Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Статистики окружающей природной среды на современном этапе



Период с 1992 г. по настоящее время характеризуется значительной стагнацией статистики ОПС (т.е. статистического изучения природных ресурсов, природопользования, состояния, загрязнения (деградации) и охраны окружающей природной среды) по сравнению с предшествующими периодами, отсутствием крупных новаций, а также нарастанием системных проблем. Используется в основном опыт, накопленный ранее, и то не в полной мере. Статистика в 90-х гг. XX в. и в начале XXI в. все более теряла централизованный характер, в широких масштабах распылялась по различным министерствам и ведомствам. При этом существенно сузилась информационная база.

Охват соответствующих объектов статистическими наблюдениями и получение минимума отчетной информации в 90-х гг. XX в. и начале XXI в. были весьма затруднены, поскольку предприятия и организации зачастую отказывались отчитываться. В целях восстановления информационных потоков пришлось принимать специальные правительственные постановления.

Появился целый ряд других факторов, ухудшивших организационные возможности статистики ОПС и повлиявших на снижение надежности собираемой информации.

К концу 2007 г. общее количество форм федерального государственного статистического наблюдения с преимущественной природно-ресурсной и природоохранной направленностью показателей составило примерно 50 единиц. Из их числа в системе Росстата разрабатывается около 30 форм статистического наблюдения.

В составе указанных выше 50 форм порядка 30 форм можно отнести собственно к природоохранной тематике или близким к ней вопросам. Почти 20 форм по состоянию, загрязнению (деградации) и охране ОПС разрабатывается органами Росстата. Остальная природоохранная отчетность собирается от природопользователей и обобщается в системе Росводресурсов, Ростехнадзора, Роснедвижимости, Роспотребнадзора и других организаций.

 

Таким образом, произошло сокращение числа форм государственной статистической отчетности (форм федерального государственного статистического наблюдения) и уменьшение количества показателей в рассматриваемой сфере по сравнению с концом 80-х гг. Однако, общая отчетная нагрузка на хозяйственные объекты не уменьшилась; более того, во многих случаях она возросла. Появилось множество властных структур как на федеральном, так и территориальном уровнях, а также корпоративных, коммерческих и общественных организаций систематически и в массовом порядке запрашивающих ту или иную информацию от природопользователей. Большинство из этих организаций имеет необходимые полномочия по запросу сведений или эти полномочия до конца не определены. Последнее, однако, не мешает регулярно запрашивать самую разнообразную информацию.

За последние шестнадцать лет на официальном государственном уровне не было проведено ни одного единовременного (сплошного или выборочного) статистического наблюдения, которое бы дополняло текущую природно-ресурсную и природоохранную отчетность и отвечало хотя бы на часть перманентно возникавших проблем.

Более чем на пятнадцать лет растянулись попытки организовать приемлемый учет и статистическое наблюдение за обращением отходов производства и потребления. Данная работа, к сожалению, не была завершена к началу 90-х гг. В 1992-2007 гг. усилия в этом направлении были разрознены и непоследовательны по форме, методологически и организационно не обеспечены по существу. О фактической ситуации и о статистических тенденциях ныне имеется смутное представление. В выступлении Президента Российской Федерации В.В.Путина на заседании Совета Безопасности Российской Федерации 30 января 2008 г. отмечалось, что темпы роста образования токсичных отходов достигают 15-16 % в год [13]. Одновременно, по данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2006 году», утвержденного Правительством страны в июле 2007 г., количество образовавшихся в России отходов I – IV классов опасности (токсичных отходов) в 2006 г. уменьшилось по сравнению с 2002 г. на треть [14, с.224].

Ощутимо обострилась ситуация с достоверностью статистики в традиционно сложных для учета сферах – лесопользовании и рыболовстве, а также в экспорте соответствующей продукции.

Имеющиеся официальные данные о вырубке и заготовке (вывозке) древесины, также как об объеме улова рыбы в целом по стране оспариваются на самом высоком уровне. Расхождения приводимых официальных цифр составляют 20-30 % и более (ситуация, немыслимая в 70-80 гг. ХХ в. или в более ранние периоды).

Одна из главных проблем в настоящее время – это снижение востребованности объективных статистических данных со стороны руководящих и общеэкономических органов Российской Федерации. В состав последних входит не только Минэкономразвития России и Минфин России. На низком уровне используется соответствующая информация в МПР России, Ростехнадзоре и в других министерствах и ведомствах. Налицо слабая заинтересованность в анализе многих тенденций, вскрываемых статистикой ОПС.

К сожалению, продолжается вольное обращение со статистическими данными на весьма высоком уровне. Причем это происходит зачастую не по принципиальным причинам (например, из-за разных подходов к организации и методологии учета), а в результате неадекватного отношения к излагаемым материам. В частности, в конце 2007 г. на заседании Правительства страны был заслушен доклад о результатах работы системы Министерства природных ресурсов Российской Федерации в 2006 г. и основных направлениях деятельности на 2008 - 2010 гг. В докладе утверждалось, что «на долю нашей страны приходится пятая часть воды планеты Земля». Этого не может быть, поскольку вода Мирового океана пока не поделена между отдельными странами. Также было отмечено, что «природно-ресурсный комплекс России обеспечивает 1,5 миллиона рабочих мест». Однако, по официальным данным в стране в 2006 г. среднегодовая численность занятых на объектах, относимых к виду деятельности «Добыча полезных ископаемых», составила 1,0 млн. человек, «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» – 7,1 млн. человек, «Рыболовство и рыбоводство» – 0,15 млн. человек. Кроме того, в водном и водопроводно-канализационном хозяйстве, геологоразведке, природоохранной деятельности, гидрометеорологии и т.д. занято еще около 1 млн. работников. Ошибочным являлось утверждение, что «впервые за 15 лет в России созданы 1 заповедник и 4 национальных парка». По официальным данным с 1992 г. по 2000 г. в Российской Федерации созданы более тридцати государственных заповедников и национальных парков; их общая площадь значительно превышает 10 млн. га (территория средней европейской страны). Имеются и другие неточности.

Укрепление общегосударственного регулирования природно-ресурсной и природо-охранной сферы будет во многом зависеть от восстановления роли статистики ОПС, правильности ее организации, адекватности стоящим проблемам и способности оперативно содействовать их решению в меру своих возможностей и других факторов. В этой связи требуется оценить практические возможности, открывшиеся после принятия в ноябре 2007 г. Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Статистика окружающей природной среды должна занять в общем информационном обеспечении управления экономикой и социальной сферой подобающее место.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.