Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Неофункционализм в белорусской архитектуре 1955-1985гг



Изменение архитектурной стилистики в 1950 гг в возврате к периодам историзма, модернистической линии.

Перенос акцента от художественного к функциональному и практичному.

Стилистическая основа: упрощенный модернизм.

В 60-80 гг появляется больше утилитарности и прагматизма, чем в 30 гг.

Пространственные концепции:

рациональные формы выявлением функциональной и конструктивной структуры в объемно-пространственном построении, свободные по композиции, открытая структура, преобладание световоздушной среды над массой объемов, ассиметрия.

Прослеживается зависимость образно-стилистических характеристик от типологии сооружений. В административных и крупных зрелищных зданиях сохраняется тенденция к монументальности образа, совмещению неофункционализма и неоклассики.

Характерной для периода чертой становится активизация роли высотных зданий. Сочетание высотных корпусов с облегченными поверхностями фасадов и низких стилобатов.

На протяжении периода развивается тенденция динамизации и усложнения композиционно-пространственных решений, повышения пластики архитектурных форм, использования архитектурных метафор, от открытых внешней среде интерьерных помещений к формированию камерных, замкнутых пространств. В ряде зданий повышается роль массива стены, приобретающей скульптурную пластичность. В решении фасадов повышается разнообразие приемов членения и раскреповки поверхностей, использования декоративных элементов, фактур и цветовых решений.

 

43. Развитие тенденций от утилитаризма индустриального домостроения к художественному осмыслению архитектуры. Изменение архитектурной стилистики в середине 1950-х гг. заключается в возврате к прерванной периодом историзма модернистской линии в развитии художественных процессов и традициям функционализма. магистральное направление архитектурной деятельности периода определяется массовым индустриально-стандартизированным возведением жилья, переносом акцента от художественно-эстетических проблем к практицизму технико-экономического мышления. Стилистической основой индустриального домостроения становится упрощенный модернизм, апеллирующий к социальной архитектуре конструктивизма и принципам функционализма, рационалистической эстетике.

В программной «правдивости» архитектурных решений 1960—1970-х гг.‚ ориентированных на выявление конструктивной и функциональной логики, в сравнении с конструктивистской архитектурой больше утилитарности и прагматизма. Эстетика первых лет периода, воплотилась в пространственной концепции свободные по композици, открытые развитию градостроительные структуры и здания с преобладанием световоздушной среды нал массой объемов, неограниченные перспективы. Характеристики объектов: геометрическая четкость связей, асимметрия, конструктивная чистота и функциональная Целесообразность Характерная формообразованию конструктивизма артикуляция объемов в пространстве сменяется растворением монотонно повторяющихся объемов в непрерывных пространственных образованиях — Материальная форма в первую очередь ограничивает и направляет пространство. От историзирующего направления с его ориентацией на ансамблевость период индустриального домостроения унаследовал отношение к городу как целостной системе. В новом понимании ансамблевости актуализируется роль многоэтажной застройки. В 1970-е гг. мировалась концепция пространственной организации городов системой вертикальных акцентов.

Обращением к Социальным идеям коллективизма, перекликающимся с социальными опытами в западной архитектуре, обусловлена эстетика жилья, ограниченная утилитарными потребностями, программно лишенная признаков индивидуальности, декоративности, роскоши. С этим же связано проектирование общ. зданий с просторными, нерасчлененными и перетекающими внутренними пространствами, наполненными светом и воспринимаемыми в единстве с внешней средой.

2 принципиально разных подхода к проектированию: лишенный эстетики утилитаризм жилой архитектуры и неограниченные чисто функциональными требованиями принципы формообразования крупных общественных зданий, проектирование которых ориентируется На поиск образной идеи. В общественных зданиях - активность применения декоративных деталей, архитектурных метафор, формированием более камерных, сомасштабных человеку внутренних пространств. В этой области проектирования заметны проявления скульптурной пластики архитектурных форм, брутализма.

В рассматриваемый период сохраняет актуальность проблема синтеза искусств, которая решается на фундаменте интернационального стиля. Пространственность ассоциируется с духом эпохи освоения космоса и технического прогресса и выступает универсальной парадигмой художественной культуры — синтез искусств осуществляется не в пределах отдельного здания, а в структуре широко— го пространственного ансамбля. Язык изобразительного искусства с присущим ему лаконизмом «сурового стиля» имеет общие черты с индустриальной архитектурой периода. Экспрессия и условность изобразительных приемов, язык лег— ко узнаваемых символов и аллегорий скоро превращаются в изобразительные штампы, лишенные иНдивидуалЬНо-эмоЦиональных взаимоотношений с человеком и разнообразия связей с архитектурой. В новом синтезе монументальнодекоративное искусство, подчиненное тектонике архитектурных форм и размещаемое в глухих торцах зданий, является, как правило, независимым компонентом. В декорировании геометризированных объемов монументалые-декоративными произведениями, как замечает Т. Малинина, просматриваются параллели с Ар Деко, монументально-декоративное искусство (преимущественно В интерьерах) является той областью, которая связывает неофункционалистскую архитек— туру с историко-культурной традицией. Темы, связанные с культурным паслецием, начинают проникать в изобразительное искусство к концу рассматриваемого периода.

магистральным направлением градоформирующей деятельности становится проектирование крупных жилых Комплексов на свободных территориях со ступенчатой системой обслуживания В конце 1950 — начале 1960—х гг. в их построении доминирует прием строчной застройки с монотонным повтором одинаковых групп или зданий одной этажности, преимущественно 5-этажных, размещением предприятий культурно—бытового обслуживания по периферии и детских учреждений — в Центре жилых образований. Основным элементом объемно—пространственной структуры с этого времени становятся группы домов, происходит утрата роли пространственных композиций улиц, площадей, дворов.

Результатом осмысления связанных с тотальной унификацией эстетических проблем стал переход от строительства типовых зданий к проектированию на основе вариантного использования типовых элементов. Постепенная актуализация художественно›эстетических аспектов проектирования со второй половины 1960-х гг. реализуется изменением композиционнопространственных приемов формирования жилых структур в сторону их многовариантности и пластичности, расширения доли индивидуального проектирования, обогащения палитры выразительных средств, Повышения этажности застройки. Архитектура 1970-х демонстрирует разнообразие приемов компоновки типовых секций, использования ландшафтных особенностей в формировании индивидуальной выразительности жилых районов, декоративных элементов, фактур и колористики в решении фасадов зданий.

При общности неофункционалистских тенденций в западной и советской архитектуре, развивающихся на общей основе интернационального стиля (до 1970-х тт.)‚ наблюдаются существенные различия в масштабе и уровне технического воплощения проектов м в рассматриваемый период эти различия осо— бенно заметны. Советскую архитектуру отличает меньший масштаб формообразовательных поисков, Часто невысокий уровень строительно-отделочных работ. Общим Для западной И советской архитектуры направлением является футуроЛогическое проектирование. постмодернистские идеи определяют развитие тенДенЦий Мировой архитектурной практики с конца 1960-х гг. на протяжении трех Десятилетий.

Идеи средового подхода к проектированию, связанные с концепцией контекстуальности в постмодернистском мышлении, проникают в советскую и белорусскую архитектуру с конца 1970-х гг. Позиция архитектора как активного преобразователя сменяется осознанием необходимости сохранения городского контекста, бережного отношения к наслоениям разных эпох. Проектирование ориентируется на формирование среды, богатой образными характеристиками и сомасштабной Человеку. Проявлением новой концепции является формирование пластичных камерных пространственных образований, сомасштабных Человеку пешеходных зон. Сквозная проветриваемость жилых структур с ровными рядами домоВ—параллелепипедов трансформируется В пластичные пространственные образования с замкнутыми дворовыми пространствами. Жилье начинает рассматриваться как прибежище, способное защитить человека от окружающего мира. Важным направлением становится регенерация исторической застройки, реставрация памятников архитектуры и их включение в современную инфраструктуру города.

В градостроительстве периода сохраняется концепция составления Детально проработанных Моделей состояния городов на далекую перспективу — 20-25 лет. в основе которой лежит представление о городе как единой системе — социальной, функциональной, пространственной. Период 1960 — начала 1980-х тт. в Беларуси отмечен разработкой генеральных планов городов, формированием ансамблей городских Центров, возведением на свободных территориях крупных жилых районов, новых городов.Стилеобразующей основой периода Является интернациональный СТИЛЬ, ориентированный на принципы неофункционализма, эстетику рационализма, демонстрирующий развитие тенденций от упрощенного геометризма и утилитаризма к усложнению архитектурно-пространственных решений, композиционнопластических характеристик. Пространственность, подчиненная прямоугольной геометрии стандартных модулей, является универсальной парадигмой архитектурного формообразования. Определяющей градоформирующей тенденцией является крупномасштабное возведение жилых районов на новых территориях, расширяющих границы городов созданием массивов типовой застройки со ступенчатой системой обслуживания. Изменение градообразующих тенденций к концу периода связано с развитием средового подхода к проектированию.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.