Коллективный трудовой спор (конфликт) -это разногласия, которые возникли между сторонами социально-трудовых отношений относительно установления новых или изменения имеющихся социально-экономических условий труда и производственного быта, заключения или изменения коллективного договора, соглашения, выполнения коллективного договора, соглашения или отдельных их положений, невыполнения требований законодательства о труде.
Принципиальная схема урегулирования трудовых споров коллективного характера заложена в Законе Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)».
Требования наемных работников на производственном уровне формируются и утверждаются общим собранием (конференцией) наемных работников или формируются путем сбора подписей и считаются действующими при наличии не менее половины подписей членов трудового коллектива предприятия, учреждения, организации или их структурного подразделения.
Коллективный трудовой спор (конфликт) возникает с момента, когда уполномоченный представительный орган наемных работников получил от собственника или уполномоченного им органа сообщение о полном или частичном отказе в удовлетворении коллективных требований и принял решение о несогласии с решением собственника или уполномоченного им органа (представителя) или когда сроки рассмотрения требований, предусмотренные настоящим Законом, окончились, а ответ от собственника не поступил.
Разрешение коллективного спора -процесс или целенаправленная деятельность, снимающие его причины и последствия
Разрешение коллективного спора состоит из нескольких этапов:
· конфликт рассматривается примирительной комиссией
· если примирительная комиссия не привела к согласию, стороны продолжают примирительные процедуры с помощью посредника (определенное по общему выбору сторон лицо, которое содействует установлению взаимодействия между сторонами, проведению переговоров, принимает участие в выработке примирительной комиссией взаимоприемлемого решения)
· если с помощью посредника коллективные трудовой спор не удалось отрегулировать, наступает следующий этап – рассмотрение коллективного спора в трудовом арбитраже (орган, который состоит из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и других лиц и принимает решение по существу трудового спора (конфликта))
56. Качество трудовой жизни: содержание категории, методы и показатели оценки.
Качество трудовой жизни (КТЖ):
· субъективное восприятие условий трудовой деятельности членами трудового коллектива, которое зависит от их личных качеств, мотивов, потребностей, целей, ценностей жизни и соотносится с принятыми в обществе нормами, традициями, принципами;
· степень удовлетворенности индивидов и общества в целом параметрами и условиями трудовой деятельности;
· характеризуется объективными и субъективными показателями
Субъективные показатели КТЖ:
· удовлетворенность системой материального стимулирования и распределения прибыли предприятия
· субъективное восприятие режимов рабочего времени и отдыха
· личная безопасность и защита работника
· условия для развития способностей и профессионального роста
· справедливость социально-трудовых отношений
· трудовая активность
· общая удовлетворенность трудом
Объективные показатели(характеризуют различные стороны трудовой деятельности):
· социальную (доступность социальных благ, социального обеспечения);
· экономическую (затраты на социальную защиту и развитие трудового потенциала работников, коэффициент частоты и тяжести травматизма, заболеваемости, смертности на рабочих местах, уровень оплаты труда по сравнению с принятым прожиточным минимумом в обществе, текучесть кадров);
· организационную (уровень автоматизации, механизации, оснащенности рабочих мест)