Press Freedom Index (англ.) — Всемирный индекс свободы прессы, публикуется организацией «Репортёры без границ».
Репортёры без границ в своих ежегодных отчётах по уровню свободы прессы с 2002 года помещают РБ на позиции в заключительной части сводной таблицы: