Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Рейтинги свободы прессы и СМИ

История развития прав на свободу слова и печати

В СССР свобода печати декларировалась как в сталинской Конституции 1936 г., так и в Брежневской 1977 г. (наряду с этим существовал институт цензуры, всевозможные "спецхраны" для книг и журналов и так далее). Первый опыт создания демократического Закона СССР "О печати и других средствах массовой информации" был предпринят в 1991 г. Именно там была сделана первая попытка законодательного определения свободы печати и была провозглашена недопустимость цензуры.

В 1991 г. был принят Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", в котором гарантии независимости и свободы СМИ от государства получили дальнейшее развитие. Поскольку закон писался в те времена, когда общество только начало освобождаться от политической цензуры и идеологического тоталитаризма, основной пафос этого закона - гарантии независимости СМИ от государства, отмена цензуры, обеспечение прав журналистов на получение достоверной информации (особенно от госчиновников) и так далее.

Безусловно, независимость СМИ от идеологического контроля государства и правовое регулирование этих отношений чрезвычайно важны. Однако не менее важным являются осмысление и правовое регулирование взаимоотношений СМИ и гражданина.

В России до начала XIX в. свободой выражения своих убеждений обладал только монарх. В 1804 г. император России Александр I подписал новый устав, ставший инструкцией для цензоров, в котором говорилось, что цензура утверждается «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною». И там подчеркивалось: неоднозначные места в текстах должны толковаться «выгоднейшим для сочинителя образом, нежели преследовать». Однако на практике все эти рекомендации не учитывались. Более заметное послабление ограничений на свободу печати произошло лишь в 1855—1861 гг. В частности оно коснулось изданий университетов, которые освобождались от цензуры. В 1917 г. Февральская революция отменила цензурные ограничения, однако уже в августе после неудачного мятежа под руководством Л. Г. Корнилова она было восстановлена. Конституция СССР декларировала свободу слова и печати, однако в действительности публичное высказывание убеждений, идущих в разрез с основной линией КПСС, преследовалось и уничтожалось на корню.

О радикальном послаблении цензуры можно говорить только после прихода к государственной власти Бориса Николаевича Ельцина.

Цензура в Беларуси

 

Цензура в Беларуси — контроль государственных органов Республики Беларусь за содержанием и распространением информации, в том числе печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кинемато- и фотографических произведений, передач радио и телевидения, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, которые власть полагает вредными или нежелательными.

Свободу слова в Белоруссии гарантирует Конституция Республики Беларусь и другие законодательные акты, регулирующие деятельность средств массовой информации.

Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) Республики Беларусь провозглашает: «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них».

Корреспондирует с этой статьей и другая норма Конституции. Статья 34 закрепляет право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Статья 3 Закона «О печати и других средствах массовой информации» гарантирует гражданам Республики Беларусь свободу печати и других средств массовой информации, право учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими; право беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств массовой информации, свободно выражать через них свои мысли, взгляды и убеждения. В законе отражена очень важная идея: государство рассматривает систему средств массовой информации как основу реализации конституционного права граждан Республики Беларусь на свободу слова и информации, как важную составную часть национальной культуры.

Конституцией Республики Беларусь (ст. 33) установлено запрещение цензуры, что также следует рассматривать как гарантию свободы мнений, убеждений.

Понятие цензуры дано в Законе о печати. Цензура массовой информации — это значит требование от редакции со стороны государственных органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц предварительного согласования сообщений и материалов, а также требование снятия с печати (эфира) того либо другого материала или сообщения. Не допускается также создание и финансирование организаций, учреждений, органов либо должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

Примеры цензуры в РБ

В ноябре 1997 года Высший хозяйственный суд запретил газету «Свабода».

В 1999 году закрыта газета «Навіны». В этом же году закрылась газета «Имя». Главной причиной закрытия президент ЗАО «БДГ» Пётр Марцев назвал невозможность более обеспечить безопасность и нормальные условия работы для журналистов газеты.

12 ноября 2001 г. хозяйственный суд Гродненской области ликвидировал газету «Пагоня».

В 2002 году закрыта газета «Наша свабода».

24 июня 2002 года суд Ленинского района Гродно приговорил главного редактора газеты «Пагоня» Николая Маркевича к двум с половиной годам ограничения свободы, а журналиста этой газеты Павла Можейко — к двум годам по статье 367(2) Уголовного Кодекса (Клевета в отношении Президента Республики Беларусь).

В августе 2003 года отозвана регистрация у газеты «День».

24 сентября 2004 года еженедельник «Рэгіянальная газета», издающийся в Молодечно, вынужден был приостанавливать свой выход вследствие приказа министра информации Владимира Русакевича.

12 января 2011 года было закрыто «Авторадио» по причине с несоблюдением творческой концепции и распространением в эфире информации, содержащей публичные призывы к экстремистской деятельности. 29 апреля 2010 года Совет Министров РБ издал постановление N644 о порядке государственной регистрации информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещённых на территории Республики Беларусь. Постановление вступило в силу 1 мая 2010 года. В соответствии с постановлением создан Государственный реестр информационных сетей, систем и ресурсов. К числу ресурсов, требующих регистрации в реестре, относятся центры обработки данных, каналы связи и интернет-сайты. Регистрации подлежат ресурсы, принадлежащие как юридическим, так и физическим лицам.

4 июня 2010 года «Агентство финансовых новостей» опубликовало проект совместного постановления Оперативно-аналитического центра и Министерства связи «Об утверждении Положения о порядке ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещённой к распространению в соответствии с законодательными актами».

19 декабря 2010 года, в день президентских выборов, был заблокирован доступ на оппозиционные интернет-ресурсы «Хартия 97» и «Белорусский партизан». С 11 апреля 2011 года для государственных и образовательных учреждений заблокирован доступ к оппозиционным ресурсам Белорусский партизан и Хартия-97.

8 ноября 2011 года Совет Республики Национального собрания одобрил поправки в законы об административных правонарушениях, которые, в частности, устанавливают ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за использование в своей коммерческой деятельности зарубежных интернет-ресурсов и ресурсов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также за предоставление интернет-пользователям доступа к информации, запрещенной государственным законодательством.

 

Рейтинги свободы прессы и СМИ

 

Freedom of the Press (англ.) — исследование свободы прессы, которое публикуется организацией «Freedom House».

1 мая 2009 года международная правозащитная организация «Freedom House» в своём докладе о состоянии свободы прессы поместила Республику Беларусь на 188 место из 195 со статусом «Отсутствие свободы прессы»

29 апреля 2010 года «Freedom House» в своём докладе о состоянии свободы прессы поместила Республику Беларусь на 189/190 место (наряду с Узбекистаном) из 196 со статусом «Отсутствие свободы прессы

1 мая 2012 года в обновлённом докладе о состоянии свободы прессы «Freedom House» поместила Республику Беларусь на 193 место из 197 со статусом «Отсутствие свободы прессы» («Not Free»); позади РБ в итоговой таблице оказались только Эритрея, Узбекистан, Туркменистан и КНДР.

Worldwide Press Freedom Index (англ.) — Всемирный индекс свободы прессы, публикуется организацией «Репортёры без границ».

Репортёры без границ в своих ежегодных отчётах по уровню свободы прессы с 2002 года помещают РБ на позиции в заключительной части сводной таблицы:

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.