Упражнение проводится индивидуально. Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Мысленно произнесите: «У меня есть тело. Мое тело бывает бодрым или усталым, здоровым или больным. Мое тело ощущает и действует, оно прекрасный инструмент. У меня есть тело, но я не тело.
У меня есть эмоции. Меня могут переполнять гнев и любовь, радость и печаль, любопытство и стыд, страх и сострадание. Мои эмоции разнообразны и изменчивы. Я могу наблюдать за своими эмоциями и влиять на них. У меня есть эмоции, но я не эмоции.
У меня есть разум. Он познает внешний и внутренний мой мир. Мой разум постоянно обогащается новыми идеями, знаниями и опытом. Он помогает мне решать различные задачи. У меня есть разум, но я не разум.
Я обладаю телом, эмоциями и разумом. Я контролирую и гармонично применяю их. Кто я? Я – центр чистого самосознания, центр сознательной воли. Сейчас я нахожусь в центре своей подлинной тождественности».
Ум, чувства, тело
Участнику группы дается следующая инструкция: «У вас есть возможность посмотреть на себя со стороны. Вы выбираете из группы троих: один из них будет вашим «умом», другой — «чувствами», третий — «телом». Затем вы придаете каждому из них форму, выражающую типичное состояние данной части, а также составляете из них скульптурную группу, отражающую состояние этих частей».
После того, как роли между партнерами распределены и стали «частями» участника, они должны поделиться с ними своими впечатлениями, рассказать, каково им быть его чувствами, телом и умом.
В этом упражнении из практики психосинтеза возможна тренировка разотождествленного отношения с собой. При этом ум, чувства и тело рассматриваются не как «Я», а как «Мое». То есть, чем можно управлять из центра личности, в котором находится «Я», не имеющее никаких атрибутов («Я» - это «Я»). Упражнение позволяет увидеть разницу в степени осознания своих частей, что может привести к их гармонизации.
Со смещенным центром тяжести
Участникам предлагается следующее задание: «Представьте, что у вас в пространстве тела возник шар, размером с большое яблоко. Положите этот шар вниз, в область таза. Отпустите шар, пусть он как бы самостоятельно, импульсом двигается по любой траектории. Шар становится ведущим для вашего тела, оно двигается вслед за шаром». Затем предлагается поместить этот «шар» в грудь, затем в голову. В процессе выполнения можно создавать разные комбинации, например, предложить поместить одновременно один шар в таз, а другой в голову. При этом эти шары могут двигаться по разным траекториям.
Упражнение хорошо тренирует спонтанность, разотождествленность с телом, привычку свободно двигаться за импульсом.
Кино
Специальное индивидуальное упражнение, направленное на развитие стабильного самосознания и разотождествленного состояния. Его можно рекомендовать как завершающее действие всего дня. Инструкция для участников: «Вы с закрытыми глазами просматриваете мысленным взором цветной широкоформатный фильм о том, что происходило с вами сегодня. Важно соблюдать два условия: все события происходят в обратном порядке и вы должны быть в главной роли. При просмотре необходимо убрать внутреннюю критику и оценки того, что будет происходить».
Это упражнение дает хороший материал для самоанализа, так как отсутствующие фрагменты «кино» непосредственно связаны с нашими личными проблемами. Их отсутствие связано с тем, что в этот момент днем мы были отождествлены с какой - либо частью себя. При этом точка наблюдателя исчезает, и это создает трудности при «просмотре кино».
Упражнения на развитие
эмоциональной чувствительности
Прислушивание
Группа рассаживается в полукруг. Тренер предлагает участникам расслабиться, прислушаться к тому, какие ощущения возникают у каждого в теле (прислушаться к себе), к тому, что делается в полукруге, в комнате, в соседней комнате, в коридоре, на улице. На каждое прислушивание дается по 2―3 минуты.
После этого полезно обсудить услышанное. Упражнение направлено на внимание к себе, к своим ощущениям, к тому, что окружает человека извне, а также способствует развитию навыка включенности в пространство, расфокусированности внимания.