Методология включает принципы и методы исследования. Методология решения, возникновение проблем в сфере ГиМУ включает: критерии эффективности, критерии публичности и критерии соц-консолидации (это упрочение, укрепление чего-либо; объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.). В соответствии с этими требованиями, лицо действующее в режиме публичной власти при принятии решений должно отбирать общественно-признанные варианты эффективного решения.
Методы, используемые в организации ГиМУ можно разделить на 2 вида: исследовательские, которые нацелены на анализ и диагностику исследований систем и инструментальные, которые нацелены на проектирование новых систем, новых подходов. В основе методологии исследований механизма ГиМУ лежит системный подход. В зависимости о цели и хар-ра исследований, используют тот или иной метод в изучении управляемой системы. Сама система обнаруживает лишь те свои особенности, которые в состоянии выявить применяемые к ее анализу конкретный метод. К числу методов относят: моделирование и логический анализ.
К исследовательским относят методы:
1. Моделирования – используется для имитации динамики определенной системы показателей исследуемого объекта.
2. Логический анализ – позволяет выявить в исследуемых явлениях соотношения их логического объема направлений и хар-р и зависимости между ними.
3. Причинный анализ – направлен на выявление причинно-следственных связей.
4. Соц-эк экспериментирование отслеживает значительные изменения в объеме управления, путем сопоставления экспериментальных и контрольных показателей полагаемых в кач-ве непременных условий эксперимента.
5. Тестирование и функциональное проектирование дают оценку этим изменениям и обосновывают возможность их искусственного синтеза.
6. Морфологический подход – упорядоченный способ рассмотрения предмета и получение систематизированной инфы по всем решениям исследований проблемы. При помощи морф-го метода определяется приемы, используемые для полной инфы о классе, явлении.
7. Метод экспертных оценок призван зафиксировать субъективное значение параметров исследуемого объекта.
8. Факторный анализ устанавливает прочность всех связей между переменными, выбранными для исследования. Он позволяет выделить группу взаимосвязанных признаков и отделить несущественные признаки от существенных, оценить их информативность.
К инструментальным относят методы:
1. Нормативный – предполагает использование норм и нормативов для эффективной деятельности органов ГиМ власти на основе разработанных нормативов, определяется спектр базовых конкретностей населения в Т и У, структура затрат и объем ресурсов для реализации приоритетных целей и задач. К перечню основных нормативов, использующиеся для рационализации СГМУ, относятся: мin уровень оплаты труда; мin уровень пенсии; прожиточный мin. С учетом действующих нормативов формируют бюджеты всех уровней, определяющий размеры дотаций (это Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов) и трансфертов (это Финансовая помощь бюджета вышестоящего уровня нижестоящему (межбюджетный трансферт). Например, финансовая помощь федерального бюджета региональному бюджету, или регионального — местному). Нормативы можно разделить по сферам их применения: в технической, жилищной, соц., строительной, правовой. По способу выражения: количественные нормы (имеют форму ограничений по min, усредненной мах величине) и качественные нормы (выражаются в форме законодательных актов).
2. Балансовый метод – используется при разработки исполнения бюджета территориальных образований. Позволяет определить соотношение между доходными и расходными статьями бюджета и ведущими отраслями территориальных образований.
3. Статический метод – предполагает использование средств математической статистики в выявлении тенденции развитии общества. Применение стат.методов возможно при условии господдержки и мониторинга состояния и хар-ра функционирования соц.институтов, а также учет базовых показателей служащих индикаторами оценки этого состояния и функционирования. Базовыми показателями на гос. уровне принято считать, основные макроэк. Показатели (ВВП, ВНП, ЧНП). Более сложное – это перевод расчетов основных показателей указанных счетов на рег.уровне. Стат. Приемы, применяемые в исследовании соц-эк и политич.процессов: корреляционный анализ, линейно - регрессивный анализ, исчисление индексов и коэффициентов.