Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Модель познания внешнего мира интеллектом



 

возрастает или теряется. Память второго уровня носит магазинный (кассетный) характер, и "вес" информации определяется местом в кассете: чем выше "вес", тем ближе к началу магазина расположена информация. Кроме блока гипотез и магазинной памяти первый уровень имеет экстраполирующий механизм, пытающийся выработать прогноз развития ситуации в окружающей среде. На третьем уровне аналогичному анализу подвергается информация от первого и второго уровня. Теперь определяются причинно-следственные связи не всей информации, полученной из внешней среды, а лишь той ее части, которая имеет больший вес. Ясно, что при этом происходит обобщение понятий об окружающей среде. Например: береза, ель, клен дерево; дерево, трава, кустарник растение; растение, животное живой организм; живой организм, камень, туча объект природы.

Наряду с обобщением определяются причинно-следственные связи. В этом – суть модели осмысления ситуации.

Надо сказать, что процессоры, с помощью которых организована работа уровней для создания гипотез, пользуются программами и информацией, заложенной в долгосрочной памяти. Долгосрочная память является аналогом условных и безусловных рефлексов.

У человека процесс осмысления информации находится под неусыпным вниманием зон мозга, отвечающих за эмоциональное реагирование – чувства опасности, агрессивности, жажды, любви, сострадания, сна и многих других. При необходимости эти чувства вмешиваются, прерывая размеренный процесс осмысления и побуждая человека к немедленному реагированию. Однозначной модели реакции человека на внешние раздражители нет – различные психологи исходят при этом из своих моделей.

На рисунке 6.7 дана блок-схема программы, реализующей на компьютере модель эмоционального воздействия на поступки личности [25]. В постоянной памяти модели хранятся эталоны классов ситуаций, заранее туда занесенные. В блоке распознавания ситуаций производится на основании сравнения данных о реальном явлении с эталонным и его ранжирование.

 

Распознавание ситуации
Эмоциональная акция
Выбор действия
Постоянная память
Кратковременная память
Обучение
Ситуация действие

 

отклик

Рис. 6.7

Структура модели эмоциональной реакции на сигналы внешнего мира

Возможны три варианта: 1)соответствие одному из эталонных; 2)соответствие нескольким эталонам; 3)неизвестная ситуация. Оценка классов ситуаций подается в блок "эмоциональная реакция". В этом блоке заложено три вида эмоций – радость, страх и гнев. Все эмоции по своей силе состоят из десяти градаций – от 0 до 9. При этом числа первой эмоции берутся со знаком плюс, а числа второй и третьей – со знаком минус. Правильно оцененной ситуацией считается такая, которая вызывает появление числа одной из эмоций, значительно превышающего по абсолютной величине оба других числа.

Программа предусматривает оценку эмоций в динамике, т.е. за несколько мгновений до и спустя несколько мгновений после основной оценки. Именно такая комплексная оценка и определяет выбор действия. Имеется три типа действия, которые выбирает модель: убегание, исследование (дальнейшее) ситуации, нападение. Активное проявление действия зависит от числа – «веса» эмоции: чем больше «вес», тем интенсивнее реакция.

Разумеется, это очень простая модель. Однако ее создание позволяет положительно решить еще один вопрос создания искусственного интеллекта – учет эмоционального воздействия на мыслительный процесс.

Наиболее сложной проблемой является алгоритмизация творческой деятельности человека. Тем не менее, и в этом направлении достигнуты немалые результаты. Достаточно хорошо известны программы по созданию музыкальных мелодий, стихотворных этюдов. Разработаны программы, позволяющие на ЭВМ создавать новые технические конструкции. Например, одна из них основана на так называемом матричном методе поиска новых конструктивных решений. Сводится она принципиально к тому, что выбирается два класса признаков какого-то типа изделий. Например, у измерительных приборов выбирается класс параметров, которые они измеряют – давление жидкости или газа, растяжение или сжатие материала, сила тока, высота акустического сигнала и т.п. Все эти параметры записываются в виде столбца. Далее выбирается класс физических принципов, на которых базируется действие прибора. Например, растяжение или поворот пружины, магнитное взаимодействие катушек, эффект Холла, ультразвук и т.д. Все это записывается в виде строки. Продолжая линии разделения каждой клетки столбца и каждой клетки строки соответственно вниз и вправо, получают матрицу. В этой матрице крестиками отмечают клетки на пересечении тех параметров, которые уже использованы в существующих приборах. Оставшиеся клетки позволяют создать новые приборы для измерения каких-либо величин, основанных на еще не применявшихся принципах. Кроме этого в программу вводят поиск оптимума какого-либо показателя качества, например, минимум массогабаритных свойств, или максимум КПД, или минимум погрешности. Эта подпрограмма позволяет оценить, лучше или хуже будет "придуманный" машиной новый прибор.

Интересные алгоритмы творческой деятельности предлагаются в [97]. В [74] анализируется возможность создания такого аппарата, который сможет воспроизвести все качественные стороны интеллекта человека. При этом автор – известный специалист в области физики и кибернетики – утверждает, что это невозможно по той простой причине, что компьютер осуществляет лишь те функции мозга, которые так или иначе связаны с вычислением. В то время, как мозг рождает образы и идеи, не обязательно поддающиеся алгоритмизации, а, следовательно, не воспроизводятся с помощью пусть даже очень сложных вычислений. Например, там приводится шахматная позиция, данная на рисунке 7.7.

На этом рисунке изображена позиция, при которой черные фигуры имеют подавляющее преимущество – две ладьи, слон и восемь пешек против восьми пешек белых. Ставится задача: как следует действовать белым, чтобы свести партию к ничьей? Ответ очень прост – только ходить королем, причем любым образом (естественно, не ставя его на те клетки, где ему грозит «шах» от черных пешек), и ни в коем случае не поддаваться искушению полакомиться «подарком» – жертвой ладьи. Действительно, в этом случае «железобетонная» ограда из белых и черных пешек разрушается и фигуры черных – ладья и слон – вторгаются в «крепость» белых и ловят их короля. Надо полагать, что любой, достаточно опытный, даже средний шахматист, догадается выбрать предложенную выше стратегию, причем без особых умственных усилий. В то же время создать компьютерную программу, которая бы «догадалась» до такой стратегии, считает автор, невозможно.

Рисунок 6.8.

Шахматный этюд, не поддающийся, по мнению [97],

алгоритмизации.

 

Следует усомниться в подобного рода доказательстве. Дело в том, что компьютер в состоянии в кратчайший срок просчитывать тысячи вариантов развития событий, причем, как показывает практика, на 10 и даже более ходов вперед. Нетрудно представить себе развитие шахматных алгоритмов, которые смогут в ближайшее время рассчитать катастрофические последствия для белых другого хода – поедание пешкой b4 ладьи а5. Конечно, в отличие от человека компьютер найдет правильное решение путем пересчета многих вариантов. Но все-таки найдет, и тем самым довод автора будет опровергнут. Поэтому утверждать, что все алгоритмы деятельности головного мозга – а их за многие миллионы лет эволюции живых организмов накопилось много десятков, и даже сотен тысяч, нельзя перевести в компьютерные программы, было бы ошибкой.

Пожалуй, единственной особенностью работы мозга, которую вряд ли можно будет алгоритмизировать, является формирование цели деятельности. Хотелось бы пояснить, о чем идет речь, на примере игры в шахматы человека и компьютера. У человека есть цель выиграть, он радуется или расстраивается в зависимости от результата игры. Компьютер лишь выполняет заложенную в нем программистом последовательность вычислений. Если она реализуется – компьютер выигрывает, то радуется не он, а заложивший в него программу человек. Самому же компьютеру это все равно. Возникает вопрос – а сможет ли когда-нибудь человек заложить в процессор компьютера программу по выработке цели?

Ответ на этот вопрос вряд ли может быть однозначным. Ясно, что те цели, которые уже известны людям, можно заложить в память компьютера. Более того, можно найти обобщающийся алгоритм выработки подобного рода целей. Но человек вырабатывает все новые и новые цели упорядочивания природы. Например, те, кто в двенадцатом веке пытались понять природу электромагнетизма, просто не могли ставить перед собой цель использовать электромагнитные волны как средство навигации для водителей машин или использовать мобильные телефоны для получения информации из Интернета.

Главным органом – генератором новых идей является внутренний мир, душа человека. О том, как она возникла и функционирует, сказано выше. Поэтому поставленный в [74] вопрос следует переиначить в такой – будет ли когда - нибудь создан компьютер, обладающий своей «душой», своим непрерывно функционирующим внутренним миром. Пока таких информационных программ не создано и ни одна фирма компьютерных программ даже не знает, как подойти к решению этой проблемы.

Вот почему, по крайней мере, в обозримом будущем вряд ли появятся технические средства, способные осуществлять не только задания людей, но и самостоятельно формулировать задания такой же сложности, что и естественный интеллект.

Существует еще одна проблема, связанная с будущим искусственного интеллекта: сможет ли он воспроизводить устройства, себе подобные? Как, например, сам человек в состоянии воспроизводить себе подобных. Более, того, путем обучения интеллект последующих поколений существенно превосходит таковой предыдущих. Ответ на этот вопрос дает так называемая теорема фон Неймана (см.§5.4). Ответ этот положительный.

И, наконец, еще одна проблема – нравственная. Будет ли создаваемый человеком искусственный интеллект продолжать, пусть со всякого рода извилинами и срывами, упорядочивать окружающую его природу, или найдется такой злонамеренный гений, который создаст всеразрушающий интеллект? Или еще один весьма печальный вариант развития – искусственный интеллект превратит всех людей в своих рабов, некое подобие домашних животных?

Наметившиеся в настоящее время тенденции в массовом использовании информационной техники позволяют достаточно правдоподобно прогнозировать ответы на оба вопроса.

Действительно, находятся такие достаточно способные в программировании люди, которые стремятся всячески противодействовать использованию компьютеров по их прямому назначению – существенно повышать возможности интеллекта в деле освоения природы. Поэтому, действительно, можно допустить создание всякого рода злодеев – киборгов, «терминаторов» - злодеев, стремящихся реализовать конец света, ликвидацию цивилизации. Но, как известно, в противовес изобретателям всякого рода компьютерных «вирусов» создаются сверхсовершенные антивирусные, антихакерские и прочих «анти» лаборатории. Вот почему наиболее вероятным следует считать такое развитие искусственного интеллекта, при котором он и дальше будет обеспечивать ускоренное развитие (упорядочивание) окружающего человека пространства.

Что касается второго вопроса – возможности подчинения аппаратами искусственного интеллекта человека, то и здесь наблюдаются весьма неблагоприятные для последнего тенденции. Разве мы не наблюдаем сейчас, как многие люди, особенно молодые, находятся буквально в наркотической зависимости от компьютера или мобильного телефона? Что это, как не признак духовного порабощения естественного, человеческого интеллекта искусственным интеллектом? Но нельзя не отметить и другой, противоположный тенденции – люди с сильной волей стремяться, наоборот, все более и более подчинить себе созданный ими самими интеллект.

Поэтому и здесь в будущем следует ожидать поляризацию двух противоположных тенденций – явного порабощения, подавления воли одних людей искусственным интеллектом и развития (надо полагать и численного умножения) людей, способных, наоборот, превращать аппараты искусственного интеллекта в своих эффективных помощников.

Исходя из сказанного, можно с полной уверенностью утверждать, что создание искусственного интеллекта технически возможно, а концептуально неизбежно, так как обеспечивает скачок развития природы на качественно новый уровень. Однако его существование без интеллекта человека – формирователя цели деятельности - невозможно так же, как самого человека – без живой природы.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

11. Интеллектуальные системы:

11.1.Что такое интеллектуальная система?

11.2.Как в интеллектуальной системе осуществляется отрицательная связь?

11.3.Основные компоненты интеллектуальной системы.

11.4.Из каких двух основных уровней состоит познание?

11.5.Критерии истинности знаний.

11.6.Что такое самопознание?

11.7.Что такое творчество? Из каких двух частей состоит творчество?

11.8.Что такое тезаурус? ч

11.9.Что такое мировоззрение?

11.10.Роль воли в интеллекте.

11.11.Чем принципиально труд человека отличается от труда животных?

11.12.Что такое рутинный и творческий труд?

11.13.Является ли интеллект инстинктом?

11.14.Как и почему поведенческий инстинкт развился в интеллект?

11.16.Как интеллект связан с другими инстинктами?

11.17.Какой инстинкт у человека главный?

11.18.Чем сознание отличается от подсознания?

11.19.Что такое сверхсознание?

11.20.Как инстинкты человека воздействуют на деятельность интеллекта (сознание)?

11.21.Когда и как возник интеллект?

11.22.Главный признак возникновения интеллекта.

11.23.Основные этапы развития интеллекта.

11.24.В чём основное преимущество монотеистической религии по сравне­нию с политеистической (языческой)?

11.25.Почему европейцы открыли Америку, а не наоборот - индейцы Евро­пу?

11.26.Как канонические монотеистические религии относятся к науке?

11.27.Когда и как наука заняла доминирующее положение в развитии интел­лекта?

11.28.В чём суть научно-технической революции?

11.29.В чём совпадает и чем отличается искусственный интеллект от естест­венного?

11.30.Может ли искусственный интеллект существовать без естественного? Может ли первый стать доминирующим по отношению ко второму?

11.31.Что такое ноосфера?

 

 

Глава седьмая. Социальные системы. Цивилизация.

Ноосфера

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.