Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Описание основных психоэмоциональных состояний 6 страница



Для уменьшения опасности «загрязнения» рабочих отношений могут быть применены специальные приемы. Желательно обговорить их с клиентом до начала консультирования. К этим мерам сохранения рабочих отношений относятся следующие:

― психолог принимает клиента на своей территории. Клиент к вам приходит, а не вы к нему. То есть ему что-то от вас надо, а не вам от него. Это дает дополнительную инициативу психологу;

― прием ведется строго по времени, которое заранее оговаривается с клиентом (45 минут — 1 час). Консультация должна заканчиваться не в результате решения проблемы, а по истечении обговоренного времени. Эта мера может препятствовать тому, что клиент начнет «тянуть» время, а в последние пять минут вдруг вспомнит «ужасно важный» материал. Когда он заранее знает об ограничении времени, он вынужден будет полноценно работать в отведенный для консультации срок;

― оплата берется до начала сеанса. Если планируется несколько встреч, то лучше брать деньги вперед на 3―5 сеансов. Если человек заплатил заранее, то вероятность того, что он придет значительно возрастает;

― договориться с клиентом о времени ожидания при его возможном опоздании (5―7 минут). Если клиент приходит позже хотя бы на минуту, сеанс консультации не проводится, деньги не возвращаются. Опоздание можно рассматривать как проявление скрытого сопротивления. Сильное опоздание говорит о такой же степени сопротивления, которое все равно сделает консультацию неэффективной;

― если клиент приходит раньше, попросить его подождать. Даже если вы в это время свободны. Сеанс надо начинать в назначенное время. Приход клиента раньше времени — это опоздание наоборот, то есть тоже сопротивление, только более замаскированное;

― психолог не дает гарантии. Принятие психологом полной ответственности за результат может усилить пассивность клиента;

― запрет на любые, выходящие за рамки рабочих, отношения (сексуальные, деловые, товарищеские и т. д.) с клиентом. Желания клиента таких отношений необходимо рассматривать как сопротивление и использовать как материал для психологического анализа;

― отказ от подарков или оплаты свыше ранее оговоренной. Подарок может быть скрытой формой подкупа психолога, которой может создать ответную зависимость от клиента;

― при работе психолог не должен отвлекаться (пить чай или разговаривать по телефону). Отвлечения во время работы на психологическом уровне могут рассматриваться клиентом как проявление неуважения к нему и его проблемам;

― желательно избегать консультировать тех, с кем уже были «нерабочие отношения» (друзей, супруга, родителей, деловых партнеров и т. д.). Как только доберетесь до важного материала, в качестве неосознанной защиты человек может «перепрыгнуть» на предыдущий нерабочий уровень отношений. Лучше постараться найти для своих знакомых другого психолога;

― предложить клиенту на время работы не обсуждать полученный при консультировании материал с другими людьми (друзьями, родственниками, специалистами). Обсуждение клиентом «на стороне» может привести к утечке создаваемого вами на консультации напряжения, необходимого для психологической работы.

На мой взгляд, умение строить и поддерживать рабочие отношения является необходимым условием успешной психологической работы. Можно даже сказать, что сами по себе эти отношения уже являются целебными и помогающими. К сожалению, при профессиональной подготовке специалистов совершенно упускается такой важный ее раздел как формирование психологии профессионала. В этом одна из проблем России — у нас много хороших людей, но крайне мало профессионалов. Настоящий профессионал способен отделять себя от роли, что дает ему возможность управлять ею. В этом заключается основной способ преодоления синдрома «сгорания» и психологической усталости. Когда психолог ― не человек, он не устает от «себя», не болеет и не «сгорает».

Данное совершенно не означает, что человек, исполняющий роль, становится безэмоциональным, как робот. Внешне психолог должен быть похож на человека. Здесь можно провести аналогию с театром. Актеру по содержанию пьесы следует играть, например, преступника. Если это хороший исполнитель, то он представит свой персонаж на сцене и правдоподобно, и убедительно. Плохой же актер будет играть не преступника, а самого себя. Или заявит, что он никогда не был преступником и ему неприятно находиться в этой роли. Мастерство актера заключается как раз в способности к перевоплощению, то есть изображению непохожих на себя персонажей.

Последовательное размышление о том, кто такой психолог, приводит к тому, что психолог — это во многом то, что делает из него клиент. От того, в какую роль клиент будет «загонять» психолога, можно сделать вывод о его проблеме. Если в роль Авторитета, то это, возможно, говорит о внутренней неуверенности. Если Следователя, то у него повышенный самоконтроль. Если Друга, то в данном случае мы имеем дело с зависимым человеком, у которого не удовлетворена потребность в эмоциональном контакте. Если Врача – то у клиента нарушены близкие отношения с собой, он себя плохо понимает. Конечно, это не окончательные диагнозы, но их можно проверить в последующем общении с ним.

 

Рис.24. Схема житейскго общения

 

Рис.25.Схема терапевтического

общения.

То есть психолог работает через этот, созданный клиентом,«образ психолога», фантом.Сила его заключается не в нем самом, силой наделяет его клиент. В принципе психолог — это «голый король». Консультация заканчивается, когда психолог будет разоблачен и увиден как человек. Профессионализм психолога заключатся в том, чтобы помочь клиенту создать этот образ и зарядить его максимальным количеством энергии, раньше времени не разочаровать, не «проколоться». В каком-то смысле психолог всегда как бы обманывает клиента, но без этого невозможно помочь. Прямой и открытый способ помощи клиент либо отвергнет, либо будет им напуган.

Психолог как заместитель “Я” клиента

Обучение в духовной традиции подсказало мне возможную модель отношений между психологом и клиентом. В традиции есть особый тип отношений – между учеником и Мастером. Тот, кто хочет учиться, заключает определенный договор с Мастером, как с более целостным существом. Суть его содержания заключается в том, что ученик согласен, что он сам не может стать хозяином своей жизни, ему нужна помощь. Этот начальный этап таких отношений называется сдача. «Сдаться» - значит отдать Мастеру свой главный командный центр, свое «Я». Делать не так, как хочется самому, а так, как скажет Мастер. В древних учениях вообще было такое обращение к Мастеру – «Прими меня как труп в руки умывателя трупов».

Данную аналогию можно применить к общению психолога и клиента. Приходя к психологу, он признает, что самостоятельно справится со своей жизнью, не может. Внутренний конфликт его субличностей создает невроз. Когда они начинают конфликтовать, то проблема усугубляется. Например, одна субличность ругает другую, или ситуация, когда одна субличность что-то хочет, а другая этого желания боится.

Самостоятельно человеку не всегда удается разрешить подобный конфликт. Он попеременно только лишь отождествляется с каждой субличностью, перескакивает с одной позиции на другую. Из теории решения конфликтов известно, что для их конструктивного разрешения необходим кто-то третий, который станет посредником-медиатором между конфликтующими частями. Если мы говорим о внутреннем конфликте, то это нейтральное место может быть только у не-отождествленного «Я». Остальное все равно будет субличностью. Поэтому достаточно трудно «самому в себе разобраться». Без специальной подготовки человеку трудно долгое время находиться на месте неотождествленного «Я», всегда есть опасность «впасть» в какую-нибудь часть личности и возобновить внутреннюю борьбу. Помощь извне возможна только в том случае, если психолог сможет занять эту позицию нейтральности в отношении конфликтующих сторон клиента. То есть, на время консультации психолог находится заместителем «Я» клиента.

Какими же признаками обладает неотождествленное, чистое «Я», как правильно быть его заместителем? Прежде всего, «Я» не имеет никаких атрибутов, оно никакое. Про «Я» вообще ничего нельзя сказать, кроме того, что оно есть. Второй важный признак, что оно не оценивает, не критикует, не жалеет (это все субличности), «Я» находится в нейтральной позиции и рассматривает все происходящее на уровне фактов, а не интерпретаций. Все эти качества могут быть применимы к роли психолога.

 

 

Психолог тоже человек

После ознакомления с моей теорией о том, что «психолог — не человек», одна моя клиентка стала упрекать меня в неискренности. «Вы ведете себя так, как полагается вести психологу. Сами же писали, что психолог — это актер. А мне хочется с вами живого контакта!» Как я ее не убеждал, что я открыт и естественен, ничего не помогало. Тогда я задумался над этим противоречием и увидел, что в «нечеловеческом» подходе нет всей правды о психологе. В результате этих размышлений я понял, что есть два этапа подготовки консультанта.

На начальной стадии необходимо разотождествление себя и своей профессиональной роли. Оно необходимо для того, чтобы не привносить в отношения с клиентом своих проблем, проекций из прошлого или будущего, своих моральных принципов. В создании рабочих отношений важно, чтобы они отличались от привычных житейских контактов, которые бывают с друзьями, родственниками, коллегами по работе. Психолога можно рассматривать как роль, у которой есть свои правила и ограничения. На этом уровне психолог близок к актеру. Похожий этап ухода от себя, нагруженного собственными жизненными и житейскими проблемами, называется «психолог — это не человек». Тогда происходит временная «деромантизация» представлений о психологе как «сверх-человеке», «спасителе человечества», «целителе душ» и т. д.

Таким образом, можно снять путаницу, которая возникает у психологов между желанием помочь и самоутверждением. «Нечеловеческая» позиция является хорошей профилактикой для того, чтобы личные трудности у психолога преждевременно не «вылезли» и не использовались им для демонстрации своего превосходства над личностью клиента.

Но потом необходим второй этап, который я обозначаю как «психолог ― тоже человек». Следующая стадия профессиональной подготовки психолога заключается в том, чтобы, сохранив инструментальную позицию по отношению к себе (отношение к себе как к инструменту), вернуться в «человеческое состояние». Такое, о котором К. Роджерс как-то сказал: «Я понял, что чем больше я буду собой в контакте с клиентом, тем лучше я смогу ему помочь» [30]. То есть, на другом этапе уже важно развитие таких качеств в общении с клиентом как открытость, присутствие, прозрачность, отсутствие «маски», опора на эмоционально-чувственную сферу.

Если психолог без первого этапа сразу начнет стремиться «быть собой», то в таком случае вместе с открытостью может проявиться и нетактичность, и бесцеремонность, и даже откровенное хамство. Только после того, как я смог сформировать профессиональную позицию, в ее рамках становится возможным проявлять себя «таким как есть». Проявляется уровень мастерства уже тогда, когда психолог действительно работает не через методики, а самим собой.

 

Немного мистики: духовное пространство профессии

При подготовке себя как профессионала очень важно знать то, что относится к профессии, но это еще не все. Необходима постоянная практика в выбранной сфере, но и этого недостаточно. Крайне важна специальная подготовка личности самого профессионала. Конечно! Но необходимо и еще что-то, оживляющее профессионала, что дает ему возможность перейти от технического ремесла к искусству. Именно оттуда профессионал берет свою неисчерпаемую энергию. Я бы назвал это «что-то» ― духом профессии.

Такое происходит, когда психолог как инструмент соединяется с духом своей профессии. В результате этого он становится профессионалом, мастером. Его работа, ее качество и количество не обусловлено внешними источниками, например, такими как сумма гонорара. Все это становится вторично, его основная энергия теперь идет из другого источника. Я называю этот источник «духовное пространство профессии». Поэтому, сколько бы ему ни платили, профессионал всегда работает одинаково. Одинаково безупречно. Он уже не может работать ниже своего уровня.

Когда-то давно мне запомнилась фраза о том, что не человек выбирает профессию, а профессия выбирает его. Сначала она мне показалась просто оригинальной, но потом я понял всю ее глубину и справедливость.

Я помню, как меня выбрала психология. У меня никогда даже мысли не было стать психологом. С детства я очень любил рисовать, поэтому пошел учиться на архитектурный факультет. Благополучно доучился до пятого курса, делал свой диплом по организации городской зоны отдыха. В это время мой знакомый прочитал объявление о том, что в нашем городе проводится недельная «Школа общения». Я подумал, что мне как архитектору конечно надо уметь общаться, чтобы договариваться с заказчиками и продавать свои проекты. Так я записался в эту «школу» и прошел в ней психологическое обучение. Для кого-то это было одним из интересных и занимательных эпизодов в жизни. Я же после этого поменял свою профессию. Кстати, что интересно, многие из тех, кто проходили у меня обучение, тоже «заболевали» психологией.

В результате размышлений о случившемся у меня возникла такая фантастическо-мистическая картинка. Мне представляется, что реальность неоднородна, что в ней есть самые различные уровни и потоки. Все, что делается на физическом уровне реальности, непосредственно связано с другими ее уровнями, где есть все знания обо всем. Знания можно получать из книг и от людей, но можно получать напрямую из этого пространства «знаний обо всем». Возможно, там существует поток такого знания, которое условно называется «психология». Соединившись с этим пространством, можно черпать оттуда всю накопленную там информацию. На этом уровне можно напрямую общаться с Зигмундом Фрейдом, Карлом Роджерсом, Фрицем Перлсом и многими другими психологами. Не как с великими, авторитетными и мудрыми «памятниками», а как с реальными живыми людьми, которые создавали свои теории через ошибки, страдания, сомнения. Следует к ним относиться не снизу вверх, а как к своим друзьям и коллегам. Не суггестироваться, а быть с ними в диалоге.

На мой взгляд, это и есть самое важное — «подключиться» к потоку своей профессии. Такое возможно только через другого человека, который уже «подключен». Через книги или собственные размышления это сделать достаточно сложно, возникает высокая вероятность просто впасть в очередные иллюзии. Поэтому в подготовке профессионала необходим живой контакт с реальным носителем знаний, мастером в своей профессии. Чем бы вы с ним не занимались, главное находиться с ним в реальных отношениях.

Как сказал один мастер: «Знания даются в непосредственном живом контакте через молчание». Или как пошутил другой мастер: «Знания передаются микробами». Когда происходит такое «подключение», тогда рождается Ученик, то есть появляется тот, кто учится. Отношения «Мастер» — «Ученик» не являются иерархичными, по отношению к знанию они находятся на равных. Мастер - не обладатель знания, он всего лишь посредник для Ученика. Любовь к Мастеру — это любовь к знанию.

 

Частнопрофессиональный блок

Подготовка в рамках психотерапевтических моделей

Следует отметить, что резонансное консультрование является интегративным методом. Поэтому, для успешной работы необходимо предварительное знакомство с современными психотерапевтическими методиками. Резонансное консультирование предлагает их использование, но в контексте своей системы.

Некоторые способы резонансного метода можно найти в психоаналитическом подходе («пустой экран» (З. Фрейд) [41], формирование и анализ переноса и сопротивления) [42], в психосинтезе (способность к де-идентификации с профессиональной ролью)[1], в гештальт-терапии (быть «здесь и теперь», уход из «средней зоны», целостность ситуации «клиент-психолог») [25], в НЛП («отзеркаливание», присоединение) [11], в транзактном анализе (удержание «Взрослой» позиции в контакте) [5]. Кроме того, для резонансного консультирования необходима специальная подготовка психолога способа построения резонансных отношений с клиентом.

Рассмотрим сначала существующие способы подготовки, которые присутствуют в психотерапевтических методиках и возможность их использования в резонансном методе.

Психоанализ. В описываемом методе резонансного консультирования используется психоаналитическая идея о том, что проблемой является конфликт между сознательным и бессознательным желаниями. Отсюда решение проблемы только в поле сознания невозможно. Поэтому обращение клиента с каким-либо вопросом говорит о том, что он не знает полностью своей реальной проблемы.

В процессе психоанализа происходит бессознательный перенос отношений со значимыми фигурами из прошлого на психоаналитика. Для того чтобы такой перенос произошел, в психоанализе к роли психоаналитика предъявляются особые требования. В частности, он должен ничего про себя не рассказывать и быть своего рода зеркалом переноса клиента.

В Р-консультировании это требование сохраняется. Только перенос рассматривается не из прошлого, а из настоящего. На психолога переносится вытесненная в результате внутреннего конфликта часть. Поэтому в отличие от невключенности психоаналитика в разговор с клиентом («пассивное отражение»), психолог становится «живым» зеркалом клиента, вступая с ним в различные взаимодействия. Отличие Р-консультирования от психоанализа в том, что психолог активно вовлекается в процессы переноса («играет в его игры») с тем, чтобы потом точнее их проанализировать.

Очень интересным является описание З. Фрейда о «парящем восприятии»[42]. Когда его спрашивали, как ему удается запоминать такой большой материал (ведь он был противником записей на консультации), З. Фрейд говорил о доверии своему бессознательному, о том, что ничего не надо специально запоминать, об особом состоянии на сеансах, которое он назвал «парящее восприятие». Его описание такого состояния очень похоже на то, которое возникает при резонансном контакте с клиентом.

Также данный метод очень близко соприкасается с современными тенденциями в психоанализе, в частности, с интерсубъектным подходом Х. Когута [33]. Он отстаивал позицию, по которой основным инструментом в психоаналитическом исследовании является именно эмпатия аналитика. Х. Когут считал, что непрерывное эмпатическое исследование является неотъемле­мой составляющей психологических преобразований, спо­собствующих терапевтическому изменению. В этом и заключалось его революционное нововведение: эмпатия была признана не только обязательным условием аналитической работы, но самой сутью метода психоанализа. В своей посмертно опубликованной работе Х. Когут заявляет, что аналитик способен достичь столь высокой эмпатичности, что пациенты начинают ощущать себя его частью и наоборот.

Гештальт-терапия. Используется идея гештальт-терапии о фигуре и фоне, которая может перекликаться с психоаналитическим подходом (сознательное как фигура и бессознательное как фон). При Р-консультировании то, что клиент говорит, рассматривается фигурой консультационного процесса, а то, что происходит с психологом, является фоном. Применение этой идеи дает более углубленное понимание «зеркальности» психолога. Психолог не только отражение вербального и невербального материалов клиента, но и сам отражение его психоэмоционального состояния. То, что с ним происходит во время общения с данным клиентом, является важным материалом для анализа. Таким образом, психолога и клиента можно рассматривать как некое целое психического пространства клиента.

Идея Ф. Перлса, на которую опирается теория Р-консультирования, — об иерархии потребностей и о том, что неотреагированная потребность («незавершенный гештальт») является причиной невроза. В гештальт-терапии считается, что при контакте с психологом у клиента независимо от его сознательной цели прихода всегда будет актуализироваться его самая важная проблема. Отсюда одно из требований к Р-консультанту (которое также предъявляется в гештальт-терапии) - стабильно удерживаться в настоящем, быть «здесь и теперь», не уходить в «среднюю зону», виртуальную реальность.

Психосинтез. Одна из проблем, с которой приходится сталкиваться работающему психологу, заключается в том, что инструментом его работы является он сам, то есть психолог тождественен своему рабочему инструменту. При подготовке психолога к Р-консультированию используется идея А. Ассоджиоли: «То, с чем мы отождествляемся, начинает нами управлять. Мы управляем тем, с чем можем разотождествиться»[1]. Идея об отделении своего «я» от роли психолога. Такая де-идентификация с профессиональной ролью дает возможность психологу вовлекаться в процессы переноса, но не терять при этом своей психологической позиции.

Здесь уместнее представить роль психолога как некоторую «куклу», с которой начинает играть клиент. Психолог же по характеру этой игры может диагностировать и корректировать проблему клиента. В Р-консультировании в сжатом виде это постулируется как «психолог — это не человек». Данное правило накладывает определенные требования на психолога, в частности, он должен быть способным удерживаться в этом разотождествленном состоянии продолжительное время.

Другая важная для Р-консультирования идея психосинтеза заключается в том, что проблемой является конфликт между субличностями человека (субличность как отражение определенных потребностей человека). В основе проблемы лежат не конструктивные взаимоотношения между частями его личности, а решение проблемы ― перевод этих отношений в сотрудничающие. Похожую идею использует Ф. Перлс в своем классическом методе «Два стула» [24]. При Р-консультировании психолог встает на место одной из субличностей клиента, в результате этого внутренний конфликт становится внешним и видимым для дальнейшего совместного исследования.

Нейро-лингвистическое программирование. В данном подходе хорошо проработана идея, заключающаяся в том, что для полноценного контакта необходима предварительная подстройка общающихся друг к другу. Идеи «подстройки» и «отзеркаливания» [11] близки к идее резонансного подхода.

Гуманистическая психология. Она утверждает, что главное средство психотерапии — общение, а основной продукт общения — возникающие межличностные отношения. В Р-консультировании используется идея гуманистического подхода о том, что отношения между психологом и клиентом являются важнейшим моментом исцеления.

Очень близкими Р-подходу являются идеи К. Роджерса по поводу эмпатии. Он писал, что быть с другим означает, что на какое-то время вы откладываете в сторону собственные взгляды и ценности для того чтобы без бремени предрассудков войти в чужой мир. В тоже время К. Роджерс указывает, что при таком способе работы нужна определенная техника безопасности: это может быть доступно только человеку, который чувствует себя настолько уверенно, что не боится заблудиться в чужом мире, который может оказаться достаточно неожиданным и хаотичным, и когда понадобится, целым и невредимым вернуться в свой собственный мир [30].

Семейные системные расстановки. Б. Хеллингер писал о феномене «замещения», многократно им обнаруженном, легшем в основу метода семейных системных расстановок. Этот феномен заключался в том, что когда член терапевтической группы брал на себя исполнение какой-либо роли из семейной истории клиента (например, его отца), то он испытывал чувства, которые в реальности испытывал носитель этой роли, то есть сам отец. Хотя сам заместитель ничего об этом заранее знать не мог, Б. Хеллингер объяснял это системными законами, которые работают независимо от нашего знания о них [45].

Его способ работы очень близок к резонансному методу. В одной из последних работ Б. Хеллингер использовал термин «созвучие» как наиболее важный компонент психологической работы. «Созвучие предполагает, что я вхожу в состояние резонанса с другим человеком, нахожусь на одной волне, резонируя с ним, понимая его…я не отдаюсь другому, в созвучии с ним я остаюсь на дистанции, именно это позволяет мне воспринимать и понимать». Можно предположить, что чувства психолога во время консультации связаны с тем, что он также становится участником системной ситуации, только это внутриличностная система самого клиента.

Описания подготовки вышеуказанных качеств в рамках психотерапевтических подходов присутствуют в специальной литературе, поэтому я не буду останавливаться на них более подробно.

Специальный блок подготовки

Таким образом, идеи резонансного подхода в консультировании так или иначе прослеживаются во многих психотерапевтических моделях. Нередко на дискуссиях по поводу оригинальности метода Р-консультирования мне объясняют, что я не предлагаю ничего нового, это просто «поздний психоанализ» и т.п. На что я обычно отвечаю «Вот видите, даже психоанализ использует резонансное консультирование!». Это конечно шутка.

Важным является другое. Многие психологи писали об использовании тех или иных аспектов того, что я обозначаю как резонансный подход в консультировании. Но почти никто не объяснял, как этому научиться! В литературе практически отсутствуют описания каких-либо технологий для развития умений вхождения в резонансные отношения. В результате многолетних поисков мне удалось выявить и собрать возможные подходы и методики к практическому развитию резонансных способностей психолога. Интересно, что большинство из них были найдены в результате изучения так называемых духовных практик.

По поводу духовных практик следует отметить следующее. Сразу хочу оговориться, что сам термин «духовные практики» не совсем адекватен. Прямой перенос духовных практик в социальную реальность проблематичен, так как в духовных традициях они используются не как практики, а входят в соответствующую жизнь. То есть этот термин достаточно условен и может рассматриваться только в прагматическом контексте применительно к включению элементов духовной работы в тот или иной вид социальной деятельности.

Духовные традиции – это своего рода специальные лаборатории по исследованию возможной эволюции человека, его развитие «в определенную сторону», например, развитие его к целостности. Для этого существуют специальные практики-технологии, придуманные, опробованные и отшлифованные поколениями людей. Некоторые из этих технологий вполне могут быть перенесены в социум для развития определенных способностей и получения определенных состояний. Но отнюдь не все, потому что многие технологии так называемой духовности предназначены для использования при специальном образе жизни.

Благодаря поискам удалось выявить, что Р-консультанту для эффективной работы необходимы следующие способности и качества:

— наличие «внутреннего наблюдателя»;

— создание «нулевой» Я-концепции;

— способность к объемному восприятию;

— умение использовать «активное» слушание;

— владение распределенным вниманием;

— развитие эмоциональной пластичности, чувствительности и устойчивости.

Возможно, что этот список неокончательный и неполный. Я выбрал эти способности как специфически важные именно с точки зрения осуществления таких тонких взаимодействий с другим человеком как резонансные. Немаловажным является и то, что речь идет не о стихийном резонансе, который возникает без специальной подготовки у любого человека в некоторых ситуациях. Я рассматриваю это как специальный осознанный навык, умение, которое поддается развитию и тренировке.

В последней части книги даются упражнения по тренировке этих специальных способностей.

Развитие «внутреннего наблюдателя»

Выше я уже отмечал, что удержание психологом во время консультации разотождествленного «зеркального» состояния дает возможность воспроизвести внутренний конфликт клиента во взаимоотношениях с психологом. При этом психолог становится «заместителем» (используя термин Б.Хеллингера) [45] одной из конфликтующих субличностей самого клиента. Но для того чтобы войти в невроз клиента и «остаться живым», то есть одновременно с этим суметь его проанализировать, нужна специальная подготовка.

Аналогом этого «двойного» состояния может быть актерское мастерство, когда артист, испытывая эмоции своего героя, в то же время наблюдает и отдает себе отчет в том, что он делает. Актер играет собой, то есть он одновременно является тем, кто это делает, и тем, чем это делается. Именно для того чтобы зафиксировать это внутреннее разделение, я иногда использую формулу «психолог — это не человек». Иногда это выражение вызывает ожесточенные споры, оно воспринимается как указание на то, что психолог должен быть бесчувственным и безэмоциональным, как робот. Я же имею в виду то, что у меня как у человека есть инструмент под названием «Психолог». Все, что происходит, совершается не со мной, а с Психологом.

Для того чтобы осознавать разделение себя и своей роли, необходима дополнительная позиция «внутреннего наблюдателя» (рис. 26), то, что в разных традициях называется «разотождествленное состояние», «де-идентификация», «стабильное самосознание», «самопамятование».

 

Рис.26. Схема позиции самонаблюдения.

 

В процессе любой деятельности необходимо выходить в такую позицию самонаблюдения, которую можно обозначить как нейтральную. При этом мы смотрим на себя как бы со стороны. Например, вы сейчас читаете текст, но при этом вы можете наблюдать за собой читающим. Если у вас возникнут мысли по поводу себя читающего, то также можно наблюдать за собой «думающим». Вы остаетесь самим собой, но наблюдаете себя так, как вас видит другой. И этот другой смотрит на вас незаинтересованным взглядом. Этот внешний взгляд может быть сверху, сбоку, с потолка и т.д.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.