Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Творчество. Духовная жизнь человека



Основной формой деятельности головного мозга человека является творчество, рождение идей. Прежде чем начать действовать, вторгаться в жизнь природы, человек создает модель будущей ситуации в уме. Одновременно продумывается схема действий. Впрочем, деятельность мозга сложнее, нежели разработка способа преобразования природы, но именно она определяет его работу.

Таким образом, творчество – придумывание будущей ситуации (объекта, явления) и продумывание шаг за шагом (step - by - step) пути перехода от настоящего к будущему.

Под будущей ситуацией следует понимать самые разнообразные явления и объекты, отстоящие от настоящего на различные временные отрезки. Остановимся лишь на некоторых из них. Например, историк или археолог, изучающие события давно минувших лет. Казалось бы, их творчество не подпадает под приведенное выше определение. Однако, более тщательный анализ убеждает нас в справедливости данного выше определения. Ведь чего они добиваются своими исследованиями? Как убедить (в будущем) других людей в справедливости разрабатываемой ими гипотезы.

Пример второй. Руководитель (менеджер) продумывает пути развития своей фирмы. Ясно, что он представляет себе не одну, а несколько вариантов ее будущего. Ему предстоит выбрать наиболее оптимальный, наиболее успешный.

Пример третий. Игра в футбол. Здесь важно предусмотреть и придумать ситуацию в кратчайший срок, порой в считанные доли секунды.

Человек рождает идеи непрерывно. Степень их сложности и реализуемости определяется уровнем знаний и способностей данного индивидуума (тезауруса). Чем больше знаний у человека, больше навыков, тем сложнее и богаче внутренняя жизнь, тем более сложные и глубокие идеи он рождает.

Известно два вида творческой деятельности - интуитивная (образная) и логическая. Идеи, порожденные первым видом, богаче содержанием и оригинальнее. Однако степень их ошибочности, нереализуемости, выше, чем у второго. Идеи, рожденные логикой, безусловно, реализуемы, если, конечно, в ходе логических рассуждений не была допущена ошибка. А.Пуанкаре в своих трудах [5] указывал, что творчество является симбиозом двух этих видов. Ученый благодаря силе своей фантазии (интуиции) рождает новую идею (образ, модель), а затем с помощью логики обосновывает или отвергает ее.

Характерно, что за каждый из видов творчества отвечает свое полушарие – за образную деятельность – правое полушарие, а за логическую – левое.

Процесс создания идей, образов происходит непрерывно во время бодрствования человека. Внутри него возникает своя, невидимая окружающему миру жизнь души. По степени гармоничности она может превосходить и, как правило, превосходит ту жизнь, которая окружает человека. Поэтому в интеллекте (инстинкте сознания) заложено стремление реализовать возникшую в душе гармонию в окружающем физическом мире. Если при этом возникают затруднения (а они чаще всего возникают), человек испытывает дискомфорт. Дискомфорт человек испытывает и тогда, когда необходимость обеспечивать другие жизненные потребности, другие инстинкты, отвлекают его от интеллектуальной деятельности. Особенно если они связаны с рутинной, ничего не дающей для интеллекта деятельностью. Отсюда возникают проблемы свободы. Свобода – это возможность заниматься интеллектуальной деятельностью. При этом важно не только иметь свободное от рутины время, но и необходимые приборы, и, главное, знания.

З. Фрейд связывает понятие комфорта, удовольствия для человека не только с интеллектуальной деятельностью, но и с удовлетворением других инстинктов – питания, продолжения рода, сна и т.д. Это правильно. Но эти факторы комфорта присущи не только людям, но и другим высшим животным. Людям же – единственным на Земле носителям интеллекта – присуще главное, более структурно сложное, а потому более высокое поприще деятельности, дающее удовлетворение – это умственная деятельность. Состояние дискомфорта, невозможность реализации основного инстинкта порождает всякого рода негативные реакции, патологию психической деятельности.

Мировоззрение

Мировоззрение – это компонент интеллекта, смыкающийся с творчеством. Но если творчество – это стремление представить себе будущее окружающих человека объектов и явлений, то мировоззрение – это желание человека определить, увидеть мысленным взором свое собственное будущее, наметить средства и стадии его достижения.

Мировоззрение человека формируется на его собственных знаниях, на результатах процесса самопознания. В случае, если знания человека недостаточны для того, чтобы представить свое будущее, человек подменяет их верой. Вера основана на доверии к знаниям других, на принятии тех моделей будущего, которые ими предложены, без критического анализа. Иногда веру отождествляют с религией. Однако это не совсем точно. Религия – более широкое понятие. Она включает в себя попытку описать окружающий нас мир, т.е. элемент познания, наш внутренний, духовный мир, т.е. самопознание, подчеркивает, что назначение человека – не просто есть, спать, воспроизводить потомство и исполнять другие биологические функции, но и воздействовать на природу, быть её царём, управителем. Всё это побуждает мозг человека к творчеству. Следовательно, более правильно было бы назвать религию базовой формой проявления интеллекта. Вера же является главным компонентом религии, формирующим внутренний, духовный мир религиозного человека.

Другая форма мировоззрения – критический анализ имеющихся знаний с целью выработки наиболее правильного представления о будущем развитии природы и человечества. Это научный путь формирования мировоззрения. Наука, предметом которой является мировоззрение, именуется философией. Философская основа мировоззрения представляется предпочтительнее религиозной, так как основана на знаниях, полученных наукой. Следует отметить, что философские доктрины развивались сначала внутри религиозных течений и лишь в 16 ÷17 веке сформировались как самостоятельная деятельность интеллекта. И хотя родоначальниками философии были древние греки, до этого времени она не стала базовой мировоззренческой доктриной, т.е. основой развития интеллекта.

Суть этого перехода заключалась в том, что "поле деятельности" бога по мере накопления знаний всё более и более сужалось – он становился олицетворением упорядоченности природы, царящей в ней гармонии, ее законов. Ему даже было придумано иное название – "разум". Впервые такая формулировка прозвучала в трудах средневекового голландского философа Б.Спинозы. Именно его философская доктрина стала доминирующей для мировоззрения большинства ученых-естествоиспытателей 18, 19 и 20-го веков.

Многочисленные течения философии часто взаимно исключали друг друга, но среди них можно определить три основных направления. Первое, начало которому положил Б.Спиноза, признавало наличие объективной, независимой от сознания исследователей физической реальности. Эту реальность наука постепенно постигает, все ближе подвигаясь к истинному ее пониманию. Сама реальность, по мысли этих философов, включает в себя материальный, вещественный субстракт и самостоятельно от него существующую гармонию, обеспечивающую упорядоченность природы. Пространство и время определяются как "сцена", на которой разыгрывается драма природы. В той или иной степени этот подход разделяли впоследствии Д.Бруно, Декарт, Ньютон, Эйнштейн, из философов - Кант, Гегель, а из политологов – идеологи французской революции Вольтер, Руссо и Дидро. Главный вопрос – о цели человеческой жизни, о назначении человека – у этого направления естественно сводился к реализации всемирного разума, к максимальному упорядочению природы, к повышению ее гармонии.

Вторая ветвь связана с проблемой оценки истинности наших знаний об окружающей природе. Сторонники этого направления в центр мироздания ставят сам интеллект человека, а весь мир рассматривают как некоторые придуманные им схемы. Наличие объективных, не зависящих от сознания явлений их не смущает, так как они проводят параллель с математикой, в которой, как мы уже говорили, правила взаимодействия объектов, придуманных человеком, тоже не зависят от их "творца". Естественно, что главную цель существования интеллекта они видят в одном – в существовании мира вообще. Ведь если нет человека и его интеллекта, то нет и его творения – мира. Пожалуй, в наиболее отчетливом виде эту концепцию изложил в 18 веке Юм, а из физиков, наиболее последовательно поддержавших ее, следует назвать Маха и А. Пуанкаре. В идеологическом плане – плане взаимодействия людей друг с другом – это направление развивали Шопенгауэр, Ницше. Согласно учению первого, продолженному вторым, историю общества делают выдающиеся личности, принадлежащие к избранным нациям. Всем остальным людям и природе отводилась роль пассивных исполнителей их воли.

И, наконец, третья ветвь основана на том, что единственным компонентом природы является материя. Логика возникновения этого направления проста.

Монотеистическая религия исходила из того, что в мире есть две сущности – бог и материя. Но раз научные открытия опровергли мифы, связанные с существованием бога, значит, осталась одна материя. Так вместе с пеной был выброшен ребёнок. Перед материалистами возник вопрос – а как же быть с порядком, как быть с гармонией природы, с ее законами? Откуда они взялись? Сначала материалисты отмахнулись простым ответом – порядок либо возник в результате неведомого акта творения, либо существовал вечно. Оба этих соображения опровергались наукой – было установлено, что современный порядок возник в результате длительной эволюции. Законы, которые управляли природными явлениями на Земле многие миллионы лет назад, отличаются от тех, что управляют сейчас. Причём с течением времени они всё более усложняются, а природа становится всё более гармоничной.

Чтобы спасти идею об однокомпонентности природы, материалисты использовали диалектику, о чем было сказано выше. Но диалектика предполагает наличие в природе ещё одного компонента, помимо материи, – движения. Чтобы закамуфлировать такую логическую натяжку, материалисты объявили движение “свойством” материи, т.е. чем-то второстепенным. И свою доктрину объявили “диалектической материализм”, используя весьма лукавый прием софистики. Дело в том, что в человеческой речи прилагательное менее значимо, нежели имя существительное. Значит, диалектика – это пристяжная лошадка к главному компоненту природы – материи. О том, что и сама диалектика не согласуется с современной наукой, уже говорилось выше. Поэтому построенное на этой доктрине многоэтажное идеологическое и политическое здание рухнуло.

Как видим, из всех этих направлений мировоззрения главным, стержневым следует признать первое – направление так называемых "рационалистов". Нетрудно заметить, что вся структура современного естествознания исходит из того, что материя является не единственным, а одним из трех суверенных компонентов мироздания (что, в общем-то, и обосновано в данной работе). Поэтому и целью деятельности интеллекта следует признать то, что было сформулировано выше – создание гармонии, упорядоченности природы. С этой точки зрения деятельность композитора, создающего гармонию звуков, нельзя принципиально считать вторичной по отношению к деятельности лесоруба, деятельность конструктора по отношению к деятельности каменщика, художника – по отношению к маляру, ученого – по отношению к хлеборобу. Все эти виды деятельности оказываются качественно эквивалентны и различаются количественно – по величине созданной отрицательной энтропии, гармонии.

 

Тезаурус

Тезаурус – по-латински – сокровище [16]. Так древние римляне определяли главную ценность человеческого интеллекта – сплав его способностей и знаний, полученных в процессе обучения.

Например, учебник по высшей математике совершенно ничего не даст рядовому ученику первого класса. Точно также он вряд ли полезен для профессора математики. Первому потому, что у него нет необходимых знаний, чтобы понять содержание учебника, второму потому, что это содержание ему хорошо известно.

Если использовать применявшуюся выше аналогию интеллекта с компьютером, то можно тезаурусу поставить в соответствие вычислительные и периферийные возможности компьютера, емкость его памяти, а также набор сервисных программ. Ясно, что от информационного размера тезауруса зависит и масштабность творческой деятельности интеллекта, глубина и новизна идей, более яркий и разнообразный духовный мир.

Достаточно широко в повседневной практике используется тестирование с целью установления так называемого коэффициента интеллекта (IQ). На самом деле это тестирование позволяет оценить не интеллект в целом, а лишь способности и уровень знаний человека, т.е. его тезаурус. Характерно, что среднее значение этого коэффициента меняется [70] в возрасте от 6 до 14 лет, т.е. как раз тогда, когда у ребёнка растёт головной мозг и одновременно происходит интенсивное накопление знаний. Далее, при дальнейшем взрослении человека величина IQ практически не меняется. Характерно, что IQ любого человекасущественно зависит от IQ родителей – чем выше у вторых, тем выше у первого. Причем, достаточно скрупулёзное исследование показало, что роль здесь не только в качестве воспитания, но и в наследуемых способностях.

Следует отметить, что IQ дает оценку далеко не всем видам интеллектуальных способностей человека. Такие их виды, как музыкальные, художественные, танцевальные, спортивные явно не учитываются этой системой оценок, хотя также входят в раздел интеллекта, именуемый тезаурусом. В той же мере, как упорство, решительность, собранность и даже альтруизм.

Материальной основой тезауруса является долговременная память человека. Память представляет собой сложный элемент деятельности головного мозга, состоящий из многочисленных уровней обобщения, наподобие системы меню в памяти компьютера. Между отдельными “файлами” памяти существует не только “вертикальная” связь, т.е. связь по степени обобщения, степени абстрагирования понятий, но и “горизонтальная”, т.е. связь ассоциаций. Но наиболее сложными видами связи между “файлами” памяти являются замкнутые цепи, благодаря которым запоминание одного или блока явлений порождает перестройку целой цепи сведений, заключенных в памяти. Существенную роль в процессе запоминания играют эмоции, а также взаимосвязь тех или иных сведений с различными инстинктами.

Биологически процесс запоминания осуществляется путем перестройки нейронных цепей, т.е. возникновения или изменения соединения коллатералей одних нейронов с синапсами других.

 

Труд. Воля

Труд – это реализация идей, рожденных интеллектом в процессе творчества в основном путём мускульной деятельности. Следует отметить, что труд присущ всем видам живых существ: это их деятельность по обеспечению своего существования и для продолжения рода. Когда птицы улетают на юг, чтобы не умереть от голода и холода, а затем вновь возвращаются, чтобы вырастить потомство, так как на юге это сделать труднее из-за обилия хищников, то что это, как не тяжелый, изнурительный труд! Даже стрекоза, которая была высмеяна А.Н. Крыловым, как бездельница, на самом деле непрерывно трудится.

Однако труд человека кардинальным образом отличается от труда всех других существ. Дело в том, что человек прежде, чем что-либо сделать, сначала представляет в своем сознании результат своего труда. Все, что сделано людьми: автомобили, дома, телевизоры, стулья, ручки, калькуляторы и т.д., и т.п. – все это кто-то увидел сначала в своем воображении. Поэтому главное в труде человека – это предшествующее ему творчество.

Надо сказать, что длительное время у нас в стране доминировала мысль Ф. Энгельса о том, что труд является той главной предпосылкой, которая обусловила возникновение человека. Археологические раскопки вроде бы подтверждали эту гипотезу: чем более высоко развит был человек, останки которого обнаруживали археологи, тем более совершенные были при нем орудия труда. Однако более внимательный анализ может привести и к прямо противоположному выводу – чем более развит был наш предок, тем более совершенные орудия он создавал. А причина развития его интеллекта лежала совсем в иной сфере.

Представляется более логичной эта вторая точка зрения. Действительно, проводятся весьма длительные эксперименты по приобщению к труду с применением все более сложных орудий человекообразных обезьян. Однако никаких признаков возникновения у них интеллекта хотя бы на уровне дикарей не наблюдается.

Да это и понятно с точки зрения Дарвинской теории эволюции. В его главном произведении “Происхождение видов” есть один-единственный рисунок – схема дивергенции видов [16]. На нем чётко показано, что превращение одной биологической популяции в другие, если оно происходит, дает основной вид, который имеет возможность развиваться дальше, т.е. создавать ещё более сложные живые существа, и побочные виды, которые далее развиваться не могут в силу доставшихся на их долю морфологических особенностей. Кстати, это соответствует закону древовидного развития диссипативных систем – см. § 3.5. Поэтому выбор труда в качестве фактора, обусловившего возникновение интеллекта, является ошибочным и не соответствует современным данным естествознания. Тем не менее, не учитывать трудовую деятельность в качестве важнейшего компонента интеллектуальных систем было бы неправильным.

В связи с тем, что интеллект преследует две цели – преобразование (гармонизацию) природы и сохранение самого себя и своего потомства – труд также делится на два неравноправных – творческий и рутинный. Сами названия не совсем точно определяют цель и содержание разновидностей труда. Действительно, как было сказано выше, творчество предшествует любому труду – прежде, чем что-либо предпринять, человек представляет себе (хорошо или плохо – это уже другое дело), что в результате его труда получится. Точно также и в любом труде, даже таком, который в расхожем представлении представляется творческим, много рутинного. Так что принятые названия скорее всего определяют общепринятое отношение к обоим видам труда: труд, связанный с преобразованием, гармонизацией природы представляется предпочтительным, творческим, в отличие от труда, направленного на сохранение самого своего организма и потомства, труда рутинного.

Как будет показано в следующей главе, тенденция к замене рутинного труда творческим явилась, пожалуй, главной причиной преобразования стадной структуры человеческого общежития социальной структурой.

Ещё одним компонентом интеллекта, замыкающим его деятельность, является воля. Воля – это и широта интересов человека, и смелость, с которой он решается творить новые, ранее не решаемые проблемы. Но главное – это способность претворять рожденные идеи трудом в жизнь. В процессе творчества или мировоззренческой деятельности мозг человека рождает идеи. Но прежде, чем начать претворять их в жизнь, он должен принять решение. Принятие решения – главное содержание воли. Конечно, и здесь всё зависит от личности, точнее от тезауруса человека. Есть люди авантюристического склада – они очень решительны, но при этом весьма поверхностно продумывают все последствия принимаемых решений. Есть, наоборот, люди нерешительные – хорошо продумав какой -нибудь шаг, они никак не могут его сделать. Но главное не в этом. В подавляющем большинстве случаев воля определяется мировоззрением человека. Даже такие свойства характера, как авантюристичность или нерешительность, сначала формируют мировоззренческий компонент интеллекта, и лишь через него воздействуют на волю. О влиянии мировоззрения на волю человека можно судить, например, по такому историческому факту. Как известно, в 1492 году европейцы открыли Америку. Возникает вопрос, а почему не коренные жители Америки, которых из-за ошибки Колумба стали называть индейцами, открыли Европу? Если проанализировать ситуацию 12-15 веков, то станет ясно, что наибольшая экспансия была у народов, исповедовавших монотеистические религии – иудаизм,христианство, ислам и буддизм. Именно эти религии были наиболее близки к современному научному взгляду на природу и поэтому максимально развязывали волю людям и целым народам. Развитие индейцев не вышло за пределы языческой религии, и их кругозор просто не позволял им дойти до мысли о поисках других земель и материков. Как видим, не уровень умственных способностей, который, как показывает поздняя история и настоящее время, у индейцев не ниже, чем у европейцев, а запоздалое развитие мировоззрения, а вслед за ним и воли, дали преимущество последним.

Воля конкретного человека связана не только законами природы и уровнем его знаний (тезаурусом),но и законами его взаимодействия с другими людьми. Поэтому она тесно переплетается ещё с одним фактором деятельности интеллекта – свободой, т.е. возможностью заниматься творческой деятельностью.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.