Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности иллюстрирования изданий разных типов



В каждой газете складывается своя система иллюстрирования. Определяют обязательные виды – жанры иллюстраций, представленных в каждом номере издания, и жанры текстовых публикаций, сопровождаемых определенными видами иллюстраций. В массовых изданиях к таким обязательным иллюстрациям чаще всего относят фоторепортаж, фотопортрет, реже публикуют фотоподборку, еще реже – фотообвинение и фотопейзаж. Коллажи появляются лишь в тех изданиях, где в редакции работают специалисты-коллажисты. Рисованные портреты и зарисовки выходят на газетные полосы обычно в специальных – целевых, праздничных выпусках. Зато диаграммы и графики публикуют в газетах всех типов, кроме детских, разумеется, почти в каждом номере. А карикатура и шарж стали желательными видами иллюстраций на газетных страницах, отводимых для сатирических публикаций, как «16-я полоса» в «Литературной газете» или сатирических приложениях к газетам. Однако если в отделе иллюстраций редакции есть талантливый художник, его рисунки смогут стать обязательной иллюстрацией в большинстве номеров издания. Так, в течение нескольких лет каждый номер «Литературной газеты» открывался большим сатирическим рисунком ее главного художника М. Златковского, посвященным политической или экономической ситуации в стране.Иллюстрирование современного печатного периодического издания облегчается с переходом редакции к использованию новейших технических средств в процессе подготовки и выпуска номера. Сканеры позволяют быстро готовить для газеты иллюстрации любого типа и вида, изменять их размеры, легко решать проблемы, связанные с необходимостью публикации иллюстрации нестандартного размера, ее размещения в тексте и т.д. Конечно, особенности технического оснащения редакции серьезно влияют на иллюстрирование печатного издания.В принципе нет иллюстраций, противопоказанных любому периодическому изданию, но их выбор, предпочтение и использование определяются типом издания, его уровнем, квалификацией и опытом иллюстраторов и, не в последнюю очередь, его технической базой.

  1. Что такое заголовочный комплекс и что в него входит? Какие требования предъявляют газетному заголовку?

Заголовки публикаций в газете – неотъемлемый элемент ее дизайна. От их характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Важнейшая их функция – привлечение внимания читателя. Заголовки помогают ему быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес. Умение оформителей газеты использовать заголовки в очередном номере часто определяет решение читателя – прочитать те публикации, заголовки которых возбудили в нем интерес, или отложить номер в сторону. Газетная практика дает многочисленные примеры того, как в результате неудачного выбора и оформления заголовков резко снижается воздействие важных выступлений газеты на читателей: содержательную статью с неправильно выбранным, невыразительным, неграмотно оформленным заголовком не замечают. И наоборот, яркий заголовок, привлекший читателя своим содержанием и формой, побуждает прочитать следующий за ним текст или рассмотреть стоящую под ним иллюстрацию. Он играет роль крючка, заглотнув который, читатель знакомится со своим «уловом» – всей публикацией.

Заметим, что еще в начале XIX в. тексты в газетах печатались без заголовков. В начале каждого сообщения обычно указывали лишь географический пункт – название города, откуда оно пришло, и дату его направления в редакцию. Впервые заголовки стали обозначать на первой странице номера в своеобразной афишке-указателе, где сообщали о его материалах. Постепенно некоторые из этих заголовков переходили и на другие страницы номера, где ставились над важнейшими сообщениями и статьями.Сейчас почти все тексты и многие иллюстрации публикуют с заголовками. Исключение составляют небольшие информационные сообщения и заметки, сгруппированные в подборку. Тогда над ней ставят общий заголовок – рубрику, обозначающую главную тему этих публикаций или другой общий для них признак.Таким образом, заголовок сейчас представляет собой органичный первый элемент текстовой публикации, неразрывно с ней связанный, более того – вытекающий из ее содержания. В.Г. Короленко в одном из своих писем подчеркивал: «Заглавие должно до известной степени предупреждать о содержании». Поэтому заголовок требует к себе постоянного внимания – как авторов публикаций, так и особо сотрудников газетного секретариата и других журналистов, занятых подготовкой очередных номеров газеты. И не случайно в процессе подготовки номера столь часто меняют заголовки некоторых материалов, которые дали им их авторы, – руководители редакции стремятся найти самые удачные варианты заголовков, которые должны привлечь внимание читателей. Многим публицистам известны «муки заголовка», связанные с поиском названия для статьи, репортажа или другого журналистского произведения. Каждый находит заголовок по-своему: одни определяют его, лишь завершив текст; другие предпочитают сначала дать своему будущему выступлению заголовок – иногда условный, который как бы дает направление всей работе, и затем уточняют его в соответствии с завершенным материалом; третьи ищут его в течение многих часов, а то и дней, советуясь с коллегами по редакции...Профессиональное мастерство работы с заголовками включает и выбор различных их видов при размещении и оформлении текстовых и иллюстрационных материалов на полосах номера. К этим видам относятся обыкновенный заголовок и подзаголовок, шапка и рубрика. Каждый из них играет определенную роль в номере. Обыкновенный заголовок дает первичное представление о теме и содержании публикации. Подзаголовок – чаще всего тематический – уточняет, поясняет, иногда развивает стоящий над ним заголовок. Он может указывать и характер газетного выступления, источник получения информации (например, от нашего собственного корреспондента) и др. Внутренний подзаголовок – название раздела, части крупного текста.Важную роль играет рубрика, которую обычно размещают над основным заголовком (тогда ее иногда называют надзаголовком) или сбоку от него. Обычно она указывает на раздел или тематический блок газеты, где помещают текст или иллюстрацию (тематическая рубрика). Но рубрику используют и для уточнения жанра публикации.Иногда для объединения материалов, занимающих целую полосу или большую ее часть и посвященных общей теме, используют шапку, как бы накрывающую сверху все публикации, стоящие под нею.Заголовки применяют отдельно или в сочетании друг с другом. Нередко они образуют заголовочный комплекс, в который входят заголовки разных типов. Главный, обыкновенный заголовок дает представление о содержании публикации. Подзаголовок конкретизирует содержание заголовка. Рубрика определяет тематическое направление или характер текста. Нередко к ним присоединяется так называемый лид – первый вводный абзац публикации, содержащий опорный факт сообщения. Такой заголовочный комплекс дает читателю достаточное представление о теме и содержании текста.Воздействие заголовка на читателя в немалой степени зависит и от его технического оформления – размещения на газетной полосе и постановки над текстом, сбоку от него или даже в его центре, от возможного его разделения на строки, величины и яркости заголовка – выбора гарнитуры титульного шрифта, его кегля, насыщенности и других характеристик. Переход в редакциях к компьютерному набору и верстке газет открыл возможности быстрого решения на высоком профессиональном уровне всех задач и проблем, возникающих на этом направлении подготовки газетного номера. Знания, необходимые для этого, дает специальный курс производства и оформления печатных периодических изданий.

Заголовки публикаций разных типов и жанров.В процессе редакционной практики возникли своеобразные стереотипы использования заголовков различных жанровых публикаций разных типов. Так, для новостных информационных заметок характерно вынесение в заголовок опорных фактов, цифровых данных и тому подобных данных. Например: «Столкновение автобуса с поездом», «Два кандидата на один пост» и т.п. Заголовки интервью часто представляют собой цитату из ответа интервьюируемого на вопрос журналиста. Например: «Экономические мифы не вечны» (из интервью с экономическим советником президента). Для репортажей, зарисовок, очерковых публикаций характерны образные заголовки, использование в них пословиц, поговорок и тому подобных оборотов. Например: «Звезды и Млечный путь» – заголовок очерка в «Известиях» о ветеране Великой Отечественной войны, «Игры с плавающим Кашпировским» – заголовок репортажа в той же газете о встрече журналиста с обитателями дельфинария.

Однако, выбирая слишком образные, усложненные заголовки, газетные оформители нередко совершают ошибку: соревнуясь в оригинальности заголовков, они достигают обратного эффекта. Просматривая свежий номер газеты, читатель может отказаться разгадывать непонятные ему заголовки и пройти мимо важных публикаций. Газетный заголовок должен быть понятен любому читателю – об этом требовании нельзя забывать ни журналисту, занятому поиском названия для своего произведения, ни сотруднику редакционного секретариата, готовящему этот текст к публикации.Другая ошибка в оформлении заголовков связана с использованием в газете дополнительного цвета. Цветной заголовок – красный, зеленый и т.п. – резко выделяет публикацию на газетной полосе. Однако этим приемом при оформлении газеты следует пользоваться осторожно. Если на полосе все заголовки или их большинство будут выделены дополнительным цветом, это приведет лишь к пестроте оформления. Выделить все – значит не выделить ничего. Опытные оформители применяют дополнительный цвет для выделения лишь одной-двух важнейших публикаций на полосе, концентрируя, таким образом, на них внимание читателей.Стиль заголовков в газете – одно из ее отличий от других периодических изданий. Этот стиль не следует менять в течение достаточно длительного времени. По стилю заголовков публикаций, как и по другим особенностям дизайна издания, постоянный читатель может узнавать свою газету, даже не глядя на ее название.

  1. Каковы критерии отбора информации для номера? На основании каких документов и принципов он осуществляется?

Процесс подготовки и выпуска номера печатного периодического издания делится на несколько этапов. Это подготовка информации, формирование номера и наконец его выпуск.

В свою очередь подготовка журналистской информации, предназначенной для определенного номера газеты, подразумевает три последовательных операции: отбор информации, ее редактирование, техническую подготовку к публикации.

Важнейшее значение имеет отбор информации.Он производится в отделах редакции и в ее секретариате. Информацию может отбирать и ведущий редактор номера, отвечающий за его содержание. Отбор этот идет с использованием нескольких основных источников. Первый из них – оперативная информация, доставляемая корреспондентами и собкорами редакции, а также информационными агентствами. Второй источник – запас готовых материалов, хранящихся в «портфелях» отделов и секретариата (сюда относится и «загон» – уже набранные и даже сверстанные блоки, подборки, тематические полосы и другие тексты и иллюстрации, хранящиеся в электронной памяти редакционных компьютеров или, при отсутствии последних, в типографии).

Вся эта информация может быть плановой – соответствовать плану номера – или внеплановой. К последней относится большая часть оперативной информации. Не случайно в графике выпуска номера газеты предусматривается возможность направления в срочный набор определенного объема информации, поступившей в редакцию во время верстки номера.Отбор информации для очередного номера – ответственная операция. Он производится на основании определенных документов и критериев. Такими документами является содержательно-тематическая модель издания, иногда конкретизируемая в моделях номеров, выпускаемых в разные дни недели или разные недели месяца. План номера – очередная ступень этого процесса конкретизации.Не менее важны и критерии отбора информации – ее новизна, оперативность, общественная значимость и актуальность. Для журналистов и их читателей наибольший интерес представляет та информация, которая содержит элемент новизны, – сообщает новость, ранее неизвестное или новое об уже известном. И, разумеется, оперативно, без задержек поступает к читателям.Однако, если содержание информации не представляет интерес для всей аудитории периодического издания или хотя бы для какой-то значительной ее части, если низок уровень общественной значимости этой информации, нет оснований для ее выхода в номер. Поэтому всегда учитывают так называемую масштабность информации, соразмеряя ее значение с размерами аудитории периодического издания и её интересами. Столь же важно определить и степень актуальности информации – время, в течение которого она может сохранить интерес для читателей.В ходе отбора информации учитывается и ее компоновка в номере. Избегают тематических, содержательных и формальных повторов, нежелательных смысловых и графических сочетаний, состыковок и пр. Контролируется «география» информации, состав подготовивших ее авторов и другие факторы. В одном номере нежелательно скопление сообщений из какого-либо одного региона или, наоборот, региональное «зияние». Желательно избежать и соседства на одной и той же полосе номера нескольких подписных материалов, созданных одним автором, обычно их разводят если не по разным номерам, то хотя бы по разным полосам номера. Перед журналистами, компонующими очередной номер газеты, стоит задача обеспечить сочетание целеустремленности его содержания с его разносторонностью и разнообразием. Лишь мастерство журналистов, их профессиональный и жизненный опыт помогают найти оптимальный вариант, наилучшее сочетание разнообразной информации, вошедшей в номер.

  1. Какие методы организации материалов номера вы знаете?

Главные методы организации материалов номера – их систематизация, концентрация и выделение. Под систематизацией мы понимаем разделение всей массы материалов, отобранных для номера, на несколько частей. В каждой из них сосредоточиваются тексты и иллюстрации, объединяемые по какому-то общему признаку – теме, региону, времени описываемых событий, источнику информации, жанру публикаций, аудитории, которой они предназначены, и др. В результате они становятся организованной системой публикаций. Каждый из ее элементов-частей может представлять собой крупный тематический блок – раздел выпуска или же объединять несколько разделов.

Далее наступает очередь концентрации материалов. Она заключается в их группировке и размещении: в одном разделе, рубрике номера, на одном месте, скажем, на одной полосе газеты. В результате публикации, близкие по теме или по времени события, не разбрасываются по страницам номера, их частям, а сосредоточиваются на одной странице или даже на одной ее части. При постоянстве композиции номера – размещении его материалов – за таким их объединением под постоянной рубрикой закрепляется постоянное место. Это имеет немалое значение для читателей, облегчает поиски интересующей их информации, экономит время. Например, любитель спорта не будет просматривать все страницы номера в поисках спортивных публикаций, а сразу раскроет известную ему страницу, где всегда под привычными для него рубриками размещают спортивные новости.В каждой из таких групп публикаций производится дальнейшая их организация – выделение по значению, важности информации. Устанавливают основные, главные тексты, например, проблемные статьи, корреспонденции, очерки и иллюстрации. Их дополняют другими материалами, освещающими различные стороны проблемы, сообщающими подробности и детали события. Важнейшие по значению, самые актуальные разделы номера выделяют – выносят на первую страницу, разверстывают на самых выгодных местах полосы, заключают в рамку и т.д. Те же средства выделения применяют и по отношению к материалам каждого раздела. Важнейшие из них выносят вперед, набирают на нестандартный формат, дают крупные броские заголовки и т.д.В конечном счете все методы организации материалов выявляются при использовании приемов объединения и выделения. Заметим, что выделение публикаций нередко достигается путем их контраста, противопоставления, а также с помощью различных полиграфических средств – набором текстов разными шрифтами и др.

  1. Какие формы подачи материалов вы знаете?

В результате организации материалов номера путем их объединения возникают различные формы их подачи на газетных страницах. Редакционная практика знает множество таких форм. В зависимости от основы формирования их можно разделить на несколько групп.

 

Первым таким основанием являются масштаб и размер объединения материалов. Они дают количественную характеристику формам их подачи. Наименьшим масштабом объединения обладает подборка – старейшая и простейшая форма подачи материалов в газете. В подборку входят минимум две публикации. На одной полосе могут находиться несколько подборок различного масштаба и размера. Разделы и рубрики номера компонуются чаще всего в форме подборок.

 

Если масштаб и размер подборки в газете оказываются недостаточными для достижения цели, стоящей перед редакцией, их увеличивают до целой полосы. В результате в газетном номере используют различные формы подачи материалов, в основе которых лежит специальная полоса – тематическая, целевая и др. Дальнейшее увеличение размера объединения приводит к возникновению разворота – соединению воедино двух внутренних смежных полос. Особенно часто разворот применяют в малоформатных газетах – районных, городских и т.п. Обращаясь к развороту, журналисты, работающие в этих газетах, преодолевают недостатки, связанные с малым форматом периодического издания.

 

При необходимости масштаб и размер объединения материалов охватывают целый номер, полностью посвященный какой-либо одной теме или одному региону. Наконец, объединение материалов может даже выходить за границы номера и принимать форму цикла или серии публикаций, посвященных одной теме или проблеме и печатающихся в нескольких номерах газеты. Пример – цикл корреспонденции Анатолия Аграновского, публиковавшихся под одной рубрикой «Письма из Казанского университета» в нескольких номерах «Известий».

 

Второе основание объединения материалов и образования форм их подачи предполагает их качественную характеристику. Чаще всего таким основанием оказывается общая тема (или тематическое направление). В этом случае в газете формируются тематические подборки под рубриками «Собственность», «Дневник искусств», «Криминал» и др., тематические страницы и тематические развороты, иногда даже тематические номера.

 

Нередко общим признаком, на основании которого происходит объединение материалов, становится время, к которому относятся описываемые события. В газетах тогда появляются подборки под новостными рубриками: «Новости», «Пульс недели», «В последний час» и т.п. Входящие в них тексты и иллюстрации обычно посвящены самым разным темам. А накануне юбилеев и других подобных им памятных дат основой объединения материалов и возникновения форм их подачи кроме временного фактора становится цель публикации. Разумеется, цель всегда определяет характер организации материалов в номере при любом виде их объединения. Но в некоторых случаях она сама становится непосредственным поводом для группировки, объединения и выделения материалов в номере. В основе формирования целевой подборки, страницы, разворота, целого номера тогда лежит стремление отметить всенародный праздник, например очередной День Победы или приход Нового года.

 

Целевой характер имели и обменные страницы, появлявшиеся ранее в местных – областных, городских и районных газетах. Обычно такие страницы готовились в редакциях двух газет, выходивших в соседних регионах. Цель их публикации – рассказать читателям о жизни в соседнем городе или районе, популяризировать опыт разрешения схожих проблем.

 

Объединение материалов в газете очень часто производят на региональной основе. Публикации, входящие в такую подборку, полосу или разворот, освещают события, происходящие в границах города, района, области или другого региона. В столичных общефедеральных газетах все публикации делятся по этому основанию на две части – информация о жизни внутри нашей страны и за ее рубежами. В каждой из этих частей производится объединение материалов по меньшим регионам – округам, республикам, краям и областям, иногда и по крупным городам. По региональному признаку формируются целые разделы и рубрики: «По России», «Заграница», «В нашей области», «Соседи» и др.

 

В качестве основы объединения материалов иногда выступает источник информации. Тогда в газете появляются подборки и даже полосы под рубриками «От наших собственных корреспондентов», «Информационные агентства сообщают» и др. Если одним из важнейших источников информации для газеты становится редакционная почта, часть писем читателей публикуют в подборках под рубриками «Нам пишут», «Письма наших читателей» и т.п. Редакция еженедельника «Аргументы и факты» регулярно выпускает номера, полностью заполненные ответами на вопросы, содержащиеся в письмах читателей.

 

Нередко в газетах можно встретить подборки, материалы которых объединяются по жанру публикаций – заметок или, реже, репортажей, небольших интервью.

 

Одно из важнейших оснований объединения материалов в номере – аудитория периодического издания. Большая часть публикаций в общественно-политической газете рассчитана на всех читателей. Однако остальные публикации направлены на читателей, представляющих какую-либо социальную группу, входящую в аудиторию, – возрастную, профессиональную и др. Это приводит к созданию в газете специальных разделов и рубрик. На этой основе создаются и различные спецвыпуски газеты.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.