Эксплуатация подвижного состава неразрывно связана с необходимостью выполнения работ, которые можно разделить на две принципиально различные по характеру и назначению группы. Одна группа этих направлена на поддержание, а другая на восстановление технического состояния автомобилей. Весь комплекс работ по обеспечению технически исправного состояния подвижного состава состоит из технического обслуживания и ремонта.
Техобслуживание предназначено:
а)поддерживать автомобиль в работоспособном состоянии и в надлежащем внешнем виде;
б)обеспечивать надежность и экономичность работы, безопасность движения, защиту окружающей среды, уменьшить интенсивность изменения параметров технического состояния;
в)предупреждать отказы и неисправности и выявлять их для своевременного устранения.
Техобслуживание имеет профилактический характер, оно выполняется принудительно в плановом порядке через заранее установленный пробег
Техническое обслуживание №1 (ТО-1) предназначено для снижения интенсивности изнашивания деталей и предупреждения неисправностей путем выполнения контрольных, крепежных, регулировочных, смазочных и других работ.
ТО-1 выполняется обычно через 1600-1800 км. пробега. Далее приводятся основные работы, выполняемые при ТО-1:
─ проверка состояния и крепления бампера, оперения, номерных знаков, двигателя, брызговиков колес;
─ проверка состояния кузова, стекол, замков, стеклоподъемников, ограничителей открывания дверей, крепление и установка зеркал заднего вида;
─ проверка болтов крепления дисков колес;
─ проверка состояния привода и свободного хода педали сцепления и тормоза;
─ проверка состояния и крепления амортизаторов, крышек картера рулевого механизма, трубопроводов;
─ проверка действия тормозного привода колес;
─ проверка крепления маслофильтра, масляного радиатора, натяжения ремня генератора и водяного насоса, опор двигателя и масляного картера, радиатора, топливного бака и стартера, проводов высокого напряжения, генератора, реле-регулятора, катушки зажигания, выключателя зажигания;
─ проверка работы двигателя и герметичности систем охлаждения и смазки;
─ проверка состояния системы управления карбюратором и узлов системы питания;
─ проверка герметичности и крепления топлива проводов;
─ проверка состояния, крепления и работы стеклоочистителей;
─ проверка действия и состояния звукового сигнала, фар подфарников, переключателя света, ламп щитка приборов, указателей поворотов, стоп-сигналов;
─ проверка состояния АКБ;
─ смазать узлы трения;
─ проверить уровень масла в картерах двигателя, КПП, рулевого управления и т. д.
Здесь перечислены далеко не все работы ТО-1, по мере надобности в большинстве своем они выполняются раньше, как текущий ремонт.
Техническое обслуживание №2 (ТО-2 ) выполняется обычно через 8000-9000 км. пробега и включает в себя все вышеперечисленные работы ТО-1, к которым прибавляется еще перечень дополнительных работ:
─ осмотреть автомобиль и определить потребность в ремонте кузова, оперения, окраски;
─ проверить действие спидометра, указателя и датчика давления масла, амперметра, тахометра, указателя и датчика уровня топлива;
─ легкость пуска и работу двигателя на разных режимах, состояние цилиндропоршневой группы, газораспределительного и кривошипно-шатунного механизма, герметичность систем смазки и охлаждения двигателя, давление в системе смазки, работу системы вентиляции картера;
─ проверить крепление и при необходимости закрепить водяной насос, вентилятор, глушитель, картеры двигателя и сцепления;
─ укрепить головку блока цилиндров;
─ отрегулировать тепловые зазоры клапанов;
─ произвести регулировку сцепления;
─ проверить работу приборов электрооборудования (прерывателя-распределителя или датчика-распределителя, свечей, катушки зажигания, стартера генератора, реле-регулятора, состояния проводки, правильность света фар, уровень и плотность электролита;
─ отрегулировать работу двигателя на min обороты;
─ подзарядить АКБ;
─ сменить провода высокого напряжения;
─ проверить работу бензинового насоса, расход топлива;
─ отрегулировать звуковой сигнал;
─ проверить состояние трубопроводов тормозной системы;
─ прокачать систему гидропривода тормозов;
─ проверить состояние тормозных дисков и барабанов, накладок колодок, оттяжных пружин и подшипников ступиц колёс;
─ проверить наличие самовыключения передач в КПП, при нагрузке, наличие шумов и стуков;
─ отрегулировать углы установки колёс;
─ проверить люфт и величину трения в рулевом механизме;
─ проверить состояние дисков колёс и переставить колёса согласно схеме;
─ заменить масло в двигателе;
─ сменить масляный фильтр;
─ прочистить воздушный фильтр;
─ смазать детали автомобиля в соответствии с картой смазки.
Возможны дополнительные работы ТО-2 в зависимости от износа агрегатов и узлов автомобиля.
Текущий ремонт автомобилей производится на постах ТР и на специализированных участках: агрегатно-механическом, ремонта АКБ, ремонта электрооборудования, ремонта топливной аппаратуры, обойном, кузовном, малярном.
На постах текущего ремонта выполняются разборочно-сборочные работы, регулировочные и крепёжные работы, а также устраняются мелкие неисправности. Их объём составляет 40% общего объёма работ текущего ремонта, а с учётом мелких работ по ремонту кузова - 50%.
Устранение мелких неисправностей проводится на постах ТР, а дефектные агрегаты, узлы и механизмы, снятые с автомобиля, направляются на соответствующие специализированные участки для проведения необходимых работ, после чего они поступают на участок текущего ремонта и устанавливаются на автомобиль.
Значительная доля общего объёма текущего ремонта (около 25%) приходится на кузовные и малярные работы. Примерно 10 - 15% автомобилей, поступающих на СТО, требуют проведения кузовных и малярных работ.