Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Где Fk - количество календарных дней в рассматриваемом периоде



Коэффициент закрепления оборотных средств в обороте, определяемый суммой оборотных средств, приходящейся на 1 рубль реализованной продукции, рассчитывается как:

Кз.об. = Фо.ост.ср. / Qр.

Величина оборотных средств в течение какого-либо календарного периода меняется, поэтому при соответствующих расчетах используется показатель среднего остатка оборотных средств, рассчитываемый по формуле средней хронологической.

Поскольку оборотные средства предприятия могут формироваться из различных источников (прибыль, кредиты, акционерный капитал, бюджетные средства и т. п.), для предприятия важен показатель обеспеченности собственными оборотными средствами, который рассчитывается как отношение суммы собственных оборотных средств к общей сумме оборотных средств. Нормативными документами Министерства финансов РФ установлено, что минимальная величина этого показателя должна быть не менее 10%.

Анализ эффективности использования оборотных средств, дает возможность определить сумму оборотных средств, высвобожденную из оборота ( вовлеченную в оборот), благодаря ускорению (замедлению) их оборачиваемости.

Расчет этого показателя производится путем сравнения фактического среднего остатка оборотных средств с условной величиной потребности в них при фактической выручке и ранее сложившейся скорости оборота оборотных средств по следующей формуле:

Фо.высв. = Фоф.ср. - Тоб*Qр / Fk ,

где Фоф.ср. - фактический средний остаток оборотных средств;

Тоб - продолжительность одного оборота средств в базисном периоде;

Qр - фактический объем реализации продукции;

Fk - продолжительность периода, за который производятся вычисления.

Указанную формулу можно использовать и для поиска временно свободных оборотных средств. Так, для реализации определенных инвестиционных проектов предприятию необходимо высвободить из оборота определенную сумму средств. Рассчитывается, насколько должна быть увеличена оборачиваемость оборотных средств, чтобы сократить их на необходимую сумму без ущерба для предприятия, а далее на основе технико-экономического анализа выявляются резервы сокращения оборотных средств.

 

 

31) Планирование деятельности предприятия. Система планов предприятия.

Формулировка стратегических, тактических и текущих целей предприятия, выработка политики, конкретизация ожидаемых результатов, расчет предполагаемых значений основных технико-экономических показателей - всё это составляет содержание процесса планирования.

В соответствии с горизонтами планирования ( периодами, на которые составляются планы ) различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование).

Долгосрочное планирование носит стратегический характер, поскольку именно при долгосрочном подходе выявляются стратегические цели предприятия и пути их реализации. В зависимости от размеров предприятия горизонт стратегического планирования может составлять от 3 до 5 лет для малого предприятия и до 20 лет - для крупного. От правильности выбора стратегии зависит не только уровень эффективности деятельности предприятия, но иногда и само его существование .

В рамках системы планирования выделяется стратегическое планирование, непосредственный предмет которого - разработка и анализ стратегии предприятия. По сути, анализу и разработке подлежит совокупность взаимосвязанных решений по узловым направлениям внутренней и внешней деятельности предприятия.

Стратегия предприятия определяет, какие товары и услуги предстоит производить предприятие, каков будет характер взаимоотношений предприятия с поставщиками, потребителями и конкурентами. Стратегия предприятия предусматривает также разработку и использование внутрифирменных нормативов, регламентирующих систему управления предприятием в прогнозируемой перспективе.

Показатели долгосрочного планирования определяют цели предприятия на рассматриваемую перспективу. К этим показателям, как правило, относятся:

- объём продаж;

- темп роста объема продаж;

- размер прибыли;

- норма прибыли на совокупный капитал;

- рентабельность продаж;

- доля на рынке.

Базисным показателем деятельности предприятия является объём продаж, поскольку большинство остальных показателей характеризуют предприятие либо с точки зрения факторов, формирующих объем продаж, либо являются его производными. Как показывает практика стратегического планирования, количество показателей целеполагания и их конкретный набор зависят от ряда условий, среди которых выделяют степень проработанности плана (уровень его детализации), форму собственности предприятия, его тип (диверсифицированное или специализированное) и размер.

Процедура формулирования стратегии и выбора стратегических альтернатив содержит:

- оценку существующей стратегии;

- собственно процедуру формулирования;

- оценку и планирование риска;

- выбор стратегической альтернативы.

Процедура формулирования стратегии подразумевает разработку серии стратегических планов как на уровне предприятия в целом, так и (по возможности) на уровне его подразделений. Стратегия предприятия объединяет все стратегические планы в единое целое.

Количественные показатели, определяемые в условиях стратегического планирования, представляют собой своего рода ориентир для дальнейшей детализации и уточнения в процессе краткосрочного планирования.

Принято различать две основные схемы составления планов и их детализации: сверху вниз (break-down) и снизу вверх (build-up). Использование метода break-down позволяет конкретизировать выбранную стратегическую альтернативу до уровня плана. Поставленная руководством предприятия на рассматриваемую перспективу цель (например, объём и темпы роста прибыли) в качестве планового задания доводится до всех подразделений предприятия. При этом форма планового задания становится все более детализированной по мере продвижения с верхних уровней структуры на более низкие.

Планирование на предприятии представляет собой непрерывный процесс, в ходе которого необходимо постоянно корректировать планы подразделений и осуществлять их координациюэтих планов по мере выполнения этих планов.

В хозяйственной практике отечественных предприятий общепризнано выделяются две основные системы или вида рыночного планирования: технико-экономические и оперативно-производственные.

 

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.

 

Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующие развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства.

 

Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как:

 

1) по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;

 

2) по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии различают такие виды, как корпоративное и заводское – на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;

 

3) по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;

 

4) по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3 лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);

 

5) по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;

 

6) по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;

 

7) по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;

 

8) по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.

 

Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции).

 

Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.

 

Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия.

 

32) Принципы планирования

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:

 

- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

 

- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

 

- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

 

- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

 

- проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:

 

- принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;

 

- принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;

 

- принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;

 

- принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;

 

- принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

 

В современной практике планирования помимо рассмотренных классических широкую известность имеют общеэкономические принципы.

 

1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

 

2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

 

3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.

 

4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.

 

5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.

 

6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.

 

7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

 

Следовательно, основные принципы планирования ориентируют предприятие на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны и переплетены между собой.

 

Координация устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно.

 

Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.

 

Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.

 

Существуют также такие принципы планирования, как централизованный, децентрализованный и комбинированный.

33)Методы планирования

В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.

 

Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

 

Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

 

Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.

 

В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде.

 

34) Перспективное и текущее планирование деятельности фирмы. Состав технико-экономического плана предприятия

 

Горизонт планирования в 1 - 5 лет (в зависимости от размера предприятия) соответствует среднесрочному или перспективному планированию.

Перспективное планирование по своей сути является технико-экономическим. В перспективном плане выделяются следующие основные разделы:

1. План реализации продукции (программа сбыта) на основании стратегических целей предприятия и данных маркетинговых исследований представляет собой программу сбыта продукции по номенклатуре и ассортименту по годам среднесрочного планирования. Программа сбыта формируется в натуральном и стоимостном выражении с учетом прогнозируемых цен реализации и является основой разработки плана производства.

2.План производства (производственная программа) содержит план выпуска основных видов производимой продукции в натуральном выражении, подкрепленный расчетом баланса производственных мощностей с учетом ввода нового оборудования, изменения производительности труда, структуры выпускаемой продукции и повышения ее качества.

3. План технического развития и организации производства должен включать в себя следующие подразделы:

- освоение новых видов продукции и повышение технического уровня выпускаемой;

- внедрение прогрессивных технологий;

- повышение уровня механизации, автоматизации производства;

- совершенствование системы управления, планирования и организации труда и производства на предприятии;

В этом же разделе следует привести расчеты ожидаемого эффекта от инновационной деятельности в производственной и управленческой сферах. По каждому направлению инновационной деятельности разрабатываются конкретные мероприятия, рассчитываются необходимые объемы инвестиций и ожидаемый экономический эффект (в форме изменения прибыли или сокращения потребности в необходимом для этого капитале). В зависимости от целей, определенных стратегическим планом предприятия, расставляются приоритеты инновационной активности. Это позволяет сосредоточить ограниченные инвестиционные ресурсы на направлениях, наиболее значимых для предприятия.

4. План капитального строительства определяет объемы вводимых в рассматриваемом периоде в действие основных фондов, производственных мощностей и других объектов капитального строительства. Его важнейшим элементом является расчет необходимого для этих целей объема инвестиций, а также выявление источников их финансирования. Одновременно определяется характер строительно-монтажных работ ( подрядный, собственными силами и др. ).

5. План закупок (материально-техническое снабжение) выявляет потребность в основных материальных ресурсах и уточняет источники их получения ( основные поставщики, наличие долгосрочных договоров о поставке, производственная кооперация, обеспеченность ограниченными ресурсами и т. п.) В этом разделе также планируется повышение эффективности использования и хранения материальных ресурсов.

6. План по труду и заработанной плате содержит показатели изменения производительности труда, определяет потребность в трудовых ресурсах и возможные источники их дополнительного набора. В этом разделе рассчитывается фонд оплаты труда при повременной оплате или определяется норматив для расчета заработной платы при иных формах оплаты труда. Особое внимание уделяется оценке методов повышения квалификации кадров,.

7. План по себестоимости, прибыли и рентабельности производства и предприятия содержит анализ данных о динамике издержек производства. На этой основе определяются резервы снижения себестоимости производства продукции, оценивается влияние изменения себестоимости на прибыль и рентабельность.Здесь же приводятся расчеты ожидаемой прибыли и рентабельности производства и динамика этих показателей по годам рассматриваемой перспективы.

8. План по охране природы предусматривает мероприятия, имеющие экологическую направленность.

9. Финансовый план ( бюджет ).

Этот раздел выключает баланс доходов и расходов предприятия, расчет предстоящих расходов и отчислений, кредитные взаимоотношения, обязательства перед федеральным и местным бюджетом Финансовый план включает в себя баланс доходов и расходов предприятия на каждый год планируемого периода.

Алгоритм разработки перспективного плана следующий:.

- уточняются результаты маркетинговых исследований, проведенных в ходе выработки стратегического плана. Анализируется динамика объемов продаж за предыдущие периоды, оцениваются реальные возможности производственных мощностей. На основе этих данных разрабатывается производственная программа предприятия и план реализации продукции с разбивкой по годам на рассматриваемую перспективу;

- на базе производственной программы вырабатывается программа инвестиционной деятельности предприятия, в которой, помимо расходов на осуществление инвестиций непосредственно в сфере производства, учитываются также расходы на охрану окружающей среды и оценивается потребность в материальных и трудовых ресурсах;

- анализируется динамика себестоимости производства продукции, рассчитываются планируемые прибыль и рентабельность производства, рассматривается возможность снижения себестоимости и оценивается эффект этих мероприятий.

Завершает составление перспективного плана разработка финансового плана (бюджета) предприятия на основе расчетов, осуществленных на предыдущих этапах.

Дальнейшая конкретизация плана – реализуется в рамках краткосрочного планирования – выполняется расчет годового плана предприятия.

Годовой план экономического и социального развития является уточненной по количественным и качественным показателям годовой программой производственно-хозяйственной деятельности предприятия, содержит все необходимые технико-экономические расчеты, охватывает все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия и разрабатывается в соответствии с теми же разделами, что и перспективный план. Годовой план содержит разбивку по кварталам. Исходными документами для его составления являются:

- перспективный план развития предприятия;

- изменения законодательной базы, влияющие на результаты его производственно-хозяйственной деятельности;

- уточненные результаты маркетинговых исследований, касающиеся спроса на продукцию, и динамика цен за предшествующий период;

- отчеты предприятия за истекший год по производству и реализации продукции, а также по основным финансовым показателям его деятельности;

- планы-графики осуществления инвестиционных затрат и погашения кредиторской задолженности на планируемый период с учетом дефицита ( излишка ) за предшествующий год;

- объекты интеллектуальной деятельности (изобретения, патенты, рационализаторские предложения) дополнительно к программе освоения нововведений на планируемый год.

Годовой план, как и перспективный, составляется в несколько этапов.

Начинается планирование с формирования проекта годового плана. На этом этапе анализируются результаты предшествующего года и за первое полугодие текущего года. На такой основе предварительно рассчитывается использование имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия. При этом допускается, что все действия администрации предприятия в плановом периоде будут такими же, как в предшествующих. Цель предварительных расчетов - составление ориентировочной производственной программы на планируемый год, на основе которой и будет определен прогноз прибыли предприятия.

Даже, если не произойдет существенных изменений в управлении предприятием и будет принято решение о производстве такого же объема продукции, как и в предшествующем периоде, величина прибыли по прогнозу будет отличаться от отчетной величины за рассматриваемый год.

Подобное отклонение является прямым следствием изменения внешних условий хозяйствования, которые необходимо учитывать при составлении прогнозных расчетов.

Наряду с изменениями внешних условий, могут произойти некоторые перемены внутри самого предприятия. Например, в соответствии с перспективным планом, на планируемый год предусмотрено начало внедрения новой технологии, осуществление инвестиционного проекта, изменение качественного или количественного состава работников и т. п.

После учета соответствующих изменений предварительный расчет по прибыли принимает скорректированный вид и может стать базой для последующих этапов планирования. Расчеты, основанные на анализе предшествующего периода без рассмотрения возможных перемен в управлении предприятием, относятся к пассивной стадии планирования.

Скорректированный расчет по прибыли принимает вид плана, который будет использован при составлении финансового плана. На основе финансового плана разрабатывается плановый баланс предприятия на будущий год, и производится анализ показателей прибыльности и ликвидности. При свидетельстве о стабильности этих показателей план принимается.

Естественно, что в условиях высокой неопределенности предпринимательской деятельности и нестабильности внешних экономических условий, а также при необходимости быстро реагировать на изменение окружающей экономической среды полная процедура формирования перспективных и годовых планов будет меняться в сторону ее упрощения.

 

35) Производственная программа. Содержание работ по составлению ПП предприятия

 

План производственных подразделений предприятия по объему, номенклатуре, ассортименту, качеству и срокам производства продукции называется производственной программой предприятия.

Производственная программа составляет основу в системе планирования на предприятии, поскольку выпуск промышленной продукции в соответствующем ассортименте и необходимого качества является конечной целью промышленного производства. Показатели других разделов плана выступают преимущественно как производные от производственной программы. Они определяют потребность в производственных ресурсах, необходимых для достижения цели производства, установленной производственной программой (численность и квалификация работающих; затраты материалов, сырья, топлива, энергии; состав и количество необходимого оборудования; финансовые ресурсы). Кроме того, заранее устанавливаются показатели эффективности производства (себестоимость продукции, рентабельность, прибыль, оборачиваемость и др.).

Содержание производственной программы зависит от стратегических целей предприятия в планируемом периоде. При составлении производственной программы предприятие руководствуется результатами маркетинговых исследований спроса со стороны соответствующего рынка на продукцию и услуги, величиной государственного заказа, (если он присутствует в деятельности предприятия), уже сформированным портфелем заказов, а также существующими ограничениями по всем видам ресурсов.

Составлению производственной программы предшествует формирование портфеля заказов, на основе которого устанавливается объем реализации продукции.

Разработка производственной программы выполняется в три основных этапа.

Первый заключается в определении максимально возможного выпуска продукции на базе имеющихся производственных мощностей. На этом этапе учитывается способность ликвидировать « узкие места», а также совершенствовать организацию производства. Если в результате расшивки «узких мест» не удалось достичь объема производства, диктуемого портфелем заказов, необходимо приступить к разработке мероприятий по наращиванию производственной мощности предприятия, что и определяет содержание второго этапа.

На втором этапе исследуется возможность наращивания производственной мощности предприятия за счет собственных финансовых источников и в связи с этим определяется возможности дополнительного производства продукции. Если суммарный (с учетом дополнительного) объем производства окажется недостаточным для обеспечения портфеля заказов, то необходимо перейти к третьему этапу.

Третий этап подразумевает разработку плана технического перевооружения и реконструкции предприятия. Здесь следует отметить, что необходимость в реализации этого этапа возникает не только при недостаточном объеме производства, но и при низком уровне технического развития производства, который не способствует выпуску продукции, отвечающей современным требованиям к качеству, уровню материалоемкости и себестоимости и т

 

36) Производственная программа. Показатели производственной программы

При разработке производственной программы предприятия должны быть предусмотрены следующие разделы:

план производства продукции в натуральном выражении;

план производства продукции в стоимостном выражении.

Обоснованность и реальность плановых зданий, предусмотренных производственной программой, во многом зависит от выбора измерителей продукции. В практике планирования используются натуральные и условно-натуральные единицы измерения. Характер натуральных показателей определяется спецификой продукции. Так, в нефтяной промышленности единицей измерения является тонна, в электроэнергетике - киловатт-час, для лесопереработки - кубический метр, в ювелирной промышленности - граммы и караты.

Существуют производства, где применение одного натурального показателя недостаточно для полной характеристики физического объема и потребительной стоимости продукции. В этих случаях используются двойные показатели измерения продукции.

Условно-натуральные единицы применяются в тех случаях, когда одинаковые по назначению виды продукции имеют различную потребительную стоимость или же выпускаемая продукция (например, машины, механизмы) неодинакова по мощности, производительности. Так, уголь может иметь различную калорийность, стеновые материалы - блоки, кирпичи - различный объем. Поэтому в практике добыча топлива может планироваться в условных тоннах, стеновых материалов - в миллионах штук условного кирпича и др.

Планирование продукции в натуральном выражении обеспечивает согласованность производства, с одной стороны, с потребностями в конкретных его видах, с другой - с соответствующим объемом ресурсов в натуральном выражении. Однако, подобная практика не всегда дает возможность определить общий объём, темпы роста и структуру производства,. Поэтому большое значение имеет формирование плана выпуска продукции в стоимостном выражении.

В стоимостном выражении в производственной программе оцениваются объёмы реализованной, товарной, валовой и чистой продукции.

Объем реализованной продукции определяется в плане производства, как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера на сторону, включая капитальный ремонт своего технологического оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного персонала предприятия; объема реализации продукции и выполнения работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия.

Объем реализуемой продукции по плану (Рп) можно определить по следующей формуле:

Рп = Тп + Онп1 – Онп2,

где Тп - объем товарной продукции по плану;

Онп1 - остатки нереализованной продукции на начало планового периода;

Онп2 - то же на конец планового периода.

Важными стоимостными показателями, используемыми для определения объема, темпов роста и структуры промышленного производства, а также производительности труда, фондоотдачи и других базовых технико-экономических показателей деятельности предприятия, являются объемы товарной и валовой продукции.

Объем товарной продукции (Тп) в плане включает в себя стоимость: готовых изделий, предназначенных для реализации, полуфабрикатов собственной выработки, продукции вспомогательных и подсобных производств, изготовленной для отпуска на сторону, работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или непромышленных подразделений предприятия.

Объем чистой продукции представляет из себя как объем товарной продукции за вычетом амортизационных отчислений и материальных затрат.

Объем валовой продукции включает весь объем работ, намеченных к выполнению в данном периоде. Плановый объем продукции определяется по следующей формуле:

Вп = Тп – Нн + Нк,

где Нн – остатки незавершенного производства на начало планового период;

Нк – то же на конец планового периода.

Объем реализуемой и товарной продукции приводится в действующих оптовых ценах предприятия.

 

37) Понятие производственной мощности. Виды производственной мощности, рассчитываемые при обосновании производственной программы

Производственная мощность предприятия может быть определена как максимально возможный объем производства продукции на определенном оборудовании в определенном периоде. Если подходить к определению производственной мощности более строго, ее можно охарактеризовать как максимально возможный годовой (суточный, сменный) объем выпуска продукции (работ, услуг) при заданных номенклатуре и ассортименте на данном оборудовании при определенном режиме работы.

Баланс производственных мощностей – специальный баланс, который посредством системы показателей характеризует динамику производственных мощностей в связи с условиями воспроизводства и степени использования прежде всего активной части основных производственных фондов. В балансе производственных мощностей даются производственные мощности на начало планового периода и их увеличение (вводы) и их уменьшение (выбытия) в расчетном периоде. При этом в балансе находят отражение как конкретные источники вводов (ввод в действие новых мощностей, модернизация действующих, организационные мероприятия, аренда), так и причины выбытия производственных мощностей (выбытие изношенных производственных фондов, передача фондов в аренду и др.).

При планировании и анализе производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также при составлении баланса производственных мощностей различают: входную, выходную и среднегодовую производственную мощность.

Выходная производственная мощность предприятия или его структурного подразделения - мощность на конец соответствующего периода. Она рассчитывается как алгебраическая сумма входной мощности на начало данного периода, новой мощности, введенной в течение этого же периода за счет различных источников, и мощности, выбывшей в том же периоде.

Среднегодовая мощность - мощность, которой располагает предприятие или его структурное подразделение в среднем за год с учетом прироста и выбытия наличных мощностей.

Составим баланс производственных мощностей предприятия.

Баланс производственной мощности может быть выражен следующей формулой:

М2 = М1 + Мот + Мтп + Мна – Мв,

где М2 - производственная мощность на конец планируемого периода (выходная мощность );

М1 – то же на начало периода (входная);

Мот - прирост производственной мощности в плановом периоде за счет проводимых организационно-технических мероприятий;

Мтп - прирост мощности за счет расширения, технического перевооружения и реконструкции предприятия;

Мна - прирост (+) или уменьшение (-) мощности в связи с изменением номенклатуры и ассортимента продукции;

Мв - уменьшение производственной мощности, вызванное выбытием основных производственных фондов. Производственная мощность и баланс производственной мощности предприятия рассчитываются в тех же единицах, в каких планируется и учитывается производство промышленной продукции ( работ, услуг).

Производственная мощность предприятия определяется в расчете на период ( год) по мощности ведущих цехов или участков, агрегатов и установок основного производства. При этом требуется учитывать возможность проведения мероприятий по ликвидации " узких мест" и развития на этой основе специализации и кооперирования. К звеньям основного производства относятся те, которые выполняют основные технологические операции по изготовлению продукции. Если на предприятии имеется несколько основных производственных звеньев, соответствующих отдельным стадиям технологического процесса, производственная мощность определяется по тем из них, которые выполняют наибольший по трудоемкости или натуральным единицам измерения объем работ.

Производственная мощность промышленного предприятия рассчитывается по всей номенклатуре выпускаемой продукции. Иногда, при многономенклатурном производстве целесообразно приведение всей номенклатуры к одному или нескольким видам однородной продукции, принимаемой за единицу измерения.

Мощность, так же, как и производственную программу, одновременно с расчетом в натуральных показателях можно определять и в стоимостном выражении как по всей товарной продукции, так и по отдельным ее видам.

Функционирование предприятий в условиях рыночной экономики предполагает использование при расчете показателей достижимой нормальной производственной мощности и номинальной максимальной производственной мощности.

Номинальная максимальная производственная мощность - это технически достижимая мощность, которая, как правило, часто соответствует установленной мощности, гарантируемой поставщиком производственного оборудования. Достижимая нормальная производственная мощность - это мощность, которая обеспечивается при нормальных условиях работы с учетом не только возможностей установленного оборудования и регламентных технических условий его функционирования (нормальные перерывы в работе, простои, выходные, техническое обслуживание и ремонт, замена инструмента, сменность и т.п.), но и принятой системы управления. Эта мощность должна соответствовать планируемому объему производства, который основывается на результатах предшествующих маркетинговых исследований. Разница между этими величинами фактически, соответствует величине производственной мощности, находящейся в (резерве резервные производственные мощности).

Коэффициент использования производственной мощности Qм может быть плановым или фактическим, в зависимости от того, какой объем производства - плановый или фактический используется в расчетах. Qм определяется делением объема произведенной предприятием продукции за данный период на среднюю производственную мощность в этом периоде:

 

Qм = (V : Мс ) х 100, %

 

где V - объем производства за период;

Мс - средняя мощность за период.

При планировании производственной мощности на определенный период следует рассчитывать норматив использования производственной мощности, Нм:

Нм = ( Мс - Мр / Мс) х 100, %

где Мс - среднегодовая производственная мощность предприятия;

Мр - резерв производственной мощности предприятия.

 

38) Бизнес-планирование на предприятии

Бизнес-план - это общепринятая в мировой хозяйственной практике форма представления деловых предложений и проектов, содержащая развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности фирмы и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса фирмы и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов.

 

Он составляется при постановке научных исследований и опытно-конструкторских разработках новых изделий, товаров, продуктов, услуг (в дальнейшем НТ), проектировании строительства новых объектов, создании новых предприятий, производств, торговых точек, объектов сервисного обслуживания и т.п. и для организации деятельности действующих предприятий различных форм собственности и выполняет следующие функции:

- оценка перспективы развития фирмы или проекта, которая позволяет быть готовым к изменениям рыночной и экономической ситуации;

- повышение квалификации аппарата управления, заставляя менеджеров практически думать о возможностях фирмы, ее конкурентах и других проблемах, что ведет к принятию более квалифицированного решения;

- защита средств инвесторов, что является моральным и юридическим долгом предпринимателя;

- определение основных потребителей НТ и стратегии конкурентной борьбы;

- информирование инвестора о состоянии дел предпринимателя, что очень важно для преодоления возможных финансовых проблем;

- обеспечение поставок сырья и комплектующих изделий без предоплаты, так как поставщик, благодаря бизнес-плану, может увидеть своего потенциального надежного клиента;

- рекламирование и формирование убеждения потенциальных потребителей в способности фирмы производить свою продукцию в достаточном количестве и достаточного уровня качества;

- снижение вероятности банкротства в связи с обнаружением возможных дорогостоящих ошибок.

Обязательными элементами бизнес-плана являются:

1. Оценка конкурентоспособности НТ;

2. Маркетинговая стратегия, включая ценовую политику и учет потребностей рынка;

3. Объем реализации (прогноз на 3 года);

4. Показатели финансовой деятельности фирмы (прогноз на 3 года);

5. Предложения потенциальному инвестору. По тем сведениям, которые приводятся в бизнес-плане, потенциальный партнер по совместной деятельности или кредитор будет судить:

- о состоянии дел в фирме в настоящее время;

- перспективах развития фирмы в последующие несколько лет;

- реалистичности и перспективности того проекта (научно-технического, производственного и др.), который лежит в основе предложения;

- целесообразности сотрудничества с фирмами, исходя из условий, изложенных в бизнес-плане.

Блок-схема разработки разделов бизнес-плана

1. Выработка идеи проекта

2. Описание идеи (сущности) проекта

3. Анализ производственных возможностей фирмы в реализации проекта

4. Оценка рынка сбыта

5. Разработка плана маркетинга

6. Разработка плана производства

7. Разработка организационного плана

8. Расчет показателей ТЭО

9. Разработка финансового плана

10. Оценка риска

11. Общие выводы и предложения (резюме)

 

39) Персонал предприятия и его структура

 

Персонал предприятия (кадры) представлен работниками различных профессионально - квалификационных групп, занятых на предприятии. Они образуют совокупность физических лиц, связанных с предприятием как юридическим лицом договором найма.

Управление персоналом предприятия подчинено стратегии развития предприятия, зависит от этой стратегии и должно быть ориентировано на ее эффективную реализацию

Структура персонала промышленного предприятия определяется составом и количественным соотношением различных категорий и групп работников. Работники предприятия в зависимости от реализуемых ими функций разделяются на несколько категорий и групп.

Работники предприятия, непосредственно связанные с процессом производства продукции (выполнения работ, услуг), т. е. занятые производственной деятельностью, составляют промышленно-производственный персонал (ППП). На промышленном предприятии в него включаются работники основных, вспомогательных и обслуживающих цехов, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, лабораторий и подразделений, находящихся на балансе предприятия, администрация предприятия со всеми ее функциональными отделами и службами и т. д.

Рабочие непосредственно участвуют в процессе производства продукции: управляют машинами, механизмами, установками, наблюдают за работой автоматического оборудования, осуществляют ремонт, регулирование и наладку машин, контроль поступающих комплектующих изделий и сырья, готовой продукции, выполняют погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы и т. п.

Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных. Функции, возложенные на основных и вспомогательных рабочих, различны, поэтому различны и методы, используемые в ходе планирования при определении их численности на предприятии на заданную перспективу.

К основным относят рабочих, непосредственно занятых изготовлением продукции (станочники, операторы автоматических и иных установок и т.п.), к вспомогательным - рабочих, которые обслуживают производственные процессы, выполняемые основными рабочими (наладчики оборудования, ремонтные рабочие, транспортные и складские рабочие, контролеры и т. п.).

В группе служащих выделяются такие категории работающих, как руководители, специалисты и непосредственно служащие. Группу руководителям составляют работники, занимающие руководящие должности предприятий (директора, начальники, управляющие), а также их заместители по следующим должностям в структурных единицах и подразделениях; главные специалисты (главный инженер, главный бухгалтер, главный механик, главный экономист и т. п.). Отличительная особенность этой группы персонала состоит в том, руководители наделяются полномочиями решать межфункциональные и многофункциональные задачи, они осуществляют постановку задач, организацию их решения и контроля.

Специалисты состоят из работников, занятых выполнением инженерно-технических, экономических, бухгалтерских, юридических и других аналогичных функций. Основное требование к специалистам –квалифицированно и в заданные сроки в пределах их компетенции решать функциональные задачи, поставленные перед ними администрацией предприятия.

Служащие осуществляют подготовку и оформление документации, учет и контроль за ее прохождением, хозяйственное обслуживание и делопроизводство (агенты, кассиры, делопроизводители, секретари и др.). Их основная обязанность четко и в полном объеме выполнять должностные обязанности и задания руководителей и специалистов

Разнообразие функций, выполняемых основными и вспомогательными рабочими, специалистами и другими категориями работников, требует планирования потребности в них по каждой профессии, а в рамках каждой профессии по специальности и уровню квалификации.

Под профессией понимается особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков, а под специальностью - вид деятельности в пределах профессии, имеющий специфические особенности и требующий дополнительных знаний и навыков. Так, например, профессия слесаря может иметь несколько специальностей: слесарь-разметчик, слесарь-сборщик и т. д.

В пределах каждой профессии существуют работники различной квалификации, т. е. обладающие различной степенью владения этой профессией.

Планирование как одна из важнейших функций управления персоналом, предусматривает решение следующих задач: исходя из главных целей предприятия и условий производства продукции и ее сбыта определение задач в области трудовых ресурсов: выявление фактической численности работающих; оценка текучести кадров и обеспечение своевременной замены увольняющихся; заблаговременное определение локализации дефицита рабочей силы и вероятного времени его возникновения и т. д.

 

40) Определение численности персонала предприятия

Планирование численности персонала на заданную перспективу предполагает необходимость первоначально определить (по профессиям и должностям):

- состав персонала;

- количество работающих;

- избыток или недостаток персонала;

- способы трудоустройства высвобождающихся работников, а также источники и способы пополнения персонала.

Состав промышленно-производственного персонала обычно определяется раздельно по рабочим и служащим.

Состав основных рабочих зависит от характера технологического процесса изготовления готовой продукции на предприятии, а состав вспомогательных рабочих устанавливается по схемам организации производства и структуры вспомогательных и обслуживающих цехов и служб. Потребность предприятия в персонале должна планироваться по группам и категориям работающих.

Определение состава служащих базируются на учете существующей на предприятии организационной структуры и действующем штатном расписании аппарата управления.

Количественные характеристики персонала предприятия измеряются показателями списочной, среднесписочной и явочной численности работников.

Списочный состав отражает движение численности всех работников - прием на работу и увольнение с нее и др. В списочном составе учитываются все постоянные и временные работники, в том числе работники, находящиеся в командировках и отпусках, принятые на неполный рабочий день или на часть ставки, и другие, с которыми оформлены трудовые отношения.

Для определения численности работников за конкретный период рассчитывается показатель среднесписочной численности. Как правило, он применяется при расчете средней производительности труда, средней заработной платы, текучести кадров и др. Для расчета среднесписочной численности персонала обычно используют данные учета по табелям рабочего времени.

Под явочным составом понимают число работающих, которые в течение определенных суток фактически находились на работе.

Определение численности персонала

В практике планирования численности промышленно-производственного персонала может быть использовано несколько методов расчета численности, а именно:

- корректировки базовой численности;

- по трудоемкости производственной программы;

- по штатному расписанию;

- по рабочим местам, нормам выработки и/или обслуживания.

Выбор методики определяется особенностями организации производства и управления, полнотой исходных данных и требованиями к ожидаемому результату.

 

1. Метод корректировки базовой численности рассматривается как укрупненный метод, применение которого оправдано, если:

- в планируемом периоде не произошло существенных номенклатурных и ассортиментных сдвигов в производственной программе предприятия;

- предприятие имеет достаточно проработанный план мероприятий по внедрению инноваций, повышению производительности труда и высвобождению численности персонала.

При использовании этого метода определяется численность персонала предприятия в целом.

Основной недостаток этого метода связан с тем, что численность служащих не имеет гладкой прямо пропорциональной зависимости от изменения объема производства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.