1. Понятие государства: теологический, классический, юридический, социологический подходы.
2. Функции государства.
Понятие государства: теологический, классический, юридический, социологический подходы.
Государство
- исторически обусловленный определенный способ организации общества;
- распространяющаяся на все общество организация публичной политической власти, выступающей его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения;
- это особая форма организации общества, обладающая определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливающая определённый порядок взаимоотношений между членами общества, установленная на определённой территории, и вовлекающая в свою деятельность всё население на установленной территории.
Существует несколько подходов к пониманию государства (рис. 1).
Рисунок 1 – Подходы к пониманию государства
В теологическом подходе полагается, что государство создано Богом через его посланника.
Сторонники классического подхода рассматривают государство как соединение трех элементов: власти, территории и населения.
Юридический подход трактует государство как систему правоотношений, специфическое нормативное единство.
Социологический подход к пониманию государства допускает взгляд на него как на официального представителя общества, выступающего в качестве арбитра в отношениях между субъектами политических и социальных процессов.
Функции государства. Правовые формы государственного управления
Функции государстваопределяются как основные направления его деятельности внутри страны и вовне, выражающие сущность, роль и актуальную значимость государства в жизни общества.
Основные функции государства сводятся:
· к достижению и сохранению единства (лояльности) общества и государства;
· к закреплению и защите господствующих форм собственности;
· к охране законности и поддержанию общественного порядка.
Важнейшей стороной реализации функций государства является государственное управление. Однако функции государства не есть функции его органов, которые имеют более конкретный характер и зависят от назначенных этим органам задач.
В настоящее время предложено значительное разнообразие классификаций функций государства (рис. 2).
Рисунок 2 – Классификация функций государства
Такое разделение функций условно, поскольку одна и та же функция может быть основной и временной, другая - внутренней, но иметь внешнеполитические цели.
Рассмотрим основные внутренние функции государства (рис. 3).
Рисунок 3 – Основные внутренние функции государства
Политическая функция выражается в постановке определенных правил политической конкуренции (например, - пресечение открытых столкновений в противоборстве политических оппонентов, требования к организации электоральной активности, и пр.) ради сохранения существующего политического режима.
Экономическая функция государства заключается в установлении условий и порядка экономической деятельности и в осуществлении мер государственного регулировании экономики.
Социальная функция государства предполагает усилия по регулированию отношений между различными социальными общностями в соответствии с принципами солидарности, справедливости, партнерства.
Идеологическая функция допускает заинтересованность государства в провозглашении духовно-нравственных ценностей и идеалов своими.
Экологическая (природоохранительная) функция ориентирована на преодоление прогрессирующего ухудшения состояния природы, как в континентальном, так и в планетарном масштабе.
Правоохранительная функция считается изначально присущей государству как системе, формулирующей и формирующей законность в качестве основоположения общественного устройства, и заинтересованной в строгом следовании законным нормам и правилам.
Наряду с внутренними, государству выделяют внешние функции (рис. 4).
Рисунок 4 – Основные внешние функции государства
• поддержания миропорядка
• международного сотрудничества в решении глобальных проблем человечества
Поскольку функции государства неоднородны по своему характеру, они предполагают создание различных органов управления и применение разнообразных способов и средств управления (рис. 5).
Рисунок 5 – Основные правовые формы государственного управления
Законодательная - это установление (через принятие нормативно-правовых актов или путем прямого народного волеизъявления) правил наиболее общего характера по важнейшим вопросам общественной жизни, определяющих поведение и деятельность физических и юридических лиц, предприятий, учреждений, организаций, коллективов, общностей и корпораций (Законодательная власть).
Администрирование - исполнительно-распорядительная и организационная деятельность государственных и муниципальных органов и их должностных лиц в подведомственной сфере политической, экономической, социальной или духовной жизни общества (Исполнительная власть).
Правосудие - реализация судами, составляющими судебную систему государства, полномочий по рассмотрению в особой процессуальной форме и разрешению конституционных, гражданских, административных и уголовных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом и полномочий по обязательному толкованию правовых норм, нормотворческих, контрольных и иных полномочий (Судебная власть).
Контрольная деятельность государства предусматривает инспектирование, отчетность и проведение проверок соответствия деятельности государственных и муниципальных органов власти и управления и их должностных лиц актам государственного и местного законодательства (Прокурорский надзор).
За применение противоправных форм и методов управления возможна ответственность, причем ее несет и само государство.