Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Трактовка основного стилеобразующего направления в архитектуре общественных и жилых зданий в послевоенный период в городах республики

Восстановление, строительство и реконструкция городов после войны потребовали научного обоснования огромного объема проектно-планировочных работ, разработки схем и проектов районной планировки. Формирование нового архитектурного облика городов и сел в послевоенный период шло в короткие сроки, Важную роль в послевоенной архитектуре сыграло типовое проектирование, получившее развитие в 1945-1954 гг. Это было время создания новой методологии типового проектирования - серийного метода при централизованном изготовлении унифицированных элементов. необходимо было создавать типы удобного, экономичного, красивого жилья и разрабатывать грамотные, высококачественные стандарты конструкций и архитектурных деталей. Начало нового этапа советской архитектуры относится к 1955 г. в связи с постановлением об устранении излишеств в проектировании и строительстве. В результате коренной перестройки архитектурно-строительного дела предполагалось создать архитектуру современного социалистического города.

В первое послевоенное десятилетие в архитектуре продолжалась творческая направленность предвоенных лет. Несмотря на недостатки архитектуры этого периода (помпезность и украшательство), в Беларуси, как и по всей стране, эти 10 лет были временем творческого вдохновения зодчих и энтузиазма строителей, направленного на восстановление разрушенных городов. В те годы были разработаны и начали осуществляться генеральные планы Минска, областных и районных центров, колхозных сел. Создаются новые типы общественных и жилых зданий, внедряются новые конструктивные решения. Большую помощь Беларуси, особенно ее столице, в это время оказали зодчие других республик. Так в 1944 г. по приглашению правительства республики группа виднейших мастеров советской архитектуры — А. Щусев, В. Семенов, А. Мордвинов, Б. Рубаненко, Н. Колли, И. Лангбард — совместно с белорусскими архитекторами в короткий срок разработали “эскиз-идею планировки г. Минска”, которая легла в послевоенный проект восстановления. Именно в этот период были в основном сооружены ансамбли нового центра столицы, ансамбль застройки центральной улицы Кирова в Витебске, улиц Комсомольской и Советской в Гомеле, заложены ансамбли площадей многих районных центров республики. Наиболее выдающимся архитектурным ансамблем первого послевоенного периода, несомненно, является застройка Ленинского проспекта (пр. Скорины). Архитекторы-авторы проекта (Г. Баданов, М. Борщ, С. Ботковский, А. Воинов, В. Король, М. Парусников,Трахенберг и Н. Шпигельман) были удостоены первой республиканской премии в области архитектуры.

Известно, что до войны главная улица белорусской столицы — Советская — имела ширину всего 14 метров и была застроена в основном 2-3-этажными зданиями. Улица имела такие уклоны, что по ней бы не пошел современный транспорт. Вместо руин возник широкий проспект, застройка которого осуществлялась на основе тщательно разработанного проекта.

Характерными чертами архитектурной композиции проспекта является гармоническое чередование застроенных участков улиц с площадями (Ленина, Победы), достигнутая соразмерность высоты зданий и ширины улиц, замыкание основных продольных и поперечных перспектив “акцентами”, сочетание застройки с широким озелененным пространством поймы реки Свислочи, где искусственно было создано большое водное зеркало.

По своим стилевым особенностям архитектура в конце 40-х гг.создавалась архитекторами, имевшими еще довоенный опыт профессиональной практики. В градостроительстве применялись строчная и свободная системы застройки, Архитектурные формы увязывались с функциональной ролью и конструктивной основой частей зданий, облик построек отличался строгостью и простотой. В послевоенный период, а в малых городах и сельских населенных пунктах и в последующие годы преобладало малоэтажное жилищное строительство, в котором использовались традиционные приемы народного зодчества - просторная веранда, черепичная крыша с большим выносом карнизов, живописное крыльцо и т. п. Как уже отмечалось, архитектура и строительство послевоенного пятилетия в значительной мере были связаны с реконструкцией городов.

В 50-х гг. в планировке нового города применена обстройка кварталов по периметру. суровой критике подверглись односторонне эстетское увлечение формами прошлого, монументализация архитектурных образов.

 


 

7 Сравнительная характеристика жилой застройки центральных районов и удаленных от центра, 1945 – 55 гг

Фасады зданий удаленных от центра имеют упрощённый декор, с меньшим набором помещений в планировке. Это формирует характерное принадлежание и похожесть ренессансной стилистике. В ансамблевой застройке , в основном центра, используются индивидуальные проекты на основе типовых секций (5-6 эт). Большая работа по типизации жилища велась в мастерских Мосгорпроекта и в Ака­демии архитектуры СССР (работы П. Бло- хина, А. Зальцмана, Л. Бумажного). Про­водимый одновременно анализ наиболее экономичных конструктивных схем при раз­личной этажности здания позволил вырабо­тать научно обоснованные положения по типам квартир, размерам жилой и подсобной плошади, составу помещении, санитарно- техническим характеристикам. Применение новых принципов комплексного проектиро­вания, основанных на учете широких градо­строительных задач и применении инду­стриальных методов строительства, в рабо­те над серией 4—5-этажных жилых домов привело к положительным результатам. Се­рии объединялись обшей архитектурно-сти- тевой характеристикой и базировались на едином каталоге индустриальных строитель­ных изделий для 2—5-этажных жилых домов

Дальнейшее развитие строительной тех­ники позволило в начале 50-х гг. увеличить число этажей в жилых домах до 8—10.

На­чался переход к строительству домов повы­шенной этажности. Сначала это были отдельные дома, появлявшиеся на централь­ных улицах. Сооружались они, как правило, по индивидульным проектам, в большинстве случаев без применения типовых секций. Хотя эти здания не играли большой р0ли в увеличении жилого фонда городов, однако именно им архитектурная критика уделяла до 1954 г. наибольшее внимание. Объясня­ется это главным образом тем, что в архи­тектуре этих домов наиболее полно отра­зился поиск облика многоэтажного жилого дома, выходящего на главную улицу. Для строительства многоэтажных жи­лых домов первых послевоенных лет ха­рактерно большое разнообразие трактовки внешнего облика здания, что связано с ин­дивидуальным пониманием каждым архи­тектором поставленной задачи — создать общее настроение подъема и пафоса побе­ды над фашизмом





©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.