Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Описание основных психоэмоциональных состояний 7 страница



Чтобы человек не делал, он всегда может занять особую, «никакую» точку восприятия себя. Именно эта точка восприятия и обозначается как «внутренний наблюдатель». В этой метафоре подчеркивается невовлеченный, нейтральный характер восприятия, то есть как бы сторонние наблюдения за собой – без эмоционирования, сочувствия, оценок и интерпретаций. В этом разница «самонаблюдения» от «самоконтроля». Чем-то состояние «внутреннего наблюдателя» похоже на видеокамеру — ей также абсолютно безразлично, что снимать.

Есть только одна сложность. Она связана с тем, что без специальных усилий и тренировок позицию двойного восприятия себя – делающего и самонаблюдающего - трудно удерживать достаточно долго. Если сейчас кто-либо начнет с вами разговаривать, то, скорее всего, вы вовлечетесь в общение с ним и сразу забудете про эту точку самонаблюдения. Поэтому необходимы специальные тренировки по стабилизации «внутреннего наблюдателя», чтобы такое «двойное» самовосприятие стало постоянным и непрерывным. Особенно это важно в резонанасном консультировании, когда мы как бы «теряем себя», вовлекаемся в невроз клиента.

Развитие стабильности «внутреннего наблюдателя» во всех духовных традициях считается базовым и наиважнейшим. Например, известный мистик Г. Гурджиев первым давал задание всем новичкам по «само-памятованию» и не продолжал работать с ними, пока они его не освоили. Отсутствие стабильного «внутреннего наблюдателя» он обозначал как состояние сна наяву [13].

Действительно, если человек не видит, что с ним происходит, то он становится уязвим для любого рода психологических воздействий. В принципе любая манипуляция строится на первоначальном вовлечении человека, усилении отождествления с чем-либо, что приводит к сужению объема восприятия. Потом с данным человеком можно делать все что угодно. Отождествление является синонимом понятия «привязка», «зависимость».

Существуют разные способы развития «внутреннего наблюдателя». Наиболее простой заключается в том, чтобы как можно чаще делать усилия по самопамятованию. Такая тренировка хороша еще тем, что для этого не требуется особого времени. Вы можете заниматься чем угодно, просто наблюдайте за собой.

Есть и специальное упражнение, которое можно рекомендовать как завершающее действие каждого дня (автор – И.Н. Калинаускас) [13]. Инструкция следующая: «Вы с закрытыми глазами просматриваете мысленным взором цветной широкоформатный фильм о том, что происходило с вами сегодня. Важно соблюдать два условия: все события происходят в обратном порядке, и вы должны быть в главной роли. При просмотре необходимо убрать внутреннюю критику и оценки того, что будет происходить». Первое, с чем вы столкнетесь, будет «выпадение» некоторых событий дня, то есть ваша «кинопленка» будет рваться. Например, вы видите, как вы проснулись и вдруг вы уже сидите за обеденным столом. Или, вы едете в транспорте, и потом сразу оказались на работе. Там, где вас нет в «фильме» — там ваше самосознание отсутствовало, вы были в отождествленном состоянии. Проще говоря, в состоянии транса.

Косвенно, это упражнение дает хороший материал для самоанализа, так как отсутствующие фрагменты «кино» непосредственно связаны с нашими личными проблемами. Кстати, кроме развития стабильности самосознания, в этом упражнении есть масса дополнительных эффектов. Например, улучшение работы памяти. Если надо вспомнить о том, что было, достаточно прокрутить пленку обратно. Сколько потерянных вещей помогло найти такое «кино»!

Я-концепция Р-консультанта

При работе в любом психотерапевтическом подходе у психолога возникает необходимость изменения Я-концепции, то есть представлений о себе. Это связано с тем, что психолог тоже является частью метода. Характеристики Я-концепции психолога могут помешать полноценным резонансным отношениям. Чем более конкретно, жестко и определенно самоописание, тем сложнее психологу быть разным. Если «Я — только такой», то, значит, помочь я смогу только таким же. А кто «не такой» как я — то тут будут несовпадения и сопротивления. Иногда про это несовпадение сами психологи говорят: «Это мой клиент, а это - не мой».

Для резонансных отношений консультанту нужна максимально расплывчатая и неопределенная «Я-концепция». Поэтому необходима специальная работа по изменению степени жесткости и однозначности самопредставлений. С практической точки зрения сложность изменения Я-концепции связана с тем, что любое самопредставление всегда окружено целым комплексом психологических защит типа «Вы меня просто не знаете», «Это я сейчас такой, а вообще-то я другой» и т. п. . Так или иначе, сформировав «Я-концепцию», человек в дальнейшем начинает неосознанно ее подкреплять.

«Я-концепция» является своего рода командным пунктом, который человек охраняет изо всех сил. Подтверждение «Я-концепции», пусть даже негативной, вызывает успокоение. Несовпадение с ней – рост тревожности. В результате этого человек неосознанно выбирает те ситуации, которые будут подтверждать его «Я — концепцию» и избегать тех, которые могут поколебать его представление о себе. При этом субъективно у человека крепнет убеждение, что он «на самом деле» такой. Возникает замкнутый круг. Например, у человека представление о себе как о неудачнике. Если у него все будет складываться хорошо, то это может привести к повышению тревожности, которая возникает из-за несоответствия с самовосприятием. Поэтому он периодически будет (неосознанно) создавать для себя «случайности», которые будут приводить его к очередной «невезухе». Все это будет делаться им для того чтобы в очередной раз укрепиться в том, что «Я — неудачник» и почувствовать, как ни странно, внутреннее облегчение.

В «Я-концепции», несмотря на ее самоподтверждающий характер, есть одно уязвимое место, а именно - история ее возникновения. Вспомним, что сначала у новорожденного нет никакого описания себя. Он психологически растворен в мире, ощущая себя его частью. Затем родители начинают «вычленять» его из мира: «Это у тебя ручки, ты — умница, из тебя вырастет красавица и т. д.». Ребенок открыт всем внушениям и принимает их безоценочно. Следует напомнить, что в начальный период становления разговорной речи у ребенка даже нет слова «я». Он просто цитирует взрослых, говоря о себе в третьем лице. «Вася — хороший» — сообщает он о себе. Только через какое-то время ребенок начинает говорить как бы от себя: «Я - хороший». Так постепенно, набирая внешние описания себя, с раннего детства формируется «Я-концепция» человека. Поэтому по нашей «Я-концепции» можно только точно сказать, как к нам относились близкие люди. Если кто-то считает себя глупым, значит, некто был невысокого мнения об его умственных способностях, или занижал их. Таким образом, Я-концепция во многом носит условный характер и сформировалась в зависимости от окружения.

Поэтому «Я — концепцию» было бы точнее называть «Ты — концепцией». Это всего лишь то, что про нас кто-то сказал, а мы в это поверили. Сами мы к ней имеем мало отношения. Если бы других людей не было, то человек вообще ничего про себя определенного не мог бы сказать.

При работе по изменению «Я-концепции» в сторону ее расширения важно помнить о том, что в каждом человеке есть все, что есть во всех. Человек — это часть человечества. Для того чтобы создать резонанс, подходят два варианта «Я-концепции»: «Я — Любой» или «Я — Никакой». То есть я такой, каким надо быть для того чтобы помочь клиенту. Только данная концепция дает возможность общения с любым человеком в любой ситуации.

В духовных традициях изменению «Я-концепции» уделяется особое внимание. Так называемое «просветление» как событие, которое рассматривается важным этапом обучения в духовных традициях, как раз и заключается в полном снятии всех привязок к «Я», освобождении от всех зависимостей. Тогда человек переходит к другому способу жизни, тотальному резонансу. Разумеется, полная трансформация сопряжена с наличием духовного мастера, большим количеством времени и личных усилий. При том, что результат («просветление») совсем не гарантирован. В рамках обучения консультированию как профессии таких глобальных задач не ставится. Но психологическая работа по частичному расширению и перестройке Я-концепции может значительно повысить резонансные способности консультанта.

Линейная и объемная стратегии консультирования

Известно, что у человека различают кратковременную и долговременную виды памяти в зависимости от длительности сохранения информации. Кратковременная имеет определенный объем, превышение которого приводит к вытеснению ее в долговременную. Информацию, которая ушла туда, извлечь уже гораздо сложнее. Некоторый объем информации, не включенный непосредственно в выполнение задачи (5-8 информационных единиц), может удерживаться в рабочей памяти путем повторения.

Если говорить о р-консультанте, то желательно, чтобы у него была способность к сохранению большого количества материала после однократного повторения. Активное использование всего излагаемого клиентом проблемного материала является важным умением, которое отличает профессионала от дилетанта. Еще З. Фрейд писал, что для того чтобы все запоминать, психологу надо отказаться от самого желания запомнить [41]. Надо просто впускать в себя информацию, помня, что бессознательное ничего не забывает и в нужный момент, без специальных усилий, вспомнит именно то, что важно. Именно такое расфокусированное внимание дает возможность принимать все идущее от другого, не оценивая, не сравнивая, не критикуя. В таком случае психолог может использовать вместо линейной стратегии консультирования – объемную версию. В чем же разница этих стратегий?

Образно можно представить себе речь клиента как последовательное раскладывание неких картинок. Например, он начинает с описания своего состояния, потом переходит на знакомых, затем вспоминает события из прошлого, далее возвращается обратно к знакомым и т. д. Начинающий консультант чаще всего просто идет вслед за клиентом. При этом основное внимание психолога сосредоточено именно на последней картинке, а предыдущие уходят из зоны рассмотрения. Происходит такое одномерное линейно-последовательное движение внимания психолога за речью клиента.

На мой взгляд, гораздо важнее психологу во время консультации держать весь объем материала, от начала до конца. Консультация — это не движение по дороге — прошли и забыли. Происходит помощь человеку в перестройке уже имеющегося объема здания психики. При этом очень важно ничего оттуда не выбрасывать (под видом «избавления от недостатков») и ничего извне (под видом «добрых советов») не привносить. Мой любимый девиз: «Пальто шьется из материала заказчика с использованием всего материала».

Объемный подход заключается в том, что психолог включает в разговор с клиентом факты, цитаты, детали их общения в любой, нужной ему последовательности. Он может воспроизвести первую фразу клиента, его оговорки на десятой минуте общения, показать, как изменялась формулировка проблемы в течение получаса консультации, повторить сделанное клиентом описание жизненной ситуации и т. д.

Такое, часто неожиданное для клиента, возвращение к предыдущим элементам и их включение в новый контекст создает полезную атмосферу активизации бессознательного. Кстати, в НЛП есть прием такой активизации, который называется «перекрывание реальностей». Суть его заключается в том, что сначала психолог сообщает клиенту об одной ситуации («Я хотел бы рассказать вам о семинаре»). Далее в разговор вводится другая ситуация («и на этом семинаре нам рассказали о случае с Н.»). Затем третья («а я, сидя на этом семинаре, вспомнил своего друга М.») и т. д.

По истечении некоторого времени такого «перекрывания» уже непонятно, о чем говорится: то ли о семинаре, то ли о Н., то ли о М.? Сознание будет перегружаться, пытаясь все это запомнить, логически соединить и во всем разобраться. Такие постоянные перескоки рассказчика в прошлое, будущее и обратно активизируют бессознательное.

Консультацию также можно рассматривать как некоторый нарастающий объем рассматриваемой ситуации. Когда он достаточен, тогда решение начинает становиться очевидным. Во время консультации в речи и поведении клиента нет прошлого и нет второстепенного. Все в настоящем и даже «мелочи» через какое-то время общения приобретают другие, часто неожиданные оттенки. Психолог остается в роли «зеркала», но это уже не обычная зеркальная плоскость. Если сравнивать, то он становится видеокамерой. Обратная связь от психолога, который использует объемный способ консультирования, больше похожа на аудио-видео-монтаж. В нем можно воспроизводить любой кусок съемки с любыми эффектами и любой скоростью, соединять несоединимые до этого элементы, накладывать их друг на друга, делать музыкальный фон и многое другое. Воистину, консультирование, помимо техник и знаний, требует от психолога и творческих способностей.

 

Пространственный подход в общении

Для того чтобы вступить в резонансные отношения с клиентом, психологу важно сделать некоторые изменения в восприятии окружающего мира. Наше представление о мире напрямую связано со способностями и возможностями. Изменение картины мира может дать новые возможности, а нередко и сверхспособности.

В картине мира может быть два варианта: реальность состоит из объектов или она есть пространство и энергия. В первом, наиболее распространенном случае, человек рассматривает себя и окружающих людей объектами, имеющими соответствующие границы и плотность. Тогда консультацию можно рассматривать как встречу двух «объектов» (рис.27).

 

Рис. 27.Схема объектного подхода в консультировании.

Они пытаются контактировать друг с другом, но это возможно лишь внешней поверхностью. Поэтому эффективность «объектного» психолога часто описывается в таких терминах как «умение вскрыть клиента как консервную банку», «сломать его защитные барьеры», «проникнуть в бессознательное» и т. д .

Иногда, правда, клиент предпринимает встречные оборонительные атаки, которые оставляют на личности психолога свои следы. В этом случае становятся актуальными методы защиты от клиентов. Кто-то ставит перед собой невидимое зеркало, кто-то заключает себя в прозрачную капсулу, кто-то старается просто смотреть сквозь клиента. На мой взгляд, любая защита от клиента всегда снижает эффективность консультации, так как дает проигрыш по нашей чувствительности. Закрываясь, мы начинаем хуже видеть и слышать клиента.

Резонансному подходу в консультировании больше соответствует пространственный подход. Тогда возникает другое представление: человек — это не вещь, а пространство, и его границы существуют лишь условно. В таком случае консультация может рассматриваться как встреча двух пространств. Контакт между ними происходит как снятие этих границ и создание одного общего пространства. Люди как два объекта не могут быть одновременно в одном месте, а как два пространства – могут (рис.28).

 

Рис.28. Схема пространственного

подхода в консультировании

 

Таким образом, можно отметить, что вещь и пространство – это разное. Вещи могут только сталкиваться, а резонирует всегда пространство. Психолог как отграниченное пространство является гораздо лучшим психологическим инструментом по сравнению с замкнутым на себе объектом.

Когда я пишу о возможности пространственного восприятия себя, то имею в виду неметафорическое описание. Речь идет о реальной смене восприятия себя, переходе от представления себя как объекта – к себе как пространству. Это пространственное восприятие можно специально развивать и тренировать.

Представить себя пространством не так уж сложно. Можно поиграть в это, представив очертания тела своей границей, а внутри – пустота. Затем начать заполнять это пустое пространство каким-либо состоянием. Например, разного цвета. Представьте внутри себя оранжевое пространство, и у вас возникнут одни ощущения. Поменяйте цвет на фиолетовый, и в вашем состоянии, возможно, возникнут изменения. Можно попробовать сделать белое светящееся пространство?

Для описания разницы объектного и пространственного восприятия можно привести аналогию из архитектуры. Там используются такие понятия как интерьер и пространство. Интерьер рассматривается с точки зрения удачного сочетания цветов элементов комнаты, определенного расположения мебели, специального освещения и т.д. В этом случае основной акцент связан с визуальным каналом восприятия. Идея пространства того или иного помещения связана с определенными ощущениями самого архитектора - с чувством целостности, атмосферы.

Переход от восприятия помещения как интерьера к восприятию его как пространства является важной и необходимой квалификационной ступенью для архитектора в его профессии.

При таком пространственном подходе можно настраиваться на слушание себя и другого человека как пространства, входить и ощущать резонанс между этими пространствами, наблюдать («слушать») то, какое пространство создается и развивается в результате нашего взаимодействия. Самое ценное заключается в том, что мы можем соприкоснуться с другим человеком как целостным, построить в общении с ним глубокий сущностный контакт.

«Активное» слушание

При развитом навыке пространственного общения можно использовать «активное» слушание, позволяющее более точно почувствовать другого человека. Для этого во время общения можно, говоря метафорически, убрать границы между своими пространствами, и поместить пространство собеседника в свое. С точки зрения разделения восприятия на «объектное» и «пространственное» можно выделить два способа слушания: пассивный и активный.

Пассивным слушанием я называю такое, при котором существует разделение коммуникационных позиций: есть слушатель как приемник информации и говорящий как ее источник. Говорящий сам по себе, а я как слушающий тоже.

При развитом навыке пространственного общения можно использовать активное слушание, позволяющее более точно почувствовать другого человека. Технически такое можно сделать следующим образом. (При чтении технологии обращаю внимание на то, что описание дается не научным, а образным языком). Во время общения с человеком можно сначала представить себя и его как два пространства. Затем начинаем убирать границы между ними. Тогда они как бы соединяются в одно. Таким образом, мы помещаем другого человека в свое внутреннее пространство, резонируем с ним. Может возникать четкое ощущение того, что говорящий как бы внутри нас. В таком случае речь клиента будет оказывать на вас непосредственное воздействие, состоится диалог в целостном пространстве. Так можно входить в резонанс, общаясь не только с человеком, но и с группой.

Активным такое слушание называется потому, что для него необходимо постоянно прилагать некоторые усилия для удержания этого совместного резонанса. Для предварительной тренировки по развитию навыка «активного слушания» можно использовать, например, музыку. К ней можно отнестись тоже как к пространству. Если вы поместите музыкальное звучание в свое тело, то обнаружите, что возникает совсем другое слушание. Возможно, об этом писал современный мистик Раджниш «… в глубоком присутствии ты — цветок, а цветок стал тобой. Когда деления нет, кто цветок, и кто его наблюдает. Наблюдающий становится Наблюдателем. Внезапно границы теряются. Внезапно ты проник в цветок, а цветок проник в тебя. Внезапно вы не двое — существует одно. Если ты начинаешь думать, вы снова стали двумя…Узки ворота настоящего. Даже двое не могут войти в них одновременно, только одно»[27, с.29].

В таком случае возникает не привычное отстраненное потребление музыки, а диалог вашего и музыкального пространства, который может сопровождаться целой гаммой сильных переживаний. При таком подходе одни и те же музыкальные отрывки будут всегда новыми для вас, так как ваше состояние меняется в зависимости от жизненной ситуации.

При общении с клиентом, особенно в начале консультации, я не придаю особой важности тому, что он мне рассказывает. В том, что говорит клиент, нет ничего нового и для него. Наверняка, он уже это рассказывал кому-то или сам размышлял в поиске ответа. Информация поступает из его «головы» для моей. Там нет описания истинной трудности, нет выхода на реальную причину проблемы. Поэтому гораздо важнее установить с ним сердечный контакт, послушать, что его душа сообщает моей. Входя в пространственное общение, я стараюсь слушать его речь, как музыку, то есть эстетически. Моя реакция будет не на слова, а на сопровождение его слов, а если еще точнее, на мои ощущения по поводу его слов.

У начинающих психологов часто бывает сложность, которая заключается в обилии различной информации, идущей от другого человека. Во время консультации клиент говорит пространно о себе разные слова. Иногда их бывает очень много. Как разобраться в речи клиента? На что реагировать, что следует уточнять, в каких словах проявляется проблема? Нередко, полезно слушать речь клиента, как музыку. Его трудность будет сопровождаться тем, или иным нарушением «музыкального исполнения». Например, вдруг какое-то слово начинает выбиваться из общего текста, внося дисгармонию в «музыку» клиента. Так выдает себя проблема, на нее-то следует обратить внимание.

Ключевое слово — это своего рода индикатор, который отличается от остальных. То ли оно прозвучало громче, то ли по стилю оно выпадает из текста, то ли при его звучании была какая-то особая интонация. Там, где мелодия будет фальшивой, там и есть ключевой момент, благодаря которому можно выйти на реальную сложность. Ключевое слово диагностируется чрезвычайно субъективно. Оно меня лично задело-зацепило, что-то особенное в нем или поведении клиента. Следовательно, единственного и правильного пути решения проблемы не существует. Каждый консультант выбирает те слова, которые как ключевые, срезонировали с ним.

Распределенное внимание

В исследованиях гештальт-психологов по поводу внимания было выявлено, что его важная характеристика заключается в выделении чего-то главного из всего поля восприятия. Обычное внимание человека можно сравнить с лучом прожектора, то есть оно имеет всегда некоторую направленность, что получило название «выделение фигуры из фона». В дальнейшем Ф. Перлс использовал идею в своей методике по гештальт-терапии [24].

Суть выделения фигуры из фона состоит в том, что в процессе наблюдения не все объекты реальности для нас однозначны. Мы «выхватываем» из фона наиболее важные, с точки зрения наших потребностей, элементы. Они и становятся некой фигурой на фоне других. Есть такая популярная картинка про вазу и двух лиц.

 

Рис.29.Схема двух профилей или вазы?

 

В зависимости от того, что мы выделяем в качестве фигуры, видим либо вазу на черном фоне, либо два профиля на белом. Почему-то кто-то видит вазу, а кто-то два лица? В основе выделения фигуры из фона лежат наши актуальные потребности. У кого что «болит», на то он и обращает луч своего внимания.

Обычное внимание имеет свои ограничения в объеме. Мы можем видеть только часть ситуации. Для консультации этого, конечно, недостаточно. Р-консультант должен держать в своем внимании множество вещей: наблюдать за жестами клиента, слушать его речь, прислушиваясь к собственным ощущениям, пытаться связать свои чувства и его слова в логике проблемы, планировать следующий шаг, помнить прошлый материал — и все это одномоментно. Поэтому ему необходим навык более широкого, чем в обычной жизни, внимания - видеть одновременно два лица и вазу.

Такое расширенное восприятие получило название «де-концентрированное» (О.Г. Бахтияров) [3] или «распределенное» (И.Н. Калинаускас) [13] внимание. Здесь подразумевается умение удерживать его на нескольких объектах одновременно. В процессе тренировки такого распределенного внимания исчезает деление поля восприятия на фигуру и фон. Возникает парадоксальный момент — то, что важно, проявляется во внимании само. В таком состоянии не я ищу важное, а оно «находит» меня, выходя в качестве фигуры на передний план моего восприятия.

Нередко З.Фрейду задавали вопрос о том, как ему удается во время психоанализа удерживать в своей памяти такое огромное количество материала (а у него были многолетние и частые консультации одного и того же человека). В ответ на что З. Фрейд предлагал аналитику не концентрироваться на чем-то одном и не стараться запомнить все, а наоборот, доверяя своему бессознательному, воспринимать окружающее и происходящее расконцентрированно. Он назвал данное состояние психолога в процессе слушания клиента как «парящее восприятие»[42].

Распределенное внимание можно представить как состояние без-мыслия. Подобный опыт возникает при проведении специальной духовной практики – медитации. При распределенном внимании человек сознательно не определяет для себя, на чем именно он сосредоточен. Важно все. При этом он предельно чуток ко всему происходящему (то есть находится в состоянии резонанса с клиентом, с ситуацией, со средой). При таком настрое самое главное содержание в ситуации беспрепятственно выходит на первый план. Оно не теряет контекста, то есть не искажается предвзятым восприятием: «это важно» или это «неважно».

Кроме того, распределенное внимание благодаря постоянному вниманию к контексту не дает упустить состояния «здесь и сейчас». Опора на «настоящее» не дает консультанту уйти в виртуальное пространство, в котором реальность происходящего взаимодействия затушевывается фантазиями и домыслами человека.

Для небольшой иллюстрации такого состояния можно использовать упражнение, которое предлагает О. Г. Бахтияров, один из исследователей расфокусированного внимания: «Вытяните руки перед собой и сведите два указательных пальца вместе. Сконцентрируйте на них свое внимание. Затем медленно раздвигая руки в стороны, продолжайте наблюдать за указательными пальцами. При этом старайтесь видеть их одновременно, хотя ваши руки будут расходиться на 180 градусов»[3].

Интересно, что такое расфокусированное внимание оказывает и на клиента полезное действие. Проницательный взгляд в упор может излишне активизировать защитные механизмы другого человека. При распределенном внимании взгляд получается мягким и безопасным.

Логика соединения слов клиента и ощущений психолога

Одна из сложностей резонансного подхода заключается в том, чтобы обнаружить, каким образом слова клиента связаны с возникающими при этом чувствами психолога. Здесь пока нет какой-то сформированной методики, часто такую связку приходится делать интуитивно.

Вот несколько примеров.

Клиент критикует свою мать. Говорит о том, что она его в детстве подавляла, и поэтому он не хочет с ней общаться. Поток речи практически нескончаем. Я как психолог прислушиваюсь к своим ощущениям и обнаруживаю, что у меня крепнет ощущение ненужности, клиент сам все делает без меня. Итак, есть тема про маму и ощущение ненужности. Отсюда родился вопрос — «А, может, вам мама не нужна?».

У клиента начинается протест, потом пауза, потом молчание, потом слезы. Через некоторое время клиент несколько растерянно говорит: «А, может, и не нужна. Она меня очень рано стала приучать к самостоятельности». Я задаю следующий вопрос «А, возможно, вы в детстве чувствовали свою ненужность, и это было больно?» После этого вопроса ситуация изменяется и начинается продуктивный разговор.

Следующий случай.

Богатый и преуспевающий в бизнесе клиент говорит о том, что он хорошо движется вверх, обходя своих конкурентов. Проблема в том, что он устает, но не может снизить скорость. Наблюдая за собой, отмечаю, что меня задевает его одежда, стильные часы, его успешность, в конце концов! В сравнении с ним я как-будто во многом проигрываю. Такая соревновательность – кто «круче» - характерна для подросткового возраста. Тут я понял, что это затрагивает мое самолюбие. В результате стало понятно, о чем его спрашивать: «Может, вся эта деятельность строится на защите самолюбия?» После этого вопроса мы быстро вышли на его школьную ситуацию, где его унижали. В результате чего он стал старательно избегать ситуаций, затрагивающих и «унижающих» его самолюбие.

На мой взгляд, и в этом особенность р-консультирования. Состояние психолога во время разговора ярче всего отражает самое главное в проблеме клиента. Однако благодаря специальным тренировкам, он не сваливается в проблему вместе с клиентом, а анализирует свое состояние в русле поиска ее причин. При этом он обращает внимание на то, как внутренний конфликт клиента отражается на отношениях с психологом. В результате он объективирует это противоречие в форме вопроса или утверждения. Похоже на то, как если бы отражение в зеркале чувствовало, как болит невидимая человеку царапина и сказало ему об этом.

 

 

Невидимая работа р-консультанта

В заключении описания специальных способностей я хочу привести наглядное описание, как это все происходит в моей практике консультирования. Резонансный контакт начинается с момента первого разговора, чаще всего по телефону, по поводу желания получить психологическую поддержку. В процессе нашего разговора у меня возникает начальный контакт с человеком, я уже начинаю внутренне готовиться к нашей предстоящей встрече.

Затем, когда я еду на консультацию, для меня также важно, что будет происходить со мной. Наш контакт развивается, хотя мы еще не видим друг друга. Другой человек, так или иначе, начинает настраиваться и готовиться к разговору. Это непосредственно отражается и на мне, и на окружающей ситуации. Даже вдруг возникшие пробки на дороге, транспортные сложности – это для меня информация о возможном сопротивлении клиента, его внутренней конфликтности по поводу консультации.

Придя в свой кабинет, я сначала настраиваюсь и вхожу в резонанс со своим рабочим пространством. При этом создается ощущение, что пространство становится моим. То есть я реально ощущаю себя не в рамках своего физического тела, а в объеме всей комнаты. Теперь я могу некоторое время уделить внутренней настройке, сконцентрироваться на чаше покоя («базе») внутри себя.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.