Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Совершенствование стеклодувного дела



Первенство в изготовлении листового стекла принадлежит немецким стеклодувам. Еще в одиннадцатом веке у них возникла идея выдувать полый цилиндр, обрезать его дно, после чего раскатывать материал в тонкий лист, придавая ему прямоугольную форму. Итальянские мастера начали использовать такую методику лишь в тринадцатом веке.

Безусловно, по качеству средневековое стекло не сравнится с современным, однако для производства стеклянных изделий по сей день применяют такие же вещества. В те времена стоимость стекла была очень высокой, поэтому его использовали для остекления окон дворцов, церквей и домов знати. Освоив усовершенствованную технологию производства стекла, европейские мастера впервые начинают изготавливать витражи, для создания которых кусочки цветного стекла скрепляются при помощи металлических сплавов.

К концу периода Средневековья центром стеклодувного производства становится Венеция. Изготовление стекла здесь приобрело невероятную популярность, уже через несколько лет в Венеции работало более восьми тысяч стеклодувов.

Однако очень скоро венецианское стекло вынуждено было уступить хрусталю, изготовлением которого изначально занимались только английские стеклодувы. Согласно историческим фактам, хрусталь изобрел Джордж Равенкрофт, который первым стал использовать более совершенные исходные материалы. Вместо поташа изобретатель применил оксид свинца, в результате чего получилось красивое стекло с безупречными светоотражающими свойствами. Более того, хрусталь легко поддавался детальной обработке и тонкой гравировке, благодаря чему такое стекло очень скоро оказалось вне конкуренции.

ИСТОРИЯ МИРОВОГО УСПЕХА.
ТЫСЯЧА ЛЕТ ЧЕШСКОМУ СТЕКЛОДЕЛИЮ

 

Чешское стекольное производство сегодня представляет не только уникальную продукцию из стекла ручной работы всех видов, начиная с плавильного, декорированного стекла вплоть до стекла с алмазной гранью знаменитых фабричных производителей. Чешское стеклоделие сегодня - это также уникальное творчество отдельных мастерских - реализация произведений искусства, изготовление уникальных с точки зрения дизайна изделий малыми партиями, также как и совершенные копии исторического стекла. Ручное творчество в мастерских наглядно показывает современные способности и возможности выдающихся чешских стеклоделов. Поскольку крупные заводы удовлетворят спрос на серийные изделия, носителем новых направлений в стеклоделии всегда будет художник и его мастерская.
Всегда останется место для художественных произведений, которые изготовляют мастера-стеклоделы малыми партиями. Именно в этой многовековой традиции таится потенциал будущего чешского стеклоделия.

*Тайну производства стекла открыли люди почти пять тысяч лет назад. Самые древние до нас дошедшие находки из древнего Египта удивляют нас не только техническим уровнем изготовления, но и изысканным вкусом. Стеклоделие продолжало далее развиваться в области Средиземного моря, где своей вершины достигло в период античности. Вместе с распадом Римской империи происходил, естественно, постепенный упадок ремесел, однако оно не исчезло полностью. Стекло изготовляли в некоторых франкских мастерских и, само собой разумеется, в Византии, которая не пострадала от переселения народов так сильно, как другие области Европы. Образованность и искусство средневековой Европы возрождались из руин римской традиции очень трудно, но уже на них оказывало сильное влияние христианство. Помимо франкоязычной области, где всегда была римская традиция очень сильная, ключевое место тогда принадлежало Центральной Европе, точнее обновленной Империи римской народа немецкого и Чешскому королевству.
Самые древние находки стекла (браслеты, бусины) в чешских областях относятся к кельтскому периоду (около 3 столетия до нашей эры). Предполагается, что они были к нам ввезены, также как и стекло из германских могил периода переселения народов. Можно догадываться, что некоторые бусины периода Великоморавского государства могут быть уже местного происхождения. Письменные упоминания о стеклоделии в чешских землях датируются 12 столетием. Самые древние стекольные мастерские в археологических раскопках и письменных документах датируются концом 13 столетия.
Именно в то время произошло небывалое развитие стекольного производства. Почти во всей области приграничных гор возникают десятки стекольных мастерских, которые используют как богатства лесов (древесина была необходимым сырьем не только для отопления печей, но и для изготовления поташа), так и богатства чешского общества, точнее возможности широкого сбыта. Во второй половине 14 века стекло, несмотря на его высокую цену, являлось обиходным предметом оснащения дома не только в дворянских семьях, но, по многочисленным археологическим раскопкам, и в мещанских семьях. Из средневековой городской среды происходят уже сотни находок стекла, которым пользовалось мещанское население.
Что лежало в основе такого бурного развития производства, в Европе в ту пору совершенно необычного? В Чехии всегда было много высококачественного сырья для варки стекла, прежде всего, чистых песков, содержащих минимальное количество окисей железа. А ведь в условиях средневекового производства было наличие чистого сырья очень важным фактором. Большую роль сыграло также наличие лесных массивов, потому что потребление древесины в средней стекольной мастерской было очень большое, ежегодно требовалось много гектаров леса. Стекольные мастерские в средние века из-за древесины переселялись. Как только был вырублен лес в ближайшей окрестности, переселялись стеклоделы глубже в лес, за древесиной.
На развитие чешского стеклоделия существенным образом повлияли также многочисленные династия стеклоделов, которые, работали и жили на территории Чешского королевства. Искусство варки стекла, было, тайной, которая передавалась из поколения в поколение - от отца к сыну, и поэтому традиция сыграла ключевую роль в сохранении и дальнейшем развитии этого производства.
Именно чешские династия стеклоделов на протяжении столетий развивали стекольную технологию и обогащали европейскую культуру новинками, которые потом оказывали большое влияние на производство. Достаточно упомянуть, например, варку синего кобальтового стекла семьей Шюреров в северной Чехии в 16 столетии, или открытие чешского хрусталя в Мюллеровом стекольном заводе на Шумаве в 17 веке, или же открытие цветной протравы и гиалитового стекла Бедржи-хом Эгерманом в первой половине 19 столетия, и целый ряд других. Уже в готическом стекле из чешских земель можно заметить те элементы, которые на протяжении столетий являлись отличительными чертами чешской продукции. Помимо технологической чистоты постепенно в соответствии с духом эпохи выделялся своеобразный художественный стиль, получивший в научной литературе название "чешское стекло".
Чешское готическое стекло изготовляли из зеленоватой стекломассы, называемой "лесным" стеклом. В отличие от немецких земель, где эта стекломасса была темно-зеленой, чешское стекло было светлым и приближалось появившемуся позже хрусталю. В свое время оно было очень модным и именно поэтому чешское готическое стекло уже в 14 веке вывозилось крупными партиями не только в Германию, но и во Францию и Фландрию. Характерными формами чешского стекла стали тонкие" флейты" и бокалы округлой формы, украшенные бусинками. Эта декоративная техника возникла на Ближнем Востоке и в Центральную Европу распространилась в 13 веке в связи с крестовыми походами. В чешской среде это украшение приняли и преобразовали в отличительный прием работы.
В период Возрождения на время ведущую роль в стекольном производстве сыграла Венеция, которая принесла и далее совершенствовала технику отделки стеклоэмалью. Но сравнительно скоро, около середины 16 века эта техника появляется и в чешских землях (в Новоградских горах, куда ее принесли, по всей вероятности, венецианские стекольщики). В чешской среде эта техника быстро модифицируется и в отличие от тонкого декоративного стиля венецианского стекла приобретает несколько более выразительный характер в духе центрально-европейского Возрождения. Часто встречаются мотивы с гербами, далее - фигурные сцены из повседневной жизни, а также изображение государей. Украшение стеклоэмалью получило быстрое распространение из-за декоративных возможностей, но также потому, что живопись по стеклу позволяла скрыть мелкие дефекты в стекле, благодаря чему стекольные мастерские могли реализовать и продукцию второго сорта. Кстати, по той же причине разукрашивалось стекло живописью в чешских областях и на протяжении следующих веков.
Период правления императора Рудольфа Второго оказал самое сильное влияние на искусство именно в чешских землях, поскольку двор Рудольфа Второго имел свою резиденцию в Праге. В стекольном производстве в конце 16 и начале 17 веков производились опыты с гравированием стекла. Зачинателем в этой области стал Каспар Леман, первоначально резчик по алмазам, который первым изготовил бокалы из стекла, украшенные богатой гравюрой. Эта техника решительным образом повлияла на производство стекла в стиле барокко.
После Тридцатилетней войны в чешских землях начали варить прозрачное чистое стекло, которое стало известным под названием чешский хрусталь. Оно стало фирменным чешским изделием, а в мире возник огромный спрос на него, что в первой половине 18 века чешские земли превратились в самого значительного экспортера стекла в мире. В то время возникали в северной Чехии, прежде всего вокруг города Нови-Бор, торговые общества (стекольные компании), которые располагали сетью филиалов (факторий) в многочисленных важных портах не только в Европе, но и в Азии и даже в Южной Америке.
Чешское гравированное стекло в стиле барокко отличается совершенством изготовления как стекломассы самой, так и мастерского тонкого исполнения гравюры. Эта сначала уникальная работа получила вскоре быстрое распространение и в чешских землях образовались десятки граверских мастерских, которые производили роскошную продукцию не только для императорского двора, но и коммерческое стекло для дворян и мещан. К числу основных мотивов на бокалах в стиле барокко относятся аллегоричные, часто встречаются надписи, дарственные надписи, имя или монограммы и, естественно, юбилейные даты.
О высоком техническом уровне чешского стеклоделия 18 века свидетельствуют и разные второстепенные приемы производства, хотя они не оказали влияния на стиль данной эпохи, но все-таки замечательны приемами исполнения. Сюда можно отнести, например "двухстенки", которые были теоретически описаны уже раньше и в простом исполнении даже изготовлялись, но только в неизвестной до тех пор чешской стекольной мастерской было их производство усовершенствовано. Суть этого трудоемкого процесса производства состоит в том, что надо изготовить две склянки такой же формы, пришлифованные так, что одна точь-в-точь вмещается в другую. Между стенами вкладывается золотая фольга, которая создает интересное украшение.
В первой половине 19 века жил и работал в северочешском городе Нови-Бор "маг" стекольного производства Бедржих Эгерманн. В то время как в Европе копировали английскую грань, популярную в начале 19 столетия, Эгерманн начал проводить эксперименты с цветными стекломассами. Его техника породила новый художественный стиль, открыла новое понимание стекла как предмета искусства. Именно благодаря нему удалось преодолеть веками бытующее мнение о стекольном производстве, базирующемся на прозрачном стекле, стилевым завершением которого стал период классицизма с известными изделиями, например, Новосветского стекольного завода в Гаррахове.
Эгерманн пришел с идеей производства опаковых цветных стекломасс (опаловое, опалесцирующее, гиалитовое стекло и др.), к которым обращалось не только историзирующее творчество второй половины 19 века, но, прежде всего художники стиля модерн и современные художественные течения стекольного искусства 20 века.
Технологию обогатили своими новинками кроме Б.Эгерманна и десятки других чешских стекольщиков. Их продукция оказывала влияние не только на оживление чешского рынка, но, прежде всего на увеличение экспорта. Чешское стекло опять успешно осваивало зарубежные рынки. В конкуренции со стекольной продукцией, поступавшей из стран, не имевших во второй половине 19 века такую традицию стеклоделия как Чехия, чешское стеклоделие всегда отстаивало свое первенство.
Чешское стекольное производство имеет также заслуги в победе новых принципов творчества в стиле модерн, применяемых в продукции стекла. Уже в 1873 году выставляли стекольные мастерские Адольфов и Аннин на Всемирной выставке в Вене иризирующее стекло. Всемирно известной стала продукция стекольного завода Лец (Ltz) из шумавского Клаштерски-Млин. Она получила приз в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго. Но настоящим триумфом чешского модернистского стекла стала премия, присвоенная ему на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Чешское стекло занимало уже со средневековья в Европе особое место. Оно являлось измерителем моды данного периода, приносило технические и технологические усовершенствования, благодаря огромному масштабу продукции и способностям чешских коммерсантов оно скоро стало товаром, с которым можно без преувеличения встретиться во всем мире. Чешские стекольщики помогали при учреждении стеклозаводов во многих странах, помогали строить стекловаренные печи, воспитывали стекольщиков. Это все содействовало созданию традиции, которой славится чешское стекло.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.